А. С. Пушкин Евгений Онегин как энциклопедия русск

Новосельцев Григорий Петрович
. А.С. Пушкин Евгений Онегин.

Это был первый роман в стихах в русской литературе. Начал он его писать находясь в южной ссылке в Кишеневе. Напомню, что он был в то время атеистом и даже брал уроки атеизма. Закончил он его находясь в Болдино. Но, напомню, перед этим была ссылка в Михайловское, где радикально поменялось его мировоззрение, а потом он его дорабатывал ещё год. Зачем я заострил вновь на этом внимание? Что бы вновь указать на необходимость рассматривать его произведения учитывая мораль, нравственность и религиозные взгляды того общества, когда он жил. А также биографию самого Пушкина.
Еще хотелось обратить на одну особенность романа, которая как раз характеризует различие в понимании западной и русской культуры. Этот роман, как и многие русские романы того времени заканчиваются на том моменте, на котором начинаются западные.
Смысл жизни западной культуры выражаемый в литературе показывает как люди стремятся к богатству и комфорту в этой жизни, они его достигли и все конец произведения. Евгений Онегин начинается с того момента, как Онегин едет вступить в немалое наследство. Причём он наследник всех своих родных. И все это богатство не делает его счастливым. А финал этого романа, когда Онегин встречает преобразившуюся Татьяну, мог бы быть началом романа на западе.
О чем этот роман. О любви? Так роман и не может без любви. В самом сюжете нет ни чего сверхъестественного. На этот же сюжет он напишет повесть «Капитанская дочь». И когда будем разбирать ее мы будем сравнивая с Евгением Онегиным. А без этого сравнения м не поймем всей глубины обоих произведений. Но что считать любовью, а что страстью. Любовь себя отдаёт, а страсть стремится подмять все под себя. Мы имеем две пары «влюблённых»: Евгения и Татьяну, Ленского и Ольгу. Я не случайно взял это слово в скобки. Потому что надо разобраться где там любовь, а где страсть.
Но зная творчество Пушкина можно смело предположить, что понимание этого произведения значительно глубже сюжета: Пушкин может несколькими словами описать то, что иной автор бы описывал бы много страниц.
Есть исследования где рассматривается каждая строчка этого произведения и находиться очень много интересного.
В свое время русский критик В. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» Пушкина «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». Но почему «энциклопедией»? Ведь мы привыкли так определять многотомное справочное издание, а не тонкую стихотворную книжку! По моему мнению, дело в том, что в этом романе не впервые в русской литературе с необычайной широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха — жизнь России начала XIX века.
В своем романе и в сюжете, и в лирических отступлениях Пушкин изобразил все слои российского общества: высший свет Петербурга, дворянская Москва, дворянство, крестьянство — то есть весь народ. Это позволяет нам говорить о «Евгения Онегина» как о подлинно народный роман.
В «Евгении Онегине» показано и столицу, и провинцию, и деревня, и город. Здесь, как в настоящий энциклопедии можно узнать, как воспитывали молодых аристократов, они гуляли в детстве, куда ездили развлекаться, во одевались и что было модным, какие пьесы ставили в театре и каким было меню изысканных ресторанов. На основе пушкинского текста можно даже составить точный распорядок дня молодого дворянина.
Автор хорошо знал и любил Петербург — город, где жили лучшие люди России: декабристы, литераторы, люди искусства. Пушкин очень точен в описаниях, не забывает он ни о «соль едкую тонкой злости», ни о «вездесущих чудаков», ни о «заядлых собирателей эпиграмм». Глазами столичного жителя показана нам московский «ярмарка невест». Описывая московское дворянство, Пушкин преимущественно прибегает к саркастических характеристик:
Здесь был, однако, цвет столицы,
И знать, и модности образцы,
И несколько дураков, как положено,
И вездесущие чудаки.
Поэт с нескрываемым сожалением констатирует, что популярность человека зависит от его статуса в обществе. Он показывает бездуховность столичного общества, их низменные интересы и умственную ограниченность.
Уже игрой слов в эпиграфе ко второму разделу поэт показывает, что современная Пушкину Россия — прежде сельская. Видимо, поэтому и дворянство в романе выписано наиболее основательно. Причем, описывая дворянство, Пушкин ограничивается мягкой иронией. Провинциальный общество предстает в романе как карикатура на высший свет. Достаточно вспомнить появление пары Скотининих на именинах Татьяны. Показательно и то, что задолго до написания «Евгения Онегина» эта пара уже была осмеяна Фонвизиным в комедии «Недоросль». Таким образом, Пушкин показывал, что в течение того времени, который отделял современную Пушкину провинцию от провинции, описанной Фонвизиным, ничего не изменилось.
Но считать Пушкина обличителем ради обличения так же не умно. Для этого и ума то не надо, достаточно разума. Напомню комедию Горе от ума. Добролюбов отказал главному герою Чацкому в наличии ума. Но так же в этой комедии показано насколько высший свет был зациклен на общественном мнении. Последние слова комедии - это слова Фамусова: «Что скажет княгиня Марья Алексеевна». У человека полное фиаско его жизни, а он думает, как он будет выглядеть в глазах общественного мнения.
Но вернёмся к Онегину. Автор показывает, как воспитывался Онегин. Так же, как и почти все дворянство. Их воспитывали иностранцы. Но с языком они приносили в нашу культуру своё понимание мира и образ жизни. А это построение рая на земле. Русская же цивилизация стремится к спасению души человека для жизни вечной. Это главный конфликт общественной жизни, когда существовало две культуры, причём кардинально противоположных.
Они учили принципу брать от жизни все, жить вы праздности и развлечениях. Но праздность непременно приводит к скуке и депрессии.
Онегин демонстративно показывает пренебрежение этим обществом, но в то же время следует за ним, принимая вызов импульсивного молодого человека, хотя мог бы и уклониться от неё. Можно сказать от скуки он убивает того, кого он называл не так давно другом.
.Онегин — воплощение европейского сознания, культуры, образования. Он читает Руссо, экономиста Адама Смита, историю «от Ромула до наших дней», Байрона. При этом автор специально подчерчивает его отчуждённости от народной жизни: Евгений не имеет семьи, его воспитывал иностранный гувернёр, поэтому неудивительно, что и русским языком он пользуется время от времени.
Следует обратить внимание на деталь, которые у Пушкина имеют большое значение. Мы не знаем имени отца Онегина. О нем знает только.
Служил отлично, благородно
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
Почему Пушкин не указывает имени отца? Отец - это отечество, знание традиций и приятие обычаев своих предков. А Онегин в этом не нуждается. Он воспитан по европейским принципам и фактически в России на положении иностранца.
Владимир Ленский придерживается либеральных взглядов, у него "геттингенская душа". Геттингенский университет в Германии был одним из наиболее либеральных университетов Европы: "...С душою прямо геттингенской..." (глава 2 строфа VI)
Так же не указано имя отца. По той же причине. Он вырос в Германии и не понимал Русской жизни, но и светская жизнь его тяготила. То же отразец эмигранта в своей стране.
Показательно, что с Татьяной Онегина сближает прежде одиночество, они оба чужие в дворянской среде. В письме к Онегину Татьяна признается:
Ты представь: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
В изнеможении мнение туманится,
И спасения уже нет.
Татьяня Ларина, старшая дочь почившего бригадира Ларина соткана из противоречий. Автор именует ее «русскою душой». Но при этом она пишет письмо на французском. В романе сказано, что её воспитывали французские любовные романы, которыми она зачитывалась вместе с матерью.
Ее душа любви хотела
И дождалась явился он.
Онегина она полюбила или только тот образ который она себе насочиняла под влиянием прочитанного?
Но при этом она советуется в нахлынувшем на нее чувстве не с матерь а с няней, крепостной крестьянкой. И при этом она не занималась рукоделием.
Её возраст так же является до сих пор поводом для споров. Есть две версии: ей 17 и 13 лет.
Теория 13-летней Татьяны подтверждается строками романа «Уничтожать предрассужденья, / Которых не было и нет / У девочки в тринадцать лет!». Также указанием на возраст героини являются строки: «Британской музы небылицы / Тревожат сон отроковицы» (слово «отроковица» говорит о возрасте от 7 до 15 лет, например, согласно словарю Владимира Даля). Разговор с няней подтверждает: «И полно, Таня! В эти лета Мы не слыхали про любовь», слова «эти лета» согласуются с тем, что няню выдали замуж в 13 лет. Сексолог Александр Котровский утверждает, что данная версия хорошо объясняет и ставит всё по своим местам: для 26-летнего опытного Евгения 13-летняя Татьяна показалась слишком мала, и он отверг ее. Чувства вспыхнули, когда он увидел ее уже взрослой девушкой. Другое подтверждение крайней молодости Татьяны — что встретив потом снова Татьяну на балу Евгений сперва едва узнал ее — столь она изменилась. Если бы Татьяна сразу была взрослой, этого бы не случилось. А то, что 13-летняя девушка через несколько лет сильно изменилась — обычное дело. Возвращаясь с бала, Онегин думает: «Ужель та самая Татьяна? Та девочка…» (то есть раньше он ее воспринимал как девочку). «Вам была не новость смиренной девочки любовь?» — подтверждает Татьяна.
Лучшие качества характера Татьяны берут начало в народной морали. Которая так же была противоречива: суеверные гадания и православные традиции, ведь её воспитывала не француженка-гувернантка, а няня-крепостная. Недаром влюблена в Онегина героиня рассказывает о своем чувстве именно ей, близкому человеку на свете.Правда, когда читаешь разговор Татьяны с няней, возникает ощущение, что влюблена барышня и несчастная бесправная женщина вряд ли имеют что-то общее в личной сфере.
Татьяна уверена, что на добро люди должны ответить добром. Понятие достоинства — одно из определяющих в ее образе. Юная девушка заканчивает своё послание к Онегину словами:
На сердце стыд, страх и мука …
Но ни с чем я не таюсь,
И ваша честь мне порука …
Впрочем, взрослый Татьяна также не изменяет своим принципам:
Я вас люблю (зачем скрывать?)
Но с кем я другому —
Останусь верна.
Ее понятия достоинства никогда не позволит Татьяне нарушить клятву верности.
Она поняла каков он на самом деле. Но маска которую он надел для защиты от этого общества уже настолько к нему приросла, что стала его сущностью.
Как видим, Пушкин не дает однозначных оценок персонажей, подчерчивая прежде всего на том, насколько было важно для каждого осмыслить себя как личность.
Ещё пару слов скажу о других героях романа. Я намеренно не дал ответа на вопросы поставленные в начале повествования, давая возможность додумать самим в свете той концепции, которую я высказал.
Хотел бы обратить на следующее. Татьяна, воспитанная во многом на прицепах морали того же общества все же сохранила понятие о чести и совести. Живя в среди высшего света осталась такой же простой и непосредственной и это от неё не отталкивало людей, а как раз наоборот.
На основании этого я делаю вывод, что человек может оставаться человеком не смотря на мораль окружающего его общества.
Хотелось бы закончить образом мужа Татьяны. Сведения крайне скудны. Имя его мы не знаем. Со слов автора и самой Татьяны нам известно, Ему тридцать лет, он генерал и в боях изранен, он друг детства и родственник Онегина, он любит и гордится Татьяной и появляется в финале в самый тяжёлый для неё момент, что бы поддержать и защитить.
Но мы ещё вернёмся к этому произведению, когда будем рассматривать «Капитанскую дочку».