Эпоха гонений на христиан

Новосельцев Григорий Петрович
 Эпоха гонений на христиан

Иудейские начальники, по злобе и зависти к Господу Спасителю решившиеся распять Его,
не могли оставить в покое Его учеников. Гонение их на апостолов началось тотчас же, как стала
распространяться их проповедь. Но в начале это гонение было остановлено благоразумием одного
из наиболее уважаемых законоучителей – Гамалиила и борьбой партий саддукейской и
фарисейской. Затем обращение к вере одного из самых сильных гонителей ее – Савла и стесненное
положение синедриона, ввиду римского владычества, пока безразлично относившегося к
христианству, способствовали ослаблению и даже прекращению открытого гонения на христиан со
стороны евреев.
Внук беззаконного Ирода, избившего вифлеемских младенцев, Ирод Агриппа, происками
пред римским правительством восстановил на некоторое время власть царя в Палестине и, желая
расположить к себе иудеев, снова воздвиг жестокое гонение на Церковь, умертвил апостола Иакова
Зеведеева и заключил в темницу апостола Петра, но лютая болезнь (от подкожных червей) этого
нечестивца прекратила вместе с его жизнью и поднятое им гонение.
По смерти Ирода Агриппы Иудея по-прежнему была подчинена римским прокураторам, и
евреи, при всей ненависти к христианам, не могли много вредить им. Пример бессильной злобы
евреев видим в истории суда над апостолом Павлом; первосвященник Анан также мог
воспользоваться для умерщвления апостола Иакова, брата Господня, только перерывом римской
власти.
Наконец, мера долготерпения Божия исполнилась: в 67 году началась бедственная война
иудеев с римлянами, и иудеи, как отдельный народ, пали. Падение иудеев имеет важное значение
в истории Церкви:
1) Здесь исполнились пророчества Моисея, Даниила и других пророков и слова Господа
Иисуса Христа, Который предсказал, что Иерусалим будет окружен врагами и на месте храма не
останется камня на камне;
2) В разрушении Иерусалима и храма совершилось самым делом (фактически) прекращение
Ветхого Завета; теперь уже евреи не имеют храма, не приносят жертв, и вера их не приводит ко
спасению;
3) Падение евреев имеет особенное отношение к последней судьбе всего мира. Господь
Иисус Христос в своем предсказании соединил разрушение Иерусалима с имеющим последовать в
конце веков разрушением мира, так что первое является как бы образом последнего (Мф. 24).
Особенные необычайные явления предзнаменовали для евреев гибельную катастрофу.
Один раз ночью, около часа, в храме был виден свет, подобный дневному; в праздник Пасхи медные
восточные врата в храме, которые с трудом отворяли двадцать человек, раскрылись сами собою; в
праздник Пятидесятницы был слышен в храме необыкновенный шум, как бы от шагов во множестве
удалявшегося народа, и явственно раздался голос: «Уйдем отсюда». Целый год над Иерусалимом
являлась комета в виде меча; кроме того, в облаках видимы были толпы сражавшихся всадников
на боевых колесницах. За четыре года до войны один еврей, по имени Иисус, как бы вдохновленный
свыше, начал взывать, ходя по городу: «Горе Иерусалиму, храму», – и продолжал свои зловещие
предсказания в течение семи лет. Наконец, вскрикнул: «Горе и мне!» – и в ту же минуту был убит
камнем, брошенным кем-то из римского лагеря. Причинами иудейской войны были: крайняя
ненависть евреев к римлянам и жестокость к евреям римских прокураторов. Считая себя народом
избранным, семенем Авраама, евреи никак не могли примириться с мыслию о подданстве
язычникам. Среди них образовалась особая партия зилотов, или ревнителей, которые борьбу с
римлянами считали задачею жизни. Римские прокураторы со своей стороны жестоко поступали с
иудеями, притесняли их налогами, без всякой нужды оскорбляли их религиозное чувство. Особенно
были ненавистны евреям Пилат и последние два прокуратора – Албин и Гессий Флор. Ко всему
этому присоединились напряженные ожидания Мессии. Евреи были убеждены, что Мессия
мгновенно явится во храме на помощь Своему избранному народу. По словам историка иудейской
войны Иосифа Флавия, какая-то роковая сила влекла народ к его погибели, и он видит в этом Божие
предопределение.
Задумав восстание против римлян, евреи окружили крепость, где находился римский
гарнизон, и когда, томимые голодом, римские воины сдались евреям, то, несмотря на обещание
безопасности, все вероломно были им перерезаны. За этот бесчестный поступок множество евреев
было избито в Кесарии и Александрии. Евреи, в свою очередь, врывались в пограничные сирийские
города и грабили жителей. Тогда римский проконсул Кестий Галл, живший в Антиохии, двинулся в
Палестину, чтобы подавить восстание, и уже подступил к Иерусалиму, но, потерпев небольшое
поражение и устрашившись множества неприятелей, неожиданно для евреев отступил от города.
Евреи чрезвычайно надмились своим успехом и предались любимым мечтам о владычестве над
миром; а христиане, помня повеление Господа, при виде мерзости запустения в храме (Мф. 24:15-
20) воспользовались свободою выхода и удалились большею частью в заиорданский город Пеллу.
Император Нерон, услышав о сопротивлении евреев Кестию, послал в Палестину лучшего
своего полководца Веспасиана с многочисленным войском. Веспасиан быстро покорил Галилею и
подступил к Иерусалиму. В это время Нерон умер, затем в один год сменились три императора, и
сирийские войска провозгласили императором своего полководца. Тогда Веспасиан поспешил в Рим
и дальнейшее ведение осады поручил своему сыну Титу.
Этот полководец, зная, что в Иерусалиме, по случаю праздника Пасхи, собралось
чрезвычайно много евреев (более 2 миллионов), и желая прекратить подвоз к Иерусалиму съестных
припасов, окружил весь город стеною, так что ни выйти оттуда, ни проникнуть туда не было
возможности. В Иерусалиме начались ужасные бедствия: съестные припасы были скоро
истреблены, и настал такой страшный голод, что одна мать, терзаемая голодом, заколола и съела
свое новорожденное дитя. Развились болезни, люди умирали в таком множестве, что некому и негде
было их хоронить. Более 150 тысяч трупов было выкинуто только в одни из городских ворот. Многие
из евреев бежали вон из города прямо в руки неприятеля, и их распинали на крестах. Более 500
крестов стояли вокруг города с распятыми евреями, и, видимо, исполнилось безумное их заклятие:
«Кровь Его (Господа Спасителя) на нас и на чадах наших». Наконец недостало дерева для крестов.
Тогда Тит велел принимать беглецов и давать им пищу; но, изнуренные голодом, иудеи с такою
жадностью бросались на хлеб, что от пресыщения умирали. После долговременной осады и
бесполезных переговоров о сдаче Тит назначил приступ, приказав воинам беречь храм,
считавшийся чудом искусства. После ужасных усилий город взяли, но храма не сберегли. От
нечаянно брошенной головни здание запылало (10 августа 70 г. по Р.Х.). Иерусалим был разрушен.
В память прежнего величия от города оставлены были только часть западной стены и три башни.
Тит изумился, увидев, какие твердыни удалось ему взять и разрушить, и не принял обычных
народных поздравлений по случаю победы, признавая себя орудием гнева Божия.
Ужасна была участь евреев, переживших падение своего родного города. Около 12 тысяч
человек умерло голодной смертью в первое время после взятия города, прежде чем Тит мог сделать
какие-либо распоряжения относительно оставшихся в живых. Главные мятежники подвергнуты
были казни. 700 самых красивых юношей были выбраны для украшения триумфа победителя при
въезде в Рим. Множество евреев было сослано на работы в рудники и продано в рабство на рынках
Азии, Африки и Европы.
Вот некоторые из предсказаний пророка Моисея, в которых за полторы тысячи лет с
поразительною точностью он изобразил бедствия евреев. «За то, что ты не служил Господу Богу
Твоему, будешь служить врагу твоему... в голоде и жажде и наготе и во всяком недостатке... Пошлет
на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел, налетит народ, которого языка ты не
разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши... И будет теснить тебя
во всех жилищах твоих, доколе во всей земле твоей не разрушит высоких и крепких стен твоих, на
которые ты надеешься... Женщина, жившая у тебя в неге и роскоши, которая никогда ноги своей не
ставила на землю, по причине роскоши и изнеженности, будет безжалостным оком смотреть на мужа
своего, и на сына своего, и на дочь свою... Она, при недостатке во всем, будет есть их, в осаде и
стеснении, в котором стеснит тебя враг твой... И рассеет тебя Господь по всем народам, от края
земли до края земли... но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги
твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души. Жизнь
твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей.
От трепета сердца твоего, которым ты будешь объят, и от того, что ты будешь видеть глазами
своими, утром ты скажешь: о, если бы пришел вечер, а вечером скажешь: о, если бы наступило
утро!» (Втор. 28:47-68).
Через 65 лет иудеи опять восстали против римлян под начальством фанатика Вар-Кохеба
(«сын звезды») и снова были усмирены римлянами. Тогда император Адриан велел совершенно
разрушить Иерусалим и пройти плугом по его улицам в знак совершенного уничтожения города. На
развалинах Иерусалима основана была римская колония под названием «Элия Капитолина», и
иудеям под страхом смертной казни запрещено было приближаться к ней. Только в один день
(именно 10 августа – день сожжения первого храма Навуходоносором и второго – римлянами)
дозволялось им за известную плату издали посмотреть на свою бывшую столицу, на воротах
которой было поставлено изображение ненавистного им животного.
Раввины иудейские не вразумились страшной казнью, постигшей иудеев. Причину небесного
гнева они указывали в том, что евреи якобы мало заботились об исполнении обрядового Моисеева
закона. В Тивериаде, куда по разрушении Иерусалима удалились более значительные из евреев,
образовалась школа, в которой эта привязанность к мертвой букве, к обряду, без разумения его
значения, достигла крайнего развития и нашла свое выражение в Талмуде. Это направление
иудейского раввинизма еще более отдалило евреев от духа веры Христовой.
2. Причины гонений на христиан со стороны язычников
Когда кончились гонения на Церковь со стороны иудеев, начались страшные,
продолжавшиеся два века с половиною гонения на язычников в Римской империи. Главная и более
общая причина гонений на христиан со стороны язычников – это совершенная противоположность
учения христианского утвердившимся обычаям, нравам и воззрениям язычества. Язычники терпели
всякую веру, лишь бы она не мешала им жить по-прежнему. Христианская же вера во всем изменяла
образ жизни. Вместо эгоизма проповедовала любовь, на место гордости ставила смирение, вместо
роскоши, доходившей в Римской империи до страшных размеров, требовала воздержания и поста;
искореняла многоженство, возвысила значение рабов, взывала к богачам о милосердии и
благотворительности. Эта борьба новых начал со старыми языческими порядками была так велика,
что пошатнула здание Римской империи. Дряхлый организм ее не мог выдержать силы нового
учения и должен был распасться. На место ее, по мановению Промысла, двинулись из глубины Азии
новые народы. Во время борьбы христианства с язычеством необозримыми толпами они теснились
в пределах греко-римского мира, и в их юных сердцах впоследствии со всей силою своею
воздействовало новое христианское учение.
При этой общей причине ненависти языческого мира к христианству действовали частные
причины, вызывавшие вражду к нему со стороны простого народа, образованной публики, со
стороны жрецов, оракулов и других приверженцев старого порядка и, наконец, областных правлений
и императоров. Простой народ видел, что христиане отделяются от него в вере, в образе жизни,
перетолковывал это по своим грубым понятиям во вред христианам и часто был слепым орудием,
которым действовали враги христианства. Например: христиане не приносили жертв языческих – за
это называли их безбожниками; христиане не участвовали в языческих увеселениях, противных их
нравственности, – за это называли их врагами человеческого рода, человеконенавистниками.
Бывали где-либо общественные бедствия, например: засуха, язва – жрецы и оракулы винили в них
христиан, которые будто бы непочитанием богов навлекали на свою страну гнев их. И вот
поднималась против христиан ярость кровожадной толпы. Образованные люди, или так
называемые философы, почитали, по своей ученой гордости, суеверием святую веру в Господа, по
неизреченной любви пострадавшего за человеческий род на Кресте. А видя, с какой твёрдостью
христиане переносят свои страдания, говорили, что это слепой и вредный фанатизм. Даже такие
ученые, как Тацит и Плиний Младший, называли христианство суеверием: первый «пагубным»,
второй – «грубым и безмерным». Впоследствии, когда это мнимое суеверие стало подрывать самые
основы язычества, явился целый ряд писателей, которые силились с ученой точки зрения
опровергнуть и унизить христианство. Чувствуя свою слабость в борьбе с ним, они старались
вооружить против него царей и правителей. Жрецы языческие, прорицатели, делатели идолов
ненавидели христиан, между прочим, потому, что те подрывали их профессию, лишали их доходов
и заработка (Деян. 19:23-29); из их среды выходили те злые клеветы на христиан, которые были
распространены во время гонений: будто бы они в своих собраниях предаются разврату, пьют кровь
младенцев и т. п. Оракулы возбуждали правителей и народ против христиан, давая ответы,
неблагоприятные для них. Отчего была неудача на войне, за что боги посылали засуху, моровые
язвы, почему оракул не отвечает вопрошающему его императору или полководцу – вся вина в том
слагалась на христиан.
3. Периоды гонений на христиан со стороны языческого мира
Историю гонений на христиан в первые три века можно разделить на следующие периоды:
1) Правительство римское в течение всего первого века не обращает особенного внимания
на распространение христианства, и если христиане подвергаются гонениям, то вследствие личных
побуждений со стороны императоров, а не в видах правительственных;
2) В начале второго века воздвигаются на христиан гонения в видах правительственных, но
гонения эти долгое время имеют характер случайный и зависят от произвола правителей, от
воззрений и характера государей;
3) С половины третьего века гонения принимают более напряженный и ожесточенный
характер. Христианство преследуется как враждебная империи секта, с целью совершенного
искоренения ее.
В первый из этих периодов гонения были при императорах Нероне и Домициане. Нерон
обвинил христиан в поджоге Рима, произведенном по его собственному желанию. Годы 64-68 были
страшные для христиан: их распинали на крестах, зашивали в звериные шкуры и в таком виде
отдавали на съедение диким зверям, зашивали в мешки, которые обливали смолой и зажигали во
время народных гуляний. В это гонение пострадали в Риме апп. Пётр и Павел; Пётр был распят на
кресте вниз головой, а Павел усечён мечом.
Домициан (81-96) был государь подозрительный и жадный до денег. Злоба его в особенности
преследовала богатых людей, имения которых поступали в его казну. Он предал смерти своего
близкого родственника Флавия Клемента за исповедание святой веры, а жену его Домитиллу сослал
на отдаленный пустынный остров. Раз Домициан услышал, что в Палестине живут родственники
Господа Иисуса Христа, которые ожидают Его Пришествия. Их вытребовали в Рим. Это были внуки
апостола Иуды, брата Господня. Подозрительный царь тогда только успокоился, когда
удостоверился в их бедности и узнал, что они ожидают не земного, а небесного царства. При
Домициане в 96 г. в Рим из Ефеса был вызван ап. Иоанн Богослов. Домициан приказал ввергнуть
его в котёл с кипящим маслом. Когда святой остался невредимым, он сослал его на остров Патмос.
При Домициане свт. Антипа, епископ Пергамский, был сожжён в медном быке.
Во второй период наиболее сильные гонения были от императоров Траяна, Марка Аврелия
и Септимия Севера. Император Траян (98-117) строго воспретил существование тайных обществ,
имеющих свои собственные законы, кроме общих государственных. Многие из областных
правителей поспешили направить этот закон против христиан и стали их преследовать. Но один из
них, именно проконсул Малой Азии Плиний Младший (племянник знаменитого естествоиспытателя),
ужаснулся множества обвиняемых в христианстве и обратился к императору за разъяснением, как
с ними поступать. Траян решил так: разыскивать христиан не должно, но если кто будет обвинен
судебной властью в принадлежностях к христианству, того казнить. При императоре Траяне
потерпели, в числе многих христиан, свт. Климент1
, епископ Римский, свт. Игнатий Богоносец,
епископ Антиохийский и Симеон, епископ Иерусалимский, 120-летний старец, сын Клеопы, преемник
по кафедре ап. Иакова. Характерно, что мученики принимали смерть без ропота и смущения, а
напротив, – с радостью. Так свмч. Игнатий Антиохийский, опасаясь того, что христиане
воспрепятствуют исполнению его смертного приговора, написал им следующие слова: «По молитве
к Богу я получил то, о чем много просил, чтоб увидеть ваши богодостойные лица. Связанный за
Христа, я надеюсь целовать вас, если воля Божия удостоить меня достигнуть конца. Начало
положено хорошо: сподоблюсь ли благодати — беспрепятственно получить мой жребий? Ибо я
боюсь вашей любви, чтобы она не повредила мне, потому что вам легко то, что хотите сделать, а
мне трудно достигнуть Бога, если вы пожалеете меня. Желаю, чтобы вы угождали не людям, но
Богу, как вы и благоугождаете Ему. Ибо ни я уже не буду иметь такого удобного случая достигнуть
Бога, ни вы – ознаменоватъ себя лучшим делом, если будете молчать. Если вы будете молчать обо
мне, я буду Божиим, если же окажете любовь плоти моей, то я должен буду снова вступить на
поприще. Не делай не для меня ничего более, как чтобы я был заклан Богу теперь, когда жертвенник
уже готов, и тогда составьте любовию хор и воспойте хвалебную песнь Отцу во Христе Иисусе».
Император Марк Аврелий (161-180) ненавидел христиан за их, по его мнению, суеверное
учение. Доселе римское правительство не разыскивало христиан: теперь оно стало их разыскивать,
введена была система пыток и истязаний, чтобы вынудить у них отречение от веры. Такими мерами
правительства было вызвано буйство черного народа против исповедников святой веры. Христиан
изгоняли из домов, бичевали, побивали камнями, катали по земле, бросали в тюрьмы, лишали
погребения. Никогда в прежние гонения не было столько мучеников, как в это время; бывало так,
что тела замученных христиан лежали массами на улицах городов. При гонениях в царствование
Марка Аврелия Философа принял мученическую смерть в Риме св. Иустин Философ, основавший
там христианскую школу; тогда же, в 166 г. замучены были и его ученики. Особенно сильны были
гонения в Смирне, где был замучен св. Поликарп2
, еп. Смирнский, и в галльских городах Лионе и

1 Свт. Климент за веру был сослан в пустынное место Понта близ Херсонеса. Но там его трудами и
молитвами в «одно лето настолько увеличилось число верующих, что даже было построено семьдесят пять
церквей, и разбиты были все идолы, а капища — во всей стране разрушены, так как все жители приняли
христианскую веру». Посланный императором Трояном царский сановник пыьался склонить св. Климента к
принесению жертвы идолам, но «найдя его непоколебимым в вере и крепко верующим во Христа, повелел
посадить его в лодку, отвезти на средину моря и там, привязав якорь на шею, повергнуть в самое глубокое
место моря и утопить, дабы христиане не нашли его тела. Когда все это произошло, верующие стояли на
берегу и сильно плакали. Потом два вернейших ученика его, Корнилий и Фив, сказали всем христианам:
“Помолимся все, чтобы Господь открыл нам тело мученика”. Когда молился народ, то море отступило от
берега на расстояние трех поприщ, и люди, подобно израильтянам в Чермном море, перешли посуху, и
нашли мраморную пещеру наподобие церкви Божией, в которой покоилось тело мученика, а также нашли
близ него и якорь, с которым был потоплен мученик Климент. Когда верные хотели взять оттуда честное
тело мученика, то было откровение вышеупомянутым ученикам, чтобы тело его здесь оставили, ибо
каждый год море в память его будет отступать так в течение семи дней, давая возможность приходить
желающим поклониться. И так было много лет, начиная с царствования Траяна до царствования Никифора,
царя греческого».
2 Свмч. Поликарп получил откровение о том, что он будет сожжен за три для до своей кончины. Во время
казни тело его было обтекаемо огнем, но не загоралось. Тогда он был пронзен копьем, и из него вытекло
столько крови, что огонь был потушен. После этого тело его было предано пламени: при жизни огонь не
Вене. К ослаблению этого страшного гонения послужило необыкновенное событие с громоносным
легионом. В 174 году император воевал с разными варварами (квады, сарматы, маркоманны). В
Паннонии (ныне Венгрия) он был заведен врагами в совершенно безводное место. Войско его
погибло от палящего зноя и недостатка воды. Тогда, по молитве христиан, бывших в его войске,
вдруг разразилась гроза и привела в смятение врагов, а затем пролился дождь и утолил жажду
римских воинов. С этого времени император под страхом смертной казни воспретил преследовать
христиан и тому легиону, по молитве которого совершилось чудо, дал название громоносного.
Император Септимий Север (193-211) в первые десять лет своего правления не только не
преследовал христиан, но даже оказывал им благосклонность за то, что один христианин, по имени
Прокул, через помазание елеем исцелил его от болезни. Затем император стал изменяться в
мыслях о них и начал их смешивать с мятежными евреями. В таком убеждении он воспретил под
страхом смертной казни переход из язычества как в иудейство, так и в христианство. Враги веры
воспользовались и прежними, и этим новым указами и стали преследовать христиан. Гонения,
наконец, приняли такой ожесточенный характер, что некоторые христиане видели в нем признак
пришествия антихриста. При императоре Септимии Севере в Александрии, в числе других, был
обезглавлен Леонид, отец знаменитого Оригена, а также брошена в кипящую смолу девица
Потамиена, поразившая красотой исполнителей казни и своим мужеством обратившая ко Христу
одного из них, Василида, также принявшего мученический венец. В Лионе был замучен св. Ириней,
тамошний епископ. Особенно замечательны своим мужеством мученики Карфагенской области, где
гонения были сильнее, чем в других местах. Здесь Фивия Перпетуя, молодая женщина благородного
происхождения, несмотря на просьбы и слезы отца и материнскую любовь к своему ребенку,
объявила себя христианкой, за что была брошена в цирк на растерзание зверями и добита мечом
гладиатора. Та же участь постигла и другую христианку, рабыню Фелицитату, мучившуюся родами
в темнице, и её мужа Ревоката.
В третий из указанных периодов особенно ожесточенные гонения против христиан были от
императоров Декия и Диоклетиана. Император Декий Траян (249-251), захвативший престол после
борьбы с Филиппом, был ненавистником христиан уже только потому, что его предшественник был
к ним благосклонен. Кроме того, как человек грубый, он не размышлял много о верованиях, следуя
древнему идолопоклонству и разделяя убеждение, что целостность и благосостояние государства
неразрывно связаны с сохранением старой религии. Партии языческих фанатиков такой именно
правитель и был нужен. Христиан он задумал истребить полностью. Преследования христиан,
которые начались после эдикта 250 г., превосходили все предшествующие своей жестокостью, за
исключением, разве, гонения Марка Аврелия. В это жестокое гонение многие отпали от
христианства, потому что в предшествовавшее спокойное время многие принимали христианство
не по истинному убеждению. Но было и много исповедников, гибнувших в мучениях. Основная
тяжесть гонения обрушилась на предстоятелей церквей, которые были опорой христианских
обществ. В Риме в начале гонений пострадал еп. Фабиан, равно как приняли мученическую кончину
Карп, еп. Фиатирский, Вавила, еп. Антиохийский, Александр, еп. Александрийский и др. Знаменитый
же учитель Церкви Ориген претерпел множество истязаний. Некоторые из епископов, чтобы в такое
тяжкое время не оставить паств своих без пастырского руководства, покидали на время места, где
они жили, и издали управляли ими. Так поступили св. Киприан Карфагенский и Дионисий
Александрийский. А св. Григорий Неокесарийский собрал всех своих пасомых и удалился с ними на
время гонения в пустыню, вследствие чего у него совсем не было отпавших. К счастью, гонение
продолжалось только около двух лет. В конце 251 г. Декий был убит во время войны с готами.
Диоклетиан (284-305) был умный государь. Сознавая трудность управления громадной
империей при постоянном нападении на ее окраины варваров, он разделил свою власть с
полководцем Максимианом Геркулом и двумя кесарями: Галерием и Констанцием Хлором. Галерий,
заклятый враг христиан, женился на дочери Диоклетиана и под конец его царства имел на него
сильное влияние. Он и возбудил его против христиан. Четыре эдикта, изданные Диоклетианом, один
другого жесточе, имели целью истребить христианство. Пущены были в ход всевозможные пытки и
казни, и не задумывались ни перед какою жестокостью. Назначен был срок для существования
христианства (языческий праздник Терминалий 23 февраля 303 г.). На самом рассвете этого дня
отряд воинов окружил никомидийский храм: двери храма были выломаны, священные книги
сожжены, драгоценности разграблены – и весь храм разрушен до основания. После этого начались
такие ужасы, которых невозможно изобразить. «Если бы у меня, – пишет современник гонения
Лактанций, – были сотни уст и железная грудь, то и тогда я не мог бы исчислить всех родов мучений,
которые претерпели верующие». Свирепость мучителей доходила до такой степени, что
изувеченных снова лечили, чтобы мучить; мучили в одном месте от десяти до ста человек в день
без различия пола и возраста. «Я сам был очевидцем этого, – говорит историк Евсевий, – так, что
железо притуплялось и ломалось, и сами убийцы, утомившись, поочередно сменяли друг друга».

смог ему повредить, но после смерти поддалось огненной силе. Христиане собрали оставшиеся коси
святого, захоронили и решили праздновать в этот день память священномученика.
Устроив такую кровавую резню христиан, правители полагали, что христианское имя
истреблено совершенно, и хотели торжествовать победу, приказав выбить медали в память
истребления и восстановления почитания богов. Но торжество оказалось преждевременным.
Выступали всё новые и новые поборники его, отдававшиеся на всевозможные мучения. Вообще же,
в этой последней борьбе с отживающим язычеством, отпавших христиан было гораздо менее, чем
при Декии.
Между тем, в управлении империей произошли существенные перемены. В 305 г.
императоры Диоклетиан и Максимиан удалились от дел. Титул августов получили: на востоке –
Галерий, а на западе – Констанций Хлор. Кесарями же, после избрания Галерия, стали: на востоке
родственник его, Максимин, а на западе – Север. Последний вскоре был свергнут Максентием,
сыном Максимиана Геркула, который сам на время принял участие в управлении для поддержки
сына. В 306 г. произошла новая перемена, особенно важная для христиан. Умер Констанций Хлор и
титул императора на западе принял сын его, Константин, унаследовавший благосклонность отца
своего к христианам. Галерий не доволен был положением на западе. Он послал войска против
Максентия на защиту Севера. Не признавал он августом Константина, которого ненавидел ещё
тогда, когда находился при дворе Диоклетиана, а также опасался его противодействия в деле
преследования христиан. Такая политическая обстановка была с одной стороны невыгодна для
христиан. Галерий, став августом-императором, продолжал преследования с той же жестокостью.
На востоке его усердным помощником был кесарь Максимин. Но с другой стороны для христиан
западной половины империи наступило более спокойное время. Еще Констанций Хлор только для
видимости исполнял некоторые эдикты, как например, допустил разрушение нескольких церквей,
Константин же вообще не преследовал христиан. Максентий, мало заботившийся об управлении, не
преследовал христиан систематически, ограничиваясь лишь частными истязаниями и поруганиями.
Таким образом, когда на западе гонение почти прекратилось, на востоке оно продолжалось столь
же жестоко. Но, наконец, силы нападающих язычников истощились. Церковь, которую, по словам
Спасителя, не одолеют и врата ада, не могла погибнуть от злобы людей. Злейший враг христиан,
Галерий, пораженный тяжкой и неизлечимой болезнью, убедился, что никакая человеческая сила
не может уничтожить христианства. Поэтому в 311 г., незадолго до своей смерти, выбрав одного из
своих полководцев, Ликиния, вместе с ним и с западным императором Константином издал эдикт о
прекращении гонения на христиан. В указе, между прочим, говорилось: “Позволяем христианам
оставаться христианами и строить дома для своих обычных собраний; за такое наше снисхождение
христиане должны молить своего Бога о нашем здравии, о благосостоянии общественном и своём
собственном”. Тем самым римское правительство торжественно засвидетельствовало своё
бессилие в борьбе с христианами. Вследствие эдикта, христиан, прежде гонимых и ссылаемых,
прекратили выискивать и возвращали из заточения. Снова стали появляться христианские храмы и
совершаться богослужения. Даже язычники, познакомившиеся ещё ближе с христианами,
радовались часто вместе с ними, изумляясь силе христианского Бога, защищавшего Свою Церковь.
Эдикт был обязателен для кесарей. Но Максимин, управлявший Сирией и Египтом, сначала по
необходимости покорившийся требованию императоров, был против прекращения гонения, тем
более что после смерти в 311 г. Галерия не признавал Ликиния августом и присвоил себе
императорское достоинство. Он начал было по-прежнему преследовать христиан, запрещал им
строить, изгонял из городов, некоторых увечил. Им были преданы смерти известный епископ
Емесский Силван, сорок лет проходивший своё служение, кесарийский пресвитер Памфил, ученый
антиохийский пресвитер Лукиан, Александрийский епископ Петр и др. На западе Максентий, хотя и
должен был подчиниться эдикту, но оставался таким же тираном своих подданных, как христиан,
так и язычников. Но скоро оба кесаря — противники христиан вынуждены были совсем оставить
правление. В 312 г. император запада, Константин, поразив под спасительным знамением Креста
ненавидимого всеми тирана Максентия, стал единодержавным правителем запада и окончательно
склонился в пользу христиан. В 313 г. случилось то же на востоке и с Максимином, который был
низвержен Ликинием, утвердившим свое господство в его провинциях.