Голографическая Вселенная по Бому и Прибраму

Зирк Алексей
* Путеводитель по профилю. МираНаука
* http://proza.ru/2023/08/28/1528
________________________________

Голографическая Вселенная по Бому и Прибраму
________________________________

К сожалению или к радости но чаще нахожу единомшленников в книгах, нежели чем в жизни. В данной статье компилированной из различнх источников интернета поговорим о Голографической Вселенной.

Гипотеза о том, что Вселенная являет собой колоссальную голограмму, принадлежит выдающемуся физику 20-го века Дэвиду Бому. В чём суть концепции Бома, мало кем понятой и принятой, более того, сильно навредившей его безупречной до этого репутации физика-теоретика?

Дело в том, что Дэвид Бом не мог согласиться с достаточно безумной, но общепринятой интерпретацией квантовой механики, принадлежащей Нильсу Бору, согласно которой реальность зависит от наличия (отсутствия) наблюдателя: есть наблюдатель – есть реальность, нет наблюдателя – ни о какой реальности речи не идёт.
Бом же, с полным на то основанием, полагал: реальность – объективна, то есть существует всегда, вне зависимости от того, видит ли ее кто-нибудь или нет. Но он пошёл ещё дальше: за пределами доступной измерению реальности Бора, существует более глубокая реальность. Понимал Бом и то, что эта новая реальность являет собой некое неделимое целое, то есть нечто нелокальное.

Следующее, что подводило Бома к мысли о голографичности Вселенной, это то, что скрытый («импликативный» - по Бому) порядок новой глубокой реальности аналогичен импликативному порядку голограммы, нуждающемуся в расшифровке, в развертывании в пространстве в виде объемного изображения с помощью луча света - дешифратора.

На этом стоило бы поставить точку: Вселенная - голографична, она (на «глубоких» уровнях реальности) – нелокальна, целостна, обладает скрытым, импликативным порядком. Реальность нашего уровня – это экспликативный, раскрытый порядок. Связь между двумя описанными уровнями реальности – это связь между голограммой и голографическим изображением: по Бому наш вещественный мир как раз и является объемным голографическим изображением.

На минуту отвлечёмся от голографической темы и отметим, что концепция Бома – это первая последовательная иерархическая картина мира…
К сожалению, всего лишь двухуровневая, как и вся квантовая механика.

Эта картина содержит в себе все основные моменты иерархического миропонимания:
- относительную независимость двух уровней (импликативного и экспликативного);
- динамическая связь между уровнями (порядками);
- неравноценность уровней.

Но «голографический» взгляд на Вселенную ещё богаче: он предполагает, кроме иерархических свойств, способность нашего уровня реальности «сворачиваться» в другой, более глубокий, и, наоборот, способность глубинного, импликативного уровня разворачиваться «в обратном направлении».

Единственное, с чем нельзя согласиться в концепции Бома (кроме ограничения иерархии всего двумя уровнями реальности), это то, что нашу реальность (вещественный мир – в терминологии его книги) Бом считает всего лишь голографическим изображением. И здесь сразу же возникает вопрос: изображением чего?

Голография – это всегда три объекта:
два «вещественных» (первый – изображаемый объект, служит основой голограммы – с него «считывается» информация,
второй – сама голографическая фотография – кристалл, пластинка)
и один почти «идеальный»: объемное изображение объекта.

Поскольку в рассмотрении Бома присутствуют всего два уровня, возникает вопрос: где «третий лишний» - объект или его изображение?
Представляется, что «лишним» является изображение – оно необязательно. Есть объект (вещественный мир), есть полная голографическая информация о нем (мир свободного ЭМП) – это первичное. Изображение – вторично, необязательно, хотя и всегда может быть получено из голограммы.

Американский психолог Карл Прибрам, считает, что мозг - это вовсе не устройство для хранения информации, а система настройки, работающая по принципу голографии. Еще в 1960 году он предположил, что мозг может интерпретировать получаемую от органов чувств информацию, также как в голограммах формируется изображение. Тонкие волокна в нервных клетках оцифровывают поступающую информацию и хранят данные в этом формате. Мозг расшифровывает следы памяти,  восстанавливая резкость исходного изображения, как в случае голограммы.

В 1971 году Прибрам задался вопросом:  если мозг действительно воспринимает информацию, складывая голограммы (математически преобразовывая частоты,  поступающие извне), кто в мозге их интерпретирует? И однажды, он, как и Дэвид Бом пришел к выводу что окружающая нас реальность сама имеет голографическую природу. Но пришли к этому выводу оба ученых с различных сторон. И это - неудивительно,  поскольку один из них является физиком, а другой - психологом.  Один изучает внешний мир, а другой - внутренний.

Вот как это объясняет Энтони Пик в своей книге "Путешествия души": "Дэвид Бом  полагал, что вся Вселенная работает как совмещенное голографическое изображение. В своих размышлениях  он шел от внешнего мира к внутреннему, а Прибрам мыслил от обратного,  рассматривая голограммы  прежде всего как ответ  на проблемы внутреннего мира, человеческого разума.

Важной частью теории Бома была идея, что мы никогда не воспринимаем визуальную реальность непосредственно. Мы знакомимся с миром изображений посредством линз. Мы наблюдаем Вселенную через телескопы, изучаем внутренний мир частиц при помощи микроскопов, определяем состав вещества посредством спектрометрии, и в то же время мы видим все благодаря главной линзе - человеческому глазу".

И именно в пределах человеческого восприятия рассматривал свою идею Прибрам. Так, он предположил, что мозг сам выступает в качестве линзы, которая преобразовывает размытый потенциал голографической Вселенной в четкое изображение, звук, цвет и все остальные сенсоры, которые преобразуют внешние данные во внутреннее восприятие.

Точно так же как изображение на голографической пластинке  представляет собой размытую картинку, то же самое происходит и с окружающей нас Вселенной. И, по мнению Прибрама, лишь после того как линза головного мозга, подобно лазеру, направленному на голографическую картинку, создаст трехмерное изображение, возникает Вселенная, знакомая нашему восприятию.

Вот, что он по этому поводу пишет: "Возможно, реальность не такая, какой мы ее видим собственными глазами. Если бы у нас не было этой линзы - математики,  выстраеваемой нашим мозгом, мы бы, возможно, знали другой мир, организованный в форме частот. Нет пространства, нет времени, только события. Можно ли в таком домене разглядеть реальность?"

Характерно, что позицию т.н. "здравого смысла", говорящую о том, что реальность воспринимается нами такой, какая она есть, Прибрам назвал "экологической моделью" и высказал мнение, что она неадекватно объясняет восприятие. Он чувствовал, что именно "голографическая модель Вселенной" успешно отвечает на многие вопросы, на которые наука в рамках старой парадигмы ответить не в состоянии.

Согласно этой модели, все образы, возникают после того, как данные, поступающие в височную область коры мозга, активируются и организуют голографическое хранилище. Затем эти изображения воспроизводятся, становясь не меньшим продуктом "информации, размещенной в организме", чем "информации, содержащейся в окружающей среде".

Иными слова, в соответствии с гипотезой Прибрама, внутренняя проекция внешнего мира смешивается с внутренне генерируемыми субъективными мыслями, чувствами и толкованиями. Воспринимая внешнюю реальность, мы преобразуем ее в свой личный субъективный внутренний мир, т.е. мы действительно создаем свою личную реальность.

По словам Прибрама, мир нашего восприятия, является внутренней голографической проекцией внешней реальности. А она не совсем такая, или вернее - совсем не такая, какой ее воспринимают наши органы  чувств. При нормальном освещении на голографической пластинке виден хаотичный набор линий. Но если осветить ее лазером, то возникает трехмерное изображение. Та же самая ситуация происходит и с реальностью, которая представляет собой множество различных энергий. В данном случае именно сознание выступает в качестве лазера  преобразуя этот "беспорядок" в трехмерную сенсорную "реальность". Эта версия реальности затем проецируется на "внутренний экран" и "просматривается" личностью.

Все это хорошо объясняет, почему каждый из нас воспринимает реальность, хоть немного, но по-своему, и почему существует так много мнений, объясняющих  природу реальности. Не зря ведь народная мудрость гласит: "сколько людей - столько мнений"; "каждый смотрит на мир со своей колокольни" и т.п. Энтони Пик объясняет это следующим образом: "...мы все живем в личных реальностях. Хотя никогда не взаимодействуем непосредственно с окружающим миром, мы видим его из центра личного фанерона...

Существуют веские доказательства, что реальность, которую мы с вами воспринимаем - не совсем точная копия того, что существует "где-то там", феноменального мира, находящегося за пределами наших  чувств. Также ясно то, что мозг показывает нам внутренне созданную и полностью субъективную копию внешнего мира.  Если это так, то все, что мы воспринимаем, - это иллюзия, существующая вне пространства и времени".

К подобному же выводу на основании синтеза теорий Бома и Прибрама приходит и Майл Талбот.  В своей книге "Голографическая Вселенная" он пишет: "Если соединить теории Бома и Прибрама, мы получим радикально новый взгляд на мир: наш мозг математически конструирует объективную реальность путем обработки частот, пришедших из другого измерения - более глубокого порядка существования, находящегося за пределами пространства и времени. Мозг - это голограмма,  свернутая в голографической вселенной.

Для Прибрама данный синтез означал, что объективный мир не существует - по крайней мере в том виде, к которому мы привыкли. За пределами привычного мира находится огромный океан волн и частот, в то время как реальность выглядит вполне конкретной только благодаря тому, что наш мозг преобразует голографические пятна в палки, камни и другие знакомые объекты, составляющие наш мир... Другими словами,  гладкая поверхность фарфоровой чашки и ощущение песка на берегу под ногами на самом деле всего лишь утонченная версия  синдрома фантомных болей.

Согласно Прибраму, это не означает, что не существует фарфоровых чашек или песка на берегу. Это просто означает, что фарфоровая чашка имеет два совершенно различных аспекта своей реальности. Когда она пропускается через линзы вашего мозга, она проявляет себя как чашка. Но если снять эти линзы, мы ощутим ее как интерференционный паттерн...

Ситуация, конечно, не сводится к фарфоровым чашкам. Мы тоже обладаем двумя совершенно различными аспектами нашей реальности. Мы можем рассматривать себя как физические тела, движущиеся сквозь пространство. Или мы можем рассматривать себя как пятна интерференционных паттернов, свернутых в космической голограмме.  Бом считает, что вторая точка зрения  может быть даже более верной..."

Иными словами  картина нашего восприятия не является точной копией реальности, а следовательно любая картина описания мира,  является отражением нашего субъективного восприятия. Так стоит ли кому бы то ни было "задирать нос", претендуя на знание истины в последней инстанции?

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Однако, концепция Бома о голографичности Вселенной не была широко принята и понята научным сообществом. Его идея о существовании нелокальной реальности была сложной для восприятия и противоречила существующим представлениям о физическом мире.

Критики утверждали, что концепция Бома была слишком спекулятивной и не имела достаточной экспериментальной поддержки. Она не предлагала конкретных способов проверки или опровержения гипотезы о голографической природе Вселенной. Кроме того, многие физики не соглашались с Бомом по поводу интерпретации квантовой механики и отрицания роли наблюдателя в определении реальности.

В результате, концепция Бома не получила широкого признания и оказалась отвергнутой большинством научного сообщества. Это негативно сказалось на репутации Бома как выдающегося физика-теоретика, так как его гипотеза была тщательно исследована и критически оценена другими учеными.

Я согласен с тем что наша реальность является лишь проекцией того, что наше сознание способно воспринимать. Но это лишь моё субъективное мнение и оно ничем недоказуемо. Я просто почему то верю в это безусловно. Возможно потому что эта информация где то запрограммирована во мне каким то высшим нечто.

Поиск понимания представления о реальности Бома и Прибрама имеет важные последствия для нашего понимания мира. Оно объясняет, почему мы воспринимаем мир по-разному, так как каждый из нас имеет свою собственную голографическую проекцию. Это также означает, что наше восприятие мира может быть ограничено и не полностью точным отражением реальности.

Голографическая модель Вселенной также подразумевает наличие некоего более глубокого порядка существования, который находится за пределами пространства и времени. Этот порядок основан на частотах и волновых процессах, которые мы не можем воспринять непосредственно, но которые определяют нашу реальность.

Таким образом, голографическая модель Вселенной предлагает новый способ мышления о реальности. Она открывает возможности для более глубокого понимания природы нашего восприятия и мира в целом. Она также заставляет нас пересмотреть наши представления о том, что является реальностью и как мы ее воспринимаем.
________________________

P.S.:

* Нерушимая Целостность Вселенной, Тайна Времени и Импликативный порядок физика Дэвида Бома
* http://dzen.ru/a/YWxRlCyjnlzMs0X4

* Бом Дэвид (1917-1992) - квантовый физик, философ и нейропсихолог
* http://disk.yandex.ru/d/m0Swk2gS7p00tA
__________________________________

Энтони Пик (Anthony Peake, 1954, Уиррел, Мерсисайд, Великобритания) — британский писатель и радиоведущий, исследователь околосмертных переживаний, неоднозначно трактуемых психических явлений и природы восприятия реальности.

Окончил Грамматическую школу Уиррела, Уорикский университет (Ковентри) и Лондонскую школу экономики и политических наук. Член Института ноэтических наук, британского Научно-медицинского сообщества (Scientific and Medical Network) и Общества психических исследований.

Предложил альтернативное объяснение природы событий, происходящих с человеческим сознанием в момент смерти. Теория Пика, условно названная им «Обмануть Перевозчика» (Cheating the Ferryman, CTF) и впервые опубликованная в международном «Журнале исследований околосмертных переживаний» (Journal of Near-Death Studies) в 2004 году, основана на оригинальной интерпретации последних теорий в области квантовой механики, нейробиологии и исследований сознания и заключается в том, что в момент смерти умирающий заново переживает точное воспроизведение всей своей жизни в «реальном времени» — причём эта вторая, внутренняя «реальность», с точки зрения воспринимающего её субъекта, ничем не отличается от настоящей.

Автор книг «Есть ли жизнь после смерти? Почему наука воспринимает всерьёз представление о загробной жизни» (Is There Life After Death?: Why Science Is Taking the Idea of an Afterlife Seriously, 2006; в русском переводе — «День сурка. Хроника личного бессмертия») и «Демон: Путеводитель по вашему удивительному тайному "я"» (The Daemon: A Guide to Your Extraordinary Secret Self, 2008).
________________________

* Энтони Пик "Путешествие души. Есть ли жизнь после смерти"
* http://disk.yandex.ru/d/_b6a5bXGBCcp_w
В книге «Путешествие души. Есть ли жизнь после смерти» вас ждут самые провокационные доказательства бессмертия человеческой души!
Вы когда-нибудь испытывали странное чувство, которое называют дежавю? Доверяете ли вы своей интуиции? Появляется ли у вас иногда ощущение, что вы знаете, что произойдет в следующее мгновение? Все это ключи к разгадке тайны бессмертия.
В книге изложена оригинальная теория, основанная на доказательствах из самых разных отраслей знаний, согласно которой смерть человека невозможна. А, следовательно, считает автор, всем нам стоит научиться жить вечно!
________________________

* Майл Талбот.  В своей книге "Голографическая Вселенная"