Л. Н. Толстой Анна Каренина

Новосельцев Григорий Петрович
. Л.Н. Толстой Анна Каренина.

В романе Л.Н. Толстой рассуждает о проблемах русского общества в 70 годы 19 века. Роман писался в период  1869 - 1973 г.г. То мы видим как Толстой Пытается ответить та те вопросы, которые были актуальны для того времени. Прежде всего стоял вопрос о семе ной жизни о семье. Здесь конечно подход совсем иной чем характерный для древне русской словесности, домострое повести о Петре и Февронии, когда рассматривали семью как малую церковь. Уже давно отошло это понятие, если судить по роману Толстого, из сознания высшего общества аристократов.
Роман называется Анна Каренина. Но займёмся немного арифметикой. Роман состоит из восьми частей, всего здесь 238 глав. Сюжету Каренина - Вронский посвящено 103 главы. Сюжеты Кити и Левин 117 глав. 18глав соединяют обе сюжетные линии. Это заставляет задуматься а кто центральная фигура в этом романе, который назван Анна Каренина? Или судя по количеству глав все же Левин является основной фигурой в романе? Мы видим как семья Карениных разваливается и созидается семья Кити и Левина.
Толстой показывает одновременно как разрушается и созидается семья.
Проблема эмансипации женщин для русского общества 60 - 40 годов была весьма актуальна.
Мы видим тот же вопрос о свободе человека, о свободе воли и о свободе выбора, свободе поведения в своих поступках, своём отношении к морали. Тот же злополучный вопрос что был и у Достоевского? Можно ли переступить ли нет законы нравственности, это с одной стороны.  Можно ли игнорировать не просто устои общества, а религиозные устои. Забегая вперёд мы видим, как супруг Анны не дает развод, т.к. устои брака он не хочет разрушить.
Законы нравственности, общества и церковные, насколько они сильны? Так же мы видим во многих произведениях этого периода как роман Чернышевского, где видим призыв к разрушению семейных устоев и новую мораль, которую диктует общество.
Так же Толстой ставит вопрос о роли женщины в обществе, сколь она активна, что дозволено женщине в обществе, а что нет.
Но так же следует отметить как законы нравственности здесь отражены Толстым.  И частности теория прелога, которая мною подробно рассматривалась в предыдущей книге.
Посмотрим как работает эта теория на примере этого романа как развивается грех. Нельзя с полной уверенностью знал ли Толстой эту теорию. В том смысле читал ли он святых отцов. Может мы имеем здесь тот самый случай, когда автор ведёт своё произведения отталкиваясь от художественной правды, которая находит выражение в трудах великих писателей.
Важно то, что Толстой смог распознать этот грех и показать стадии развития событий. самого греха. Очень важное для понимания поступка Анны Карениной.
Напомню теорию прелога.
Грех начинается с какого толчка, какой то мысли или внутреннего движения, если человек с этим справится, то дальше он не разовьётся.
Роман начинается с того что Анна едет в Москву для того что бы спасти брак своего брата Стива Облонского, который был уличен в измене, но покаяния мы у него не наблюдаем, а как раз наоборот тот пытается оправдаться своей теорией о допустимости греха.  И вообще говорит как человек гедонист, и в романе таковых очень много, подавляющее большинство героев гедонисты. Они все устремлены к чувственному наслаждению и оправдывают его, потому что для них счастье здесь в этой земной жизни. Если они и вспоминают имя Божие, то это поминание Бога в суе, потому что она ни разу не всерьёз не задумывалась о Боге и возможном наказании за её поступки. Для неё в определённой степени является и высший свет. Она знает что все грешат и не видят в этом ни чего страшного.  Но все скрывают, а она идёт дальше и считает, что скрывать не надо, что и вызывает негативную реакцию общества.
Начнём с развития прелога, а потом разбираемся почему это стало возможным. Напомню вновь когда мы встречаем Анну и в поезде она знакомится с матерью Вронского, которая всю дорогу рассказывает о своём сыне. Она в него влюблена, это смысл его существования, его гордость. И Анна таким образом знакомится уже заочно с Вронским. И когда она встречается с ним на вокзале то здесь происходит то, что может заметить только острый ум художника.
Происходит на мгновение вспышка в глазах у женщины способной на неординарные поступки. Кажется, что она сейчас занята решением другой проблемы. Ей сейчас не до кокетства или тем более измены мужу. Она кажется вполне благополучной: у неё муж занимающий высокий пост, у них сын. Внешне все благополучно. Она богата и кажется все у неё есть.
Вронский заметил у неё на мгновение блеск в её глазах, который она пыталась сдержать, но переизбыток чего то переполнял ее и помимо ее воли выражался то в блеске взгляда, то в улыбке.
Если Вам долго говорят о каком то человеке, то невольно вы попытаетесь его оценить.
Для пояснения этого чувства расскажу пример из другой сюжетной линии. Константин Левин только однажды пересёкся с Анной и посмотрим на то чувство которое испытал Константин Левин. Он прошёл на краю пропасти в которую мог бы сорваться. Потому как он почувствовал как некая сила начала увлекать его. То есть это та сила которая заложена именно в Анне. Что это порок или что то иное? Толстой не называет что это. Вот реакции двух мужчин. Левин не устоял, а с Вронским начали развиваться события несколько по иному.
Мы увидели как работает прелог. Она увидела, но мысль её не захватила. Далее идёт следующая стадия - внимание или сочетание с этой мыслью или идеей. Когда мысль собственная сочетается с чужой мыслью. Она укореняется, с ней начинается собеседование.
Как поступил Левин стразу же отверг нахлынувшее чувство и далее не пошёл.
Толстой описывает как развивалась вторая стадия у героев.
Ее лучшая подруга Кити Щербатская, она увлечена Вронским, разумеется она много о нем рассказывает и конечно в восторженных выражениях, что вполне естественно для влюблённой девушки..
Таким образом разговоры Кити провоцируют саму Анну задуматься о нем, вспоминать их встречу, наблюдать за ним на балах или на встречах в которые им представляет судьба. И заставляет все больше и больше думать о нем.
И Кити уже видит как Анна реагирует на Вронского. Она видела как Анна пьяна от возбуждаемого в ней восхищения.
У Раскольникова в романе «преступление и наказание» Ф.М. Достоевского это сочетание происходит одномоментно. Толстой же описывает длительный процесс этого сочетания с прелогом греха.
Эту стадию прошёл и Вронский. Неудержимы блеск глаз обжёг его. Вронский был везде, где только мог встретить Анну.
Следующая стадия греха - это упоение от мыслей об своём желании. Конечно и здесь можно остановиться, если покаяться, изменить своё сознание и отношение к этому чувству.
На следующем этапе у человека проявляется решимость совершить этот поступок и уже сам поступок т.е. грехопадение.
А далее наступает пустота ибо уже цель достигнута и далее наступает метание.
Я дальше не буду столь подробно пересказывать роман. Лучше самим прочесть и все это увидеть своими глазами.
Вронский не только охладел к Анне, но она стала его раздражать. Анна впала в депрессию и думало только о том как отомстить Вронскому и лучшего не придумала как покончить жизнь самоубийством. Таким образом окончательно погубив свою душу.
Любили ли они друг друга? Любовь - это себя забвение. А здесь каждый стремился только к одному - насладиться обладанием другого.
Почему это стало возможным? Можно конечно изображать Алесея Алексанровича злодея и монстра от которого только и можно было спастись как в объятия Вронского. Именно этим и оправдывают поведение Анны, если читать материалы по толкованию этого произведения в школе.
А главная причина вес более и более происходящий отход от Бога и церкви и все более и более укореняющиеся в высшем обществе принципы западной культуры и извращённое понимание опыта церкви и её таинств.
Как это пытаются показать на примере пьесы
А.Н. Островского Гроза. Нам пытаются показать главную героиню Екатерину «как луч света в тёмном царстве», а самодурство Кабанихи, как издержки домостроя. Это так же пример как важно знать православие и как извращается произведения русской литературы без знания основ русской культуры и цивилизации.