Книга в коричневой обложке

Юлия Кургузкина
По пыльной дороге небольшого городка ехал радужный фургон. Раскрашен он был во все цвета радуги: снизу, сразу над колёсами красная полоса, над нею оранжевая, затем жёлтая, зелёная, голубая, синяя и фиолетовая полоса заканчивалась на крыше фургона.

В городе машину знали все, особенно  радовались ему дети, ожидавшие, бывало, его приезда из других городов целый месяц, а то и два.

– Старьёвщик приехал! – кричал какой-нибудь мальчишка, сидя на деревянном заборе или в своём выжидательном пункте, который располагался в кроне высокого дерева. Затем он бежал по улице, делясь новостью с друзьями:  – Старьёвщик приехал!

Дети тотчас оповещали друг друга, и не успевал фургончик доехать до главной площади, как о его приезде знала вся детвора. За каких-нибудь полчаса площадь заполнялась любознательными горожанами, и у каждого в руках был какой-нибудь предмет, калейдоскоп, энциклопедия, ваза или даже велосипед. Всё, что одному было не нужно, тащилось на площадь, чтобы другой обменял на нужную ему вещь. Приезд старьёвщика в город было особым событием, даже поважнее приезжего цирка или выставки пауков-птицеедов, и его встречали шумно и радостно.

Старьёвщика звали Женей, он был неопределённого возраста, темноволосый и кареглазый. Почти всегда улыбающийся, он сам был как сияющий подарок для города. Всякий раз, когда он приезжал откуда-нибудь на своём радужном фургоне, мальчишки расспрашивали его:

– Дядь Женя! У вас появились новые штуки?

– А куклы? – спрашивали девочки.
Старьёвщик загадочно улыбался:

– А как же. Айда поглядим!

Он раскрывал задние дверцы фургона и выдвигал металлические ступеньки, чтобы самые маленькие любопытные носики могли взобраться внутрь. Внутри фургона была пещера с сокровищами, шкатулка с драгоценностями! По углам в коробках таились особенно хрупкие вещи, а повсюду – игрушки, книжки, шарики, брошки, свистульки, бинокли, коробки с карандашами, альбомы для коллекции и целые коллекции всего на свете. Каждый мог взять приглянувшуюся вещь и чтобы сокровищница не иссякала, взамен оставить свою. Старьёвщик часто разъезжал по городам, и всяческие безделушки и полезности в фургоне постоянно обновлялись.

К радужному фургону спешил мальчик  Димка. Он нёс зелёный мяч с синей полоской посередине. Мяч был грязноват, что говорило о его частом использовании.
Мимо проезжал белобрысый мальчуган с соседней улицы, Никита. Он остановил велосипед и сказал:

– Димка! Слышал новость: старьёвщик приехал!

– Конечно, слышал. Вот иду.

– На площадь? Садись, подвезу!

Димка сел на багажник велосипеда, держась обеими руками за крепление сиденья, а мяч зажал подмышкой, и они покатили. Как оказалось, Никита был ещё водителем неопытным, и когда на дороге возникли зловещие ухабы, велосипед завилял и вдруг свалился на бок. Мальчишки оказались на земле, отмеченные новыми ссадинами, а Димкин мяч укатился куда-то в высокие придорожные сорняки, которые простирались дикими полями куда-то вдаль.

– Ну Никитка, подвёз! – сказал Димка, поднимаясь и отряхиваясь от пыли. – Мяч куда-то делся.

Он помог Никите поднять велосипед и сказал:

– Ты езжай, я мяч отыщу и приду.

Димка подошёл к зарослям, которые были выше его роста и раздвинул сорняковые ворота. Трава и кустарники росли здесь неудержимо, как в джунглях. Димка пошёл сквозь бурьян. По пути  он заметил нору какого-то животного, а ещё свитое из травинок круглое гнездо на земле, сейчас оно было засохшим и пустым. Вот Димка увидел свой мяч, подобрал его и решил не выходить на дорогу, а продолжить пробираться сквозь дебри, это было интереснее, чем идти по дороге. Ему даже захотелось запеть какую-нибудь бодрую песенку, и тут он услышал, как за кустами запела девочка:

– Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам!
И конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором...

Димка вышел из бурьяна, чтобы посмотреть на певицу. Ею оказалась девочка Маша, одетая в белое платье в цветочек. Две тонкие косички лежали на плечах, заплетёнными белыми бантами. Девочка была Димке знакома, он видел её на улице среди других девчонок.
Девочка несла кулёк с вишнями, а под мышкой у неё была кукла, повязанная огромным красным бантом.

– Ой! – испугалась Маша неожиданного появления из кустов, но тут же узнала Димку, потому как часто видела его среди других мальчишек. – Димка! Ты что тут делаешь?

– Иду к старьёвщику. Мяч потерялся, я его искал. Вот, нашёл, – он показал найденный мяч.

– И я к старьёвщику! – обрадовалась девочка. – Пойдём вместе? А то тут в кустах неизвестно кто шастает.

– Никого там нет! Я же только что оттуда.

– Ну и всё равно... Будешь вишню? – Маша протянула ему кулёк, и Димка взял несколько штук.

Вишня была войлочного сорта, мелкая и сладкая. Косточки дети забрасывали в кусты, надеясь, что они прорастут и превратятся в дикий вишнёвый сад.

Маша спросила:

– Как ты думаешь, что мне оставить себе: куклу или бант?

– А что ты хочешь оставить себе?

– Куклу. Но бант тоже хороший, он может кому-нибудь пригодиться. Но и кукла моя кому угодно понравится, вон какие у неё моргающие глазки! А вдруг у дядь Жени насобиралось много кукол?

– Может быть. Выберешь себе любую. – Димка вытащил из кармана маленький стеклянный шарик и протянул девочке: – А что ты скажешь об этом?

– Ух ты! – Маша взяла шарик и направила его на солнце, маленькие прозрачные пузырьки внутри засветились солнечными бликами, и весь шарик озарился разноцветными переливами. – Хороший шарик! – сказала Маша, возвращая его Димке. – Я бы такой взяла!

– А хочешь, бери. Дарю.

– Вот это да! Спасибо! – обрадовалась Маша и неожиданно чмокнула Димку в щёку. В этот момент мальчик засиял, как стеклянный шарик на солнышке.

Они подходили к площади.

– Фургон! – показала девочка на радужную машину посреди весёлого народа. – Бежим! – и она побежала первой.

Детей возле фургона было как в школе на большой перемене, и шуму столько же. Улыбалось множество знакомых и малознакомых лиц, а шустрые руки перебирали привезённые предметы или дарили друг другу принесённые из дома. Девочки примеряли бальные платья. Мальчики разыскивали модели машинок. Взрослые разглядывали самовары, патефоны, шкатулки и гармоники.

Димка оглядел фургон-радугу со стороны, затем поднялся по выдвижным ступенькам внутрь. Сквозь мельтешение и восторженные голоса: «Ух ты!», «Дай посмотреть!», пробрался к дальней стенке. Вещи казались ему знакомыми с прошлого приезда старьёвщика и, не обнаружив ничего примечательного, Димка спрыгнул на землю.

Старьёвщик стоял возле фургона, с довольным видом наблюдая за шумной суетой вокруг. Когда зазвенел мальчишеский возглас: «Мишка, смотри что нашёл! Вот это вещь!», старьёвщик просиял поярче старинных начищенных серебряных подносов. Он посмотрел на Димку и поделился гордостью:

– Слыхал? Вещь!

– Дядь Жень, а у Вас есть что-нибудь.., – начал подбирать подходящее слово Димка. – Ну там, не подзорная труба или микроскоп, это тоже хорошие вещи,  а вот что-нибудь... – и он отыскал нужное слово. – Редкостное?

Старьёвщик будто ждал этого вопроса, и ответ у него был наготове:

– А то как же. Пошли!

Старьёвщик запрыгнул в фургон, Димка поднялся по ступенькам. Некоторое время дядя Женя перебирал коробки и вещи в углу. Отошёл. Нахмурился, взглянул на Димку, сказал:

– Взяли её, что ли? Недавно видел, – постоял так, вспоминая, где видел то, что искал. Затем продолжил перебирать и откладывать в сторону статуэтки из слоновой кости, старые книги, оловянного солдатика, коллекцию открыток, шкатулки с бижутерией, карнавальные маски и баян. И тут из-под баяна старьёвщик извлёк на свет книгу, одну из тех, которые сливаются в скучные ряды в библиотеках. На коричневой обложке золотыми буквами выведена надпись: «Избранные произведения». Радостный старьёвщик улыбался находке, а Димка мигом поник. Он разочарованно спросил:

– Что это? Пушкин что ли? Такую скукоту я и сам подарить могу.

– Ой ли? – старьёвщик раскрыл книгу и перелистнул страницы, чтобы мальчик увидел. Страницы были пустые. Бумага белая, будто только что из магазина. – Смотри, тут напечатана короткая инструкция. Если будешь раскрывать книгу почаще да перелистывать страницы, она подстроится под тебя и заполнится произведениями, которые тебе понравятся. Они вызовут восторг и восхищение!

Димка заинтересовался, но раздумывал, стоит ли менять мяч на книгу. Он взял книжку:

– Поглядим, что за книжка такая, – повертел, осматривая со всех сторон. Наконец решился: – Ладно, вот Вам мой мяч взамен. Это хороший мяч, знаете, какая у него балансировка!

Книга поселилась у Димки на тумбочке. Вечером перед сном он открывал книгу и перелистывал пустые листы. Утром он раскрывал книгу и видел те же белые страницы. Несколько дней книга лежала в комнате, и с ней ничего не происходило. Потом Димке надоело ждать. Старьёвщик давно уехал из города, и теперь мальчик ждал его возвращения, чтобы вернуть бесполезную книжку с пустыми страницами.

Ещё несколько дней спустя, Димка вытирал пыль в комнате со всех предметов, протёр и книгу. Безо всяких ожиданий он раскрыл её и увидел текст. Димка начал вчитываться, и его воображению стали открываться морские приключения. Моря, парусники, острова и небывалые чудеса. Произведения будто были написаны специально для него. Он стоял на мокрой палубе после тропического ливня, а затем, причалив, расхаживал по джунглям и махал рукой огромным ярким попугаям в деревьях над головой. Высаживаясь на далёких островах, он разводил костры и удил рыбу, а на рассвете поднимал паруса и уходил в море. На корабле у него была дружная команда, и каждого персонажа он знал теперь, как любого мальчишку с соседней улицы...

Никогда раньше Димка не читал с таким интересом. В конце книги, как у обычной, имелось оглавление. Димка переписал в тетрадь имена авторов и названия произведений, чтобы начать собирать свою личную библиотеку.


Когда в город вернулся радужный фургон, Димка отнёс волшебную книгу старьёвщику и сказал:

– Пусть эта книга продолжает путешествовать по свету, как делала это до встречи со мной, и пусть каждый найдёт, откроет для себя свои любимые книги!
















_______________________
Концовка скомкана. Переделывать лень, всё равно никто не читает.