Книга вторая. Гл. 9

Александр Николаевич Горин
Свет отбрасывает тень

Анастасия решила хорошо выспаться перед дальней дорогой и попросила Матрёну не беспокоить спозаранку.
– Спи, голубушка, спи, отсыпайся вдоволь, а я тебе в дорожку всякой снеди наготовлю, – ласково пообещала старушка.
Солнце едва взошло, окрасив серые облака нежным багрянцем, как знакомый голос Платона развеял чуткий девичий сон:
– Не уехала ещё моя знакомая?
– Спит-почивает, просила не будить – дорога ей долгая предстоит, – отозвалась Матрёна.
– Я тогда во дворе подожду. Дай знать, когда проснётся, – послышалось в ответ.
– Да ты здесь присядь, я сейчас стол соберу, – засуетилась Матрёна, – заодно и познакомимся по-соседски.
– Ну, коль не в тягость, то, пожалуй, позавтракаю соседской заботой. Оскорблять гостеприимство деньгами не стану, – иронично ответил Платон и устроился за столом.
– Вот и правильно. Я мигом управлюсь, – расцвела довольная Матрёна.
«Интересно, зачем я Платону вдруг понадобилась?» – подумала Настя, поднимаясь с кровати. Быстро одевшись и расчесав волосы черепаховым гребнем, Анастасия вышла в горницу, где пара милых старичков усердно поглощала разнообразную снедь, приготовленную для Настиного путешествия.
– Доброе утро! Неужели этот ранний визит послужит продолжением нашей вчерашней беседы? – обратилась к Платону Настя.
– Безусловно, моя дорогая. Я здесь для того, чтобы просить о совместном путешествии в твоём прекрасном обществе. Правда, наши пути лежат в разные места, но пару дней мы сможем наслаждаться общением друг с другом.

Анастасия поймала на себе недоумённый и ревнивый взгляд Матрёны. Представив, какие мысли пришли старушке на ум, она звонко рассмеялась:
– Надеюсь, мы поедем на разных лошадях? – улыбнулась Настя.
Кажется, Платон догадался, что женщина в любом возрасте всегда остаётся женщиной и сделал неуклюжую попытку успокоить Матрёну, слегка покосившись в её сторону:
– Книга, которую я дал Анастасии, достаточно фрагментарно отражает трансформацию физических тел, опуская важные акценты теоретической концепции мистического призыва.
Если бы курица на глазах Матрёны снесла квадратное яйцо, то вряд ли это вызвало бы большую оторопь, чем пояснение Платона. Старушка повращала глазами, потрясла головой и, глубоко вздохнув, приняла вид полного безразличия, выказав тем самым свой большой житейский опыт в безвыходных ситуациях. (Платон, как возможный спутник жизни, отныне был потерян навсегда).
«– Я очень тороплюсь в столицу, которая скоро будет осаждена полчищами вражеских солдат, поэтому давайте быстренько перекусим и скатертью нам дорога, а полем – ветер в спину», – сказала Настя, усаживаясь за стол. – Хорошего всем аппетита.

Платон, в силу преклонного возраста и отсутствия регулярных тренировок в верховой езде, уже к полудню уговорил Настю сделать привал. Лужайка возле дубовой рощи прекрасно подходила для отдыха и перекуса, открывая хороший обзор на дорогу и чудесный вид на дубраву. Разложив на скатёрке припасы, умело приготовленные Матрёной, путешественники расположились у импровизированного стола и приступили к трапезе, где имелась тушёная в сметане курятина, пироги с грибами, козий сыр и разнообразная зелень.

– Голодный хочет кушать, а сытый – сказки слушать. Голод мы утолили, значит, пора переходить к беседе, – сказал Платон, проглотив последний кусок румяного пирога.
– Какие обстоятельства заставили тебя пуститься со мной в дорогу? – спросила Настя.
– Причин может быть много, но мне показалось, что ты не удовлетворилась нашим разговором, оставив многие вопросы открытыми. Я чувствую, что сейчас моя помощь тебе крайне необходима, и потому решил совместить два полезных мероприятия в одно. Когда ты насытишься нужной тебе информацией, я поеду дальше по своим делам.
– Скажи, есть ли возможность победить войско Яги или хотя бы избежать войны?
– А зачем кому-то побеждать Ягу? Что изменится для Омутляндии, если она займёт трон?
– Не знаю, – задумалась Настя, – мне хотелось бы иметь царём всё-таки Ваньку. Он – добрый, справедливый, нежадный.
– И что? За пять лет царствования он посеял добро и справедливость в Омутени или роздал народу денег из казны? Когда-то на заре цивилизаций государство создавалось для защиты людей от преступности и внешней агрессии. Возникли институты: государь, армия, суд, полиция, которые должны были бы регулировать отношения между гражданами, решать спорные вопросы, бороться с преступниками и защищать собственность граждан от посягательства. На собранные налоги содержались все институты, призванные исполнять перечисленные функции. Теперь давай посмотрим, что мы имеем на примере Омутляндии. Разбойники свободно разгуливают по стране и грабят население. Армия живёт своей жизнью и даже не может отразить агрессию со стороны наёмников Яги. Суды продажны или выполняют функцию придатка к городским начальникам. Налоги стекаются в казну и проедаются кучкой царедворцев. И где же тут государство? Омутень не государство, а большая территория, населённая людьми, приспособившимися к такому существованию. Пока народ не захочет жить в мире и согласии между каждым гражданином этой страны, то никакой царь не сможет сделать омутян счастливыми, будь то Кощей, Яга или кто-то иной. Поэтому я не вижу смысла встревать в это противостояние за табуретку с названием «Трон», если только вы с Иваном не решили присосаться к казённым деньгам.
– Ты, пожалуй, прав. Я не столь опытна, как ты, но интуиция мне подсказывала, что за это царство умирать не стоит.
– Знания питают разум, а разум – пьедестал мудрости, хотя, интуиция тут также играет важную роль, – улыбнулся старик. – Читай лучше книгу, которую я тебе дал, и не лезь в эти тараканьи бои.
– Давай собираться, вечером на постое продолжим нашу беседу, – предложила Настя, укладывая в мешок остатки провизии.

Уже смеркалось, когда Платон и Настя подъехали к постоялому двору большой деревни, где расположились переночевать. Уставшие и голодные путники заказали лёгкий ужин и присели за одним из столов местного трактира.
– Платон, – обратилась Настя к старику, заканчивавшему свой ужин, – меня мучает один вопрос, но я стесняюсь его задать.
– Если твои мучения можно облегчить словами, то я готов ответить, – улыбнулся Платон.
– Это невероятная удача – встретить в захудалой Омутляндии великого философа Платона. Твоя помощь своевременна и неоценима, но я не могу объяснить причину твоего пребывания здесь.
– Тогда попробуй объяснить причину своего визита в забытую богами Омутень. Мне кажется, что мотивы у нас похожи. А твой вопрос – скорее неумелый комплимент, который ты собиралась мне сделать. Но спешу огорчить – я не настолько велик и даже не совсем философ в общепринятом понимании этого определения. Мои скромные работы давно уже подверглись ревизии. Я пришёл к выводу, что душа материальна, а материя не может быть вечной, так как со временем молекулярные связи распадаются, организуя новые структуры. Сейчас меня привлекает вопрос пространственных и временных перемещений, где доминирующим фактором является концентрация сознания. Кажется, ты также успешно владеешь этой методикой. Надеюсь, я удовлетворил твой интерес.
– Тогда ответь, почему тебя так привлёк Кощей, и человек ли он? – немного смутившись, спросила Настя.
– Ментально – да, но его физическое тело отлично от человеческого. На земле живёт множество видов живых организмов. Кощей – редчайший из них и, вполне возможно, не единственный. Я решил внимательнее присмотреться к нему и даже немного сблизиться, но пока не понял его сущности. Быть может, он пришелец из других миров, а может уникальный мутант – время покажет.
– Как возникло прозвище Тень, ведь именно под этим именем тебя знают во дворце?
– Так назвал меня Кощей. Без света тени не бывает. Думаю, что я в его представлении нечто полярное: он – свет, я – тень.
– Как ты считаешь, куда пропал Кощей?
Платон хотел уже что-то сказать, как открылась дверь, и на пороге возникли трое крепких вооружённых большими тесаками мужчин. Они придирчиво оглядели старика и девушку, а затем расположились за соседним столом. Трактирщик направился к ним и подобострастно спросил:
– Что будете кушать?»
Один из троицы – со шрамом на лбу и кривым, словно запятая, носом, намеренно громко сказал, глядя на Анастасию:
– Жратву как обычно, и девку эту к нам за стол, пусть развлекает, пока мы есть будем.
Трактирщик подошёл к Насте и тихо произнёс:
– Им лучше не перечить, порежут тесаками на порции и даже не поперхнутся.
Как бы раздумывая, Настя посидела немного, разглядывая пустую тарелку и стала медленно подниматься из-за стола.
– Беги на кухню, готовь заказ для гостей, но только не очень торопись, мы тут с мужиками немного развлечёмся, – громко сказала девушка, обращаясь к трактирщику.
Бандиты, слышавшие напутствие, осклабились довольными улыбками. Меж тем Настя подошла к стойке, налила себе в крынку воды, отпила немного и сказала:
– Я ненавижу убивать и не люблю смерть; мне сегодня не повезло, но зато вы везунчики! Вы умрёте легко и быстро, как сделать глоток воды.

Мгновенье спустя тигр метнулся к столу с разбойниками и через минуту всё было кончено. Анастасия, вернув свой облик, была поражена чёткостью, молниеносной реакцией и выверенными действиями своего подопечного. «Я становлюсь профессионалом узкого профиля», – подумала она без радости и только тут заметила, что Платон исчез. Растерянная Настя обвела взглядом таверну и устало плюхнулась на стоящий рядом стул.
– Может быть это ответ на твой вопрос? – услышала девушка голос старика. – Ведь не всегда есть смысл лишать кого-то жизни, когда проще ненадолго исчезнуть.
Платон возник на том же самом месте, где и сидел ранее.
– Я бы так поступила в привычном мне мире, а здесь все пытаются меня изнасиловать, ограбить или убить, – вздохнула Настя.
– Это потому что ты редко здесь бываешь. Может со временем привыкнешь, и станешь более терпимой к местным дикарям, – усмехнулся Платон.
– Ты исчезаешь совсем?
– Нет, я превращаюсь в муху. Мух здесь повсюду хватает – поди узнай старика Платошку.
– Получается, ты бросил меня в минуту опасности?
– Ой ли? Если бы я хоть на мгновение усомнился в тебе, я бы стоял плечом к плечу рядом с такой прекрасной амазонкой, но у них не было шанса. Тебе приходится убивать, защищая друзей, когда ты знаешь, что им грозит смертельная опасность, а у меня такой проблемы нет. С тобой можно спокойно пойти хоть в звериную чащу, хоть в бандитское логово – результат предсказуем.
– Пойду-ка я спать, давай договорим завтра, – устало сказала Настя.
– А это? – Платон кивнул на растерзанные трупы.
– Трактирщик приберёт, думаю, он привыкший.

Утром, когда Платон вышел во двор, к нему подбежал трактирщик.
– Не знаю, как вас отблагодарить за то, что избавили нашу деревню от этих выродков, – робко начал он. – Уж сколько народу от них пострадало, да раньше времени в могилу слегло, я и сосчитать не смогу. Мы тут небогато живём, но вся деревня готова скинуться кто сколько может и поклониться вам в пояс за добрую услугу.
– За это не меня надо благодарить, а вон ту девушку, – ответил Платон, кивнув на Настю, показавшуюся на крыльце.
Поражённый трактирщик повернулся к Анастасии и словно окаменел под взглядом удивлённых лазоревых глаз.
– О чём толкуем? – спросила Настя, подходя к собеседникам.
– Мне предложили вознаграждение за тех бандитов, которые имели наглость грубо с тобой разговаривать. Но я, как ты знаешь, к этому руки не приложил, хотя и было желание. Вот ты и решай вопрос с наградой, а я пока пойду коней запрягу, – ответил Платон, удаляясь к конюшне.
– Награды мне не надо. Я защищала не вашу деревню, а свою жизнь. Можешь пригласить сельчан на бесплатный ужин и вдоволь их накормить; будут долго тебя добрым словом вспоминать. И ещё, на место тех душегубов скоро придут другие – так уж водится. Собери мужиков, и вместе надерите бандитам задницы так, чтобы другим неповадно было, а испугаетесь, всё останется по-прежнему.
Трактирщик что-то промычал в ответ, но Настя уже направлялась к Платону в конюшню.

Когда всадники выехали за околицу, старик придержал коня и обратился к Анастасии:
– Пришла пора расстаться. Наши дороги здесь разойдутся, но я твёрдо знаю, что однажды мы встретимся вновь.
– Почему ты так думаешь?
– Ты ищешь знания, я ищу знания; почему бы нам опять не встретиться в точке познания истины?
– Действительно, почему бы? Я перед сном полистала книгу и хочу спросить кое-что.
– Спрашивай.
– Только не уходи от прямого ответа, как ты это постоянно делаешь. Кощей – вампир?
– Вероятнее всего да, вампир, но он никогда не питался кровью.
– А чем?
– Кощей поддерживал свои жизненные токи смесью соков молочая и одуванчика. Обычно он принимал эту смесь вечером перед сном, но я не знаю спал ли он вообще.
– В своём завещании Кощей рекомендовал не есть на ночь простоквашу. Что ты думаешь об этом?
– Постой! Как интересно! А что ещё было в этом завещании?
– Только это, ну и, что на остальное ему насрать.
– Так вот в чём дело… Значит Кощея кто-то отравил, – задумался Платон.
– А такое возможно? – удивилась Настя.
– Очевидно. Органические свойства растительной пищи имеют совершенно другой набор ферментов и аминокислот, включая металлы и минералы, нежели животная органика. И, кстати, простокваша по своему виду и кисловатому вкусу очень похожа на смесь соков одуванчика и молочая.
– Выходит, Кощей всё-таки умер?
– Не глупи. Скорее всего, он впал в вампирскую кому.
– Куда же он тогда подевался?
– Никуда. Почувствовав себя отравленным и понимая, что с ним будет дальше, Кощей написал завещание и залёг в саркофаг. Там он и лежит по сей день – отдыхает.
– Фантастика какая-то. Но ведь его нет в гробу.
– Тут ты сильно ошибаешься. Думается, что он просто стал прозрачным. Телесность ему придавали соки каучуконосов, которые он ежедневно употреблял. И, как только не стало соков, так не стало и тела.
– А почему его видели в гробу многие люди? К тому же, он ещё дурно пах.
– Это влияние простокваши. Наверное, она долго разлагалась в теле вампира, что и создавало визуальный и обонятельный эффект присутствия. Пожалуй, я отложу свои дела на потом и поеду вместе с тобой. Такую тему нельзя оставлять на самотёк. Ну что, берёшь меня попутчиком?
– Ещё бы! Мне выпала большая удача. Сопровожу прямо до гроба, – рассмеялась довольная Анастасия.

http://proza.ru/2023/09/28/1450