Даже если я тебя не вижу. часть IV. глава 1

Ирина Вайзэ-Монастырская
                Часть четвёртая

                "Преступление"

                1

  — Ещё будучи юношей, немногим старше вас, благодаря своей огромной одарённости и колоссальной работоспособности, Микеланджело получил доступ ко двору Лоренцо Медичи, одному из самых блестящих и крупных центров итальянской культуры эпохи Возрождения. Уже в раннем возрасте он был полон идей и творческих замыслов. Он работал непрерывно и неистово, создавая один шедевр за другим и по-прежнему оставаясь недовольным и требовательным к себе. И все его сохранившиеся творения стали национальным достоянием. Он расписывал гигантские потолки капеллы в Ватикане, изображая сцены из Библии. Самой центральной и значимой является фигура Бога-отца, который протягивает руку навстречу вытянутой руке созданного им Адама, вдыхая душу в первое человеческое тело. Микеланджело жил и творил с мечтой о совершенном человеке, с мечтой о героической, бесстрашной личности, наполненной чистотой помыслов и любви к людям. Он творил в эпоху Возрождения. Это была эпоха интеллектуального и художественного расцвета, небывалого подъёма античной философии и гуманизма…

Я стояла у доски с подвешенным киноэкраном, на который через проектор прямо с компьютера проецировались изображения. Сегодняшний урок изобразительного искусства у семиклассников я решила посвятить творчеству гениального Микеланджело и его времени, демонстрируя заранее выбранные мной фотографии его знаменитых фресок и скульптур.

Оглядев затихшие детские фигуры, я перевела дыхание и продолжила:

— Живопись, рисунки и фрески молодого художника поражали опытных мастеров того времени, но своё главное призвание Микеланджело увидел в скульптуре, когда его самые ранние работы в этом виде искусства показали истинный масштаб его дарования. Работа скульптора тяжела. Она требует больших физических усилий от мастера. Для Микеланджело скульптура была искусством освобождения фигуры, заключённой в каменном блоке. Таким поистине титаническим творением стала его статуя «Давид» высотой около пяти метров. Эта статуя до сих пор считается совершенным и непревзойдённым художественным шедевром.

— Вот это, да-а! — донёсся из глубины класса удивлённый возглас Пети Савельева.

Тут же раздался громкий смех, грубо нарушивший атмосферу зачарованности. Другие ученики недовольно зашикали. Когда голоса затихли, я продолжила дальше: 

— Микеланджело изображает Давида обнажённым, исходя из античных идеалов совершенства человека. Но его «Давид» стал символом не только физической красоты, но и великой силы духа.

Тут послышалось перешёптывание и приглушённый смех девочек. Я старалась игнорировать такую, совершено понятную реакцию на возникшее обнажённое тело, пусть даже и мраморное.

— Давид изображён перед битвой с Голиафом. Он весь — гармоничная сосредоточенность и ожидание. Он выглядит спокойно, потому что уверен в своей правоте и в грядущей победе. В библейском писании говорится, что Голиаф был необычайно сильным воином огромного роста, тогда как Давид был пастухом, совсем ещё мальчиком, вашим сверстником. У него не было даже доспехов, а единственным его оружием была праща.

— Надежда Романовна, а что такое праща? — донеслось из класса.

— Это простое устройство в виде ремня или верёвки для метания камней. Я думаю, что многие из вас так же пользовались им. Кстати, ребята, это примитивное, но очень опасное боевое орудие. Именно им отважный Давид победил исполинского Голиафа — вооружённого и опытного врага, попав камнем ему в голову. Как видно, не всегда исход битвы определяет физическая сила. Но давайте вернёмся к самой скульптуре. Над нею Микеланджело работал самозабвенно и только собственными силами более двух с половиной лет. С математической точностью достигалась пропорциональность и правильность форм, а знание законов физики позволили ему добиться устойчивого равновесия и естественного положения гигантской фигуры...

Я всё говорила и говорила, меняя изображения на белом полотне экрана, и всматривалась в лица своих учеников. Я долго готовилась к этому уроку, такому важному для меня, и сейчас чрезвычайно волновалась, что бывало со мной очень редко. В классе стоял полумрак из-за плотно задёрнутых штор, но я видела блеск детских глаз в ярких лучах проектора. «Интересно ли им? Понимают ли они феномен Микеланджело? Осознают ли они свои возможности и способности? Будет ли хотя бы один среди них так же самозабвенно развивать свой талант, не отступив и не предав свои детские мечты и устремления?»

Урок близился к концу, и я попросила мальчиков раздвинуть шторы на окнах. Когда в кабинет снова ворвался ослепляющий свет весеннего дня и застал врасплох задумчивые лица детей, я увидела в глазах моих юных слушателей нескрываемый интерес. Я облегчённо вздохнула, ибо их душевный отклик стал лучшей оценкой моего труда.

— Микеланджело Буонарроти — это один из величайших мастеров эпохи Ренессанса, — сказала я. — Он был не только великим скульптором, живописцем и архитектором. Мало кто знает, что Микеланджело был одарённым поэтом и мыслителем того времени. Его словами мне бы и хотелось закончить этот урок:
     словно б мёртв, но миру в утешенье
     Я тысячами душ живу в сердцах
     Всех любящих, и, значит, я не прах,
     И смертное меня не тронет тленье…

— А Цветкова тоже пишет стихи! О любви-и-и! Тоже мне, Цветаева! — манерно закатывая глаза, совершенно неожиданно выпалил Толик Леньков.

— Не твоё дело! — Марина Цветкова обернулась к нему, замахиваясь карандашом, чем вызвала громкую волну смеха в классе. Она бессильно бросила карандаш на парту и закрыла лицо ладонями.

— Во-первых, прекратите балаган! — возмущённо сказала я. — Во-вторых, писать стихи — это такой же бесценный дар, как и талант художника. И вовсе не надо стесняться поэтического порыва своей души и полёта чувств! И, в-третьих, мне лично очень жаль тех, кому не дано понять и пережить это. Я считаю, что саморазвитие каждого человека, а особенно творческой личности неразрывно связано с духовностью. Не имеет значения, есть ли у вас способности к рисованию или поэзии. Даже если их нет, это абсолютно не значит, что вы не можете творить. Любое дело, которым вы увлечены, вдохновенны, будет творческим! А на высшей ступени творческого совершенства рождается гений.

— Надежда Романовна, а Микеланджело — настоящий гений! — воскликнула Аня Глушкова. — Я сегодня узнала о нём так много! И теперь я совсем по-другому смотрю на его, он мне стал каким-то родным!

— Ещё скажи, что ты его праправнучка! — снова презрительно съязвил Леньков. — Не примазывайся к чужой славе! Сама и рисовать-то не умеешь. Я видел, как ты левой рукой мазюкаешь!

— Дурак, — тихо произнесла Аня и прикрыла ладонями вмиг вспыхнувшие щёки.

Новый взрыв несдержанного хохота пронёсся над партами, но тут встал староста класса Олег Яшин, пользовавшийся на редкость непререкаемым всеобщим авторитетом. Он слыл эрудитом и настоящим лидером класса. Все сразу же обратили к нему свои взоры, и воцарилось полное безмолвие. С досадой он посмотрел сначала на Ленкова, потом на меня и сказал:

— Эта библейская притча мне известна уже давно, но только сейчас я осознал её значение. Вы правы, Надежда Романовна, не физическая сила, а уверенность в своей правоте, в благородстве и победе добра над злом определяют исход неравной битвы. 

Олег снова повернул голову к Ленькову и невозмутимо добавил:

— А тот, кто таит дурные мысли и обижает слабых, вряд ли способен вступить в бой с Голиафом. В самый ответственный момент он трусливо отступит, обрекая себя на позор и бесславие.

Леньков громко хмыкнул и откинулся на стуле, беззастенчиво выдержав укоряющее внимание одноклассников. Олег сел под тихое перешёптывание и шелест бумаг. Однако я никогда не ожидала от семиклассника такой проникновенной искренности и такой зрелой мысли, а главное смелости высказать её перед всеми. Я чувствовала, как взоры всего класса в ожидании дальнейших действий дружно обратились в мою сторону.
 
Мне хотелось похвалить Олега, но я вовремя остановилась. Всё и так было понятно. Я просто благодарно кивнула ему и, подождав, пока страсти утихнут, сказала:

— Помните фреску Микеланджело «Отделение света от тьмы», на которой Высший Дух изображён в человеческом облике. Этим Микеланджело хотел сказать о внутренней духовной сути человека, о том, что каждый из нас, словно Творец, способен создать внутри себя маленькую вселенную, разграничив добро и зло, свет и тьму.

Я оглядела весь класс и тут же решила поставить точку в нашем важном воспитательном разговоре, а заодно и в сегодняшней теме урока рисования. Спокойно направившись к парте, за которой сидел Толя Ленков, я выразительно произнесла:

— Да, чуть не забыла добавить одну очень важную деталь, — я сделала паузу, заставляя всех прислушаться к моим словам, и продолжила: — Великий Микеланджело, а также знаменитые художники Рафаэль и Леонардо да Винчи писали свои полотна только левой рукой! Они были левшами.

Класс погрузился в звенящую тишину. А Аня Глушкова подняла голову и, довольно расплываясь в улыбке, заморгала заплаканными глазами.

— А у меня есть ещё один сюрприз для вас, — воскликнула я.

Стоило мне вытащить из своей сумки маленькую бронзовую статуэтку около пятнадцати сантиметров, изящную копию монументальной скульптуры, прекрасного «Давида», как по рядам пронеслись звонкие восклицания девочек: «Давид!»
 
Я долго искала подобную копию в продаже и нашла её на рынке старых вещей. Лаврентий Карлович был прав, в наших пыльных чуланах хранится бесчисленное богатство вещей, о ценности которых мы и не подозреваем.

Когда «Давид» заслуженно занял почётное место на полке, где обычно выставляются экспонаты для натюрмортов, я торжественно сказала:

— Теперь каждый из вас может по очереди подойти и внимательней рассмотреть «Давида». На следующем уроке мы начнём изучать пропорции человеческого тела и рисовать его карандашом.
 
Я ожидала несдержанных реплик и хихиканья, но в этот раз мои ученики сохранили достоинство, не проронив ни одной глупой шутки…

И тут, обычно ко всему безучастный Никита Стефанов, сидевший за партой в последнем ряду, несмело спросил:
— А душа, действительно, бессмертна?

Я хотела объяснить, что Микеланджело Буонарроти выразился иносказательно, он видел своё бессмертие в своих творениях, мол, существование души не доказано… но промолчала. А как же без души? Чему я научу их без души?

Неловкую тишину прервал прозвеневший звонок и вызвал взрыв скрываемых доселе эмоций — громкие возгласы, смех и облегчённые вздохи утомлённых учёбою детей. Расталкивая и хлопая друг друга портфелями, они шумно и быстро вывалились из класса. А вопрос так и повис в воздухе без ответа.

Продолжение следует...

http://proza.ru/2023/09/26/1468