Русский национальный характер или душа русского че

Александр Царёв
Часть первая
Русский национальный характер производное от души русского человека. Духовный мир русского народа унаследовал самые лучшие традиции многих поколений, и в череде их всегда находились светлые души, проводящие в среду  народа все передовые идеи современности, а позже и христианского мира, которые обогащались собственными исследованиями, проводимые праведниками, искавшими и достигавшими просвещения своего духа в испытаниях, превосходящих пределы возможностей простого человека.
Достигая, таким путём,  просветления, наши праведники - светлые души, внедряли в общество новые духовные субстанции, или особое видение уже имеющихся, прежних морально-этических норм поведения человека в бытность его жизни на нашей Земле.
Также мы имеем множество замечательных людей, которых, без всяких оговорок можно назвать светочем нашей культуры. Такие люди, вольно или невольно, целенаправленно или воодушевившись примерами героической деятельности современников, в непрерывных поисках истины, исследуя сущность тех или иных явлений, добивались замечательных результатов, которые служили в свою очередь примером подражания для окружающих. Это были писатели и поэты, историки и летописцы, общественно-политические и культурно-религиозные деятели, полководцы и предводители, учёные и исследователи. О них уже говорилось выше.
Русский национальный характер не является неким собирательным легендарно - вымышленным образом, прототипы которого не могли бы существовать в действительности. Душа русского человека всегда устремлялась вперёд, к будущему, успевая двигаться за прогрессирующим человечеством. В отдельных исторических моментах обострения внешних общественно-политических ситуаций русский народ группировался и, чтобы успешно противостоять агрессивному давлению извне, проявлял свои лучшие духовные качества. Но не только народ в целом проявлял себя как обретающий особую силу, позволяющую превосходить и побеждать любого противника. Каждый отдельный человек, впитавший дух бытия русского народа, усвоивший традиции и духовные субстанции, воспринятые, осознанные и внедрённые в среду общества праведниками и национальными лидерами, мог проявить себя как герой, в самых сложных, невообразимо трудных и критических ситуациях. Поэтому русский национальный характер время от времени проявляется в тех или иных действиях, как отдельного человека, так и всей нации.
Можно было бы предположить, что душа русского человека, как и он сам, являются некими иррациональными явлениями в природе и не подлежат познанию с разумной точки зрения  традиционного обывателя. Это, конечно, не так. Мы, русские, не всегда понятны человеку со стороны, иностранцу. Но наши души, так же как и души людей любых национальностей, имеют традиционный набор духовных субстанций, которыми мы руководствуемся в своей деятельности и поведении в быту, семье и обществе.
Так получилось, что ещё с начала нашей эры, когда Иисус Христос провозгласил основные общечеловеческие и морально-этические ценности, которые должны были быть усвоены любым христианином как обязательные духовные субстанции своей души, христианство, к концу первого тысячелетия, дало огромный импульс к систематизированию знаний и фактов и вся культура и основные взаимоотношения между людьми курировались религиозными институтами, которые собирали огромные библиотеки, имели определённую независимость от государства,  накапливали немалые материальные ценности, что позволяло им вести научную деятельность и заниматься системной подготовкой своих кадров. Так позднее произошло и в России. Русь, воспринявшая идеи и идеалы христианства, получила новые ориентиры для общественно-политического развития и объединения народа под единое знамя передовой веры мира. Как обществу, так и отдельной личности, мыслителям, философам и писателям, требовалось определённое время, чтобы не только усвоить и изучить, но и критически переосмыслить всю новую для русского народа идеологию, которая развивалась в мире уже целое тысячелетие. Духовные субстанции, общечеловеческого значения, прошедшие становление в лучших умах Европы, начали массово внедряться в среду русского народа.
Вот с этого времени и началось становление души русского человека в новом духовном направлении.
Конечно, и раньше душа русского человека, в бытность его принадлежности к язычеству, не была пуста. Она была заполнена духовными субстанциями, принятыми в язычестве. Как известно, русские язычники исповедали многобожие, имели устойчивые традиции, были хорошими и удачливыми воинами, верными мужьями, занимались ремёслами, скотоводством и земледелием.
Христианство пришло на Русь, будучи уже окрепшей и устоявшейся религией, охватившей всю Европу. Оно представляло себя не только как новую, передовую систему объясняющую мироздание, но и как набор прежде не существовавших в язычестве духовных субстанций. Русские не сразу отказались от язычества. Существовало немало очагов сопротивления новой вере, но, со временем всё стало на свои места. Постепенно христианство прочно вошло в каждый дом, завоевав не только сердца, но и умы русского народа.
Но христианство в России развивалось не так как в Европе. Почти все европейские государства соседствовали с другими государствами, которые тоже были христианскими. Россия же соседствовала с государствами, народы которых исповедали разные религии. Поэтому христианство в России всегда подвергалось различным испытаниям, что накладывало особый отпечаток на становление души русского человека.
Русский человек, впитывая в себя передовые идеи европейского христианства, становится понятным и принимаемым в Европе, в лучших домах Лондона и Парижа. Элита России, получавшая самое лучшее образование, частично обучавшаяся за границей, владеющая иностранными языками и имеющая близкородственные связи с представителями королевских семей европейских государств, была охотно принята в высшем свете передовых государств. Это произошло при царствовании Петра Первого, когда Россия стала империей и начала сближаться с Европой. После победы России над Наполеоном русские вообще стали равны европейцам. Так продолжалось до революций 1917 года.
Отрицая религию, создавая государство и общество нового типа, Россия, уже в составе СССР, попыталась создать и человека нового типа. Однако было слишком много перемен, не давших времени человеку остановиться, осмыслить новые идеи, воспринять их и приспособить к современной жизни. Общество не хотело забывать религиозные духовные ценности, не принимало шельмования известных писателей и поэтов. Новая жизнь была бездушна и малопонятна.
Русский человек, познавший идеи христианства, не хотел падать на дно бездушного, безнравственного бытия. Никому не хотелось сводить свою жизнь к ежедневному упорному труду для добычи куска хлеба и примитивной одежды. Долго пичкать народ перспективами на некое светлое будущее, которое не имело реальных очертаний в материальном мире и нравственной ценности в мире духовном, было невозможно.
Народ очень скоро увидел, что его используют как безмолвную рабочую массу, добывающую материальные блага для партноменклатуры и их приспешников. Люди разуверились в предлагаемой идеологии и стали ожидать перемен. Перемены пришли. Элита бросила народ на произвол судьбы и занялась обустройством своей жизни. А люди начали с того, на чём остановились до Советской власти. Вернулись к духовным ценностям православия.
Религиозные ценности не были забыты русским народом за всё время существования Советской власти, которая длилась семьдесят четыре года.
На протяжении этих семидесяти четырёх лет человек западный развивался иначе, чем человек русский. Люди запада превратили религию в формальность и более не придерживаются ни заповедей, ни других морально-нравственных ценностей, которые облагораживают душу человека. Запад пошёл по пути совершенствования взаимоотношений между людьми и в этом достиг результатов, к которым и стремился.
Русский же, отверг прежние ценности, облагораживающие его душу и решился на один из величайших экспериментов в истории человечества. Суть этого эксперимента заключалась в попытке построить самое справедливое общество, которое предоставило бы равные права и возможности каждому его гражданину.
Однако, упраздняя, на уровне государства, религиозные ценности, новое общество не создало собственных духовных субстанций и, советский человек, с одной стороны, как бы остановился в развитии, постепенно утрачивая прежние традиции и высокую духовную культуру, но, с другой стороны, новых духовных ценностей, равных по качеству не получил. Поэтому современный русский человек выглядит странновато.
Но, русский национальный характер имеет очень прочные основания, что позволяет сохранять свои основные свойства несмотря ни на какие исторические перипетии. Душа русского человека пришла в христианство уже с устойчивыми духовными субстанциями, которые и позволили русскому народу выстоять в очень сложной борьбе за выживание в окружающем его мире. Христианство же, укрепило душу русского человека новыми духовными субстанциями, сплотило народ и вдохновило его на новые достижения и пути прогрессивного развития.
Потому, душа русского человека всегда остаётся загадкой для любого иностранца, что помимо современных, христианских и общечеловеческих духовных субстанций, в ней навсегда осталась часть духовного становления, которое мы, русские получили со времён язычества и не утратили эту часть в отличие от большинства других народов. Мы, русские, хорошо понимаем друг друга и можем объяснить смысл своих поступков. Пока мы вместе, мы сильны и непобедимы.
Душа человека не имеет границ совершенства. Пусть оно не приходит само по себе. Чтобы душа была наполнена положительными духовными субстанциями, люди должны постоянно работать над собой.
Мы постарались подробно показать русского человека, его характер, истоки формирования нравственного облика и исторический путь, который пришлось пройти нашей нации.
Мы увидели, что ни душа человека, ни русский национальный характер не являются фикцией и легендарно-вымышленным образом.
Мы узнали насколько сложно добиться высоких результатов в освоении духовных субстанций и повышении своего морального облика. 
Мы поняли, что русский национальный характер, это огромный диапазон духовности, который присущ нашей нации. И те факты, которые говорят нам о том, что русский человек может обладать немалым набором освоенных духовных субстанций, соответствуют действительности.
Мы предлагаем смысл русской национальной идеи: посредством целенаправленной деятельности государства, общества и общественных организаций, повысить уровень морального облика нашего человека. Посредством освоения высоконравственных духовных субстанций повысить уровень развития граждан до культуры осознанного поведения. И, таким образом, перейти на новый уровень внутригосударственной цивилизации.
Часть вторая
Каждый человек может спросить то ли себя, то ли кого-либо: «И где же моя душа? В чём она заключается? Как мне увидеть или определить её параметры?»
Как уже ранее отмечалось, мы вполне можем видеть физические параметры тела. Но оно не существует в природе, как камень, например. Мы видим, что человек, не просто существует в природе, он способен производить многочисленные виды действий и деятельности. И все виды его деятельности можно разделить на некие составные:
1. Физическая деятельность, видимая стороннему наблюдателю. В этот вид входит также импульсивная, инстинктивная и рефлекторная деятельность.
2. Интеллектуальная деятельность, не видимая внешнему наблюдателю, но отражающаяся в действиях человека. Она является разумной, то есть, предварительно спланированной. К такому виду можно отнести много отраслей хозяйственной деятельности человека.
Мы можем наблюдать жизнь животных в природе и в непосредственной близости от нас. И мы видим, как они живут. Они не смотрят на звёзды, мечтая о космических далях. Их жизнь проста и незамысловата. Они добывают себе пропитание, выживают в борьбе с другими видами животных и преодолении неблагоприятных условий среды, размножаются, помогают вырасти и окрепнуть своему потомству.
Посмотрите на жизнь и деятельность человека. Он резко отличается от диких и домашних животных. Не скачет по деревьям в поиске бананов для пропитания и не питается подножным кормом.
Человек научился создавать орудия производства, при помощи которых производит себе не только продукты питания, избавившись, таким образом, зависимости от продуктов, естественно произрастающих в природе, создал технику и развил научные отрасли.
Но, «не хлебом единым жив человек», как изрекли древние мудрецы. Хотя, казалось бы, что ещё нужно человеку, кроме как сытно покушать, накормить семью и позаботиться о дне завтрашнем? Но нет. Есть ещё вид деятельности, которая, на первый взгляд, выпадает из разряда обязательных. Это морально-этические ценности, духовная жизнь человека.
Нам неизвестно, в каком веке, а то и тысячелетии, человек впервые задумался о происхождении явлений в окружающем мире и изваял себе каменного или деревянного идола, которого объявил источником всего таинственного и необъяснимого.
С тех давних пор человек начал путь к духовной жизни и продолжает её до нашего времени. Конечно, любой может выразить сомнение, дескать, какая у дикаря душа?
Но ведь, явись к человеку того времени Иисус Христос, разве смог бы он воспринять передовые идеи, которые Мессия принёс человечеству? Конечно, нет. Потому, что люди того времени не были готовы к восприятию идей такого высокого уровня.
Чтобы воспринимать передовые идеи, нужна соответствующая подготовка. Человек должен пройти определённый путь эволюции. Вот начало пути к обретению души для всего человечества и дал старт тот, кто изваял себе каменного или деревянного идола.
Прошли века и тысячелетия. Люди, к началу нашей эры прошли значительный путь от того, кто посмотрел на рукотворного божка, как на нечто сущее, имеющее тайные силы и знания и высказал ему уважение и, пусть немые или неосознанные, но пожелания приобщиться к таким, пока недоступным, но необходимым знаниям.
Душа, невидимая внешне, также начала свой путь восхождения к будущему, прекрасному и великому, что для человека очень древнего времени было немыслимым и невозможным.
И, если мы обратимся именно к тому времени, когда миру явился Иисус Христос, то отметим прежде всего, что духовная жизнь человека претерпела значительные изменения. Появились великие цивилизации и, даже некоторые из них, такие как Египет, успели пережить расцвет и упадок.
Конечно, все цивилизации, появившиеся до нашей эры, имели в основном, религии многобожия. В них боги представлялись внеземными существами, которые не могли явиться на Землю и вступить в контакт с человечеством.
В случае с Иисусом Христом, человечество впервые в своей истории сталкивается с явлением реального посланца Бога на Землю, посланного именно для контакта с людьми.
То есть, человечество, пройдя длинный путь подготовки для появления способности воспринимать более передовые, чем прежде, идеи сосуществования человека с человеком, получает долгожданную возможность лицезреть Мессию.
Какова душа человека ко времени явления Иисуса Христа?
Конечно, духовные миры людей того времени имеют огромнейший диапазон. Особенно в сравнении с человеком времени первых обращений к воображаемому Богу. И, потом, с началом нашей эры, когда человек уже в состоянии овладеть огромным количеством духовных субстанций.
Мы увидели, что способность человека совершать физические действия, подтверждается наличием у него опорно-двигательного аппарата и других вспомогательных органов.
Мы увидели, что способность человека к разумной деятельности, подтверждается наличием у него органов, осуществляющих интеллектуальную деятельность; мозга, центральной нервной системы и других вспомогательных органов.
Мы понимаем, что способность человека к духовной деятельности, как и в первых двух случаях, также должны предполагать наличие у человека души и других вспомогательных органов.
Да, выше мы уже упоминали, что люди наидревнейшего мира не были способны воспринимать передовые идеи. Почему?
Во-первых, они не владеют словом. Недаром в Евангелии от Иоанна говорится: «Вначале было Слово». Действительно, нет слова, нет и дела. Каждое слово что-то да обозначает. Если даже мы предположим, что наидревнейшие люди обладали необходимым запасом примитивных слов, то разве они могли вместить в свой смысл значение высоких материй?
Во-вторых, мы уже упоминали также, что и сегодня, в век научно-технического прогресса и информационных технологий, далеко не все люди имеют достаточный словарный запас и хорошо владеют теми словами, которые имеют в распоряжении. А если они не владеют словом, не знают его точного значения и слишком вольно с ним обращаются, то, как такие бедные словарным запасом люди овладеют высокодуховными материями?
Значит и душа каждого человека имеет признак индивидуальности. Её индивидуальность зависит от набора освоенных духовных субстанций.
В таком случае, получается: Душа - это внутреннее духовное тело человека, объём которой, соответствует параметрам потенциально вмещаемым духовным субстанциям.
Понятно теперь, почему мы рассматриваем не только людей различных эпох, но и сравниваем между собой современников.
Также понятно, что между реальным и потенциальным объёмами души, может быть разная величина от минимальной, до максимальной.
Иногда мы встречаем человека высокодуховного, усвоившего настолько много духовных субстанций, что и затрудняешься сказать, можно ли к его душе хоть что-то добавить. И, с другой стороны, существуют люди, настолько духовно бедные, что диву даёшься, как может человек с виду умный и рассудительный так мало усвоить духовных субстанций, что, конечно, отражается на его поведении.
Теперь о «других вспомогательных органах души».
Душа, как мы помним, не наполненная духовными субстанциями, является пустой. Но что есть духовная субстанция? Конгломерат мысли? Конечно. Но мысль эта, не просто блеск человеческой мудрости. В этой мысли представлен идеал человеческих взаимоотношений, к которым должны стремиться люди.
К моменту явления миру Иисуса Христа, человечество было слишком разобщено как различными религиями, так и, следовательно, идеологиями, имеющими настолько большие различия, что делало невозможным свести, например, конституции (или своды законов по которым жили народы), европейцев, к некоему общему знаменателю.
И потому, незатменно величие наследия Иисуса Христа, что Он сумел донести до сознания человека и передовых умов человечества суть вечных истин, призванных объединить народы в едином духовном устремлении, которым и явилось христианство.
Как мы уже выше упоминали, в человеке нет отдельного органа, который заключает в себе именно душу. Но у человека нет и органа, который бы отвечал за способность человека мыслить. Такую способность человеку обеспечивают несколько органов. Так, отними у человека речь и органы чувств, но оставь мозг. Сам по себе мозг способен осуществлять механические реакции, но мыслить он будет неспособен. Если никто не научит человека разговаривать, то у него не будет чем оперировать при мышлении. А оперировать можно только при наличии материи мысли, которой являются слова и смысл в них заключённый.
Так и душа. Только при помощи слов и смысла, который они в себе несут, можно создавать и определять духовные субстанции. Поэтому,  можно считать вспомогательными органами души те же, которые обеспечивают человеку способность мыслить.
1. Органы чувств. Благодаря тому, что есть слух и зрение, мы можем услышать слова и читать написанное в книгах. И, таким образом узнавать о существовании духовных субстанций.
2. Органы речи. При помощи языка и голосовых связок мы имеем способность произносить слова и общаться друг с другом, донося до наших умов все достижения передовой мысли человечества.
3. Центральная нервная система. Благодаря ей и, в частности мозгу, который является её частью, мы имеем возможность думать, открывать тайны происходящих явлений и создавать материал для новых духовных субстанций.
4. Коммуникативная материя и её составные части. То есть, словарный запас, слова, предложения и фразы, при помощи которых мы материализуем мысли и общаемся с другими.
Отними у человека, перечисленное выше и невозможно будет наполнить душу, оставляя её пустой.