Музыка гнева, мольбы и прощения Реквием, Верди

Мари Козлова
 Музыка гнева, мольбы и прощения

Реквием, Верди, Концертный зал Мариинского театра, 28 сентября 2023 года

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Ирина Чурилова (сопрано).
Юлия Маточкина (меццо-сопрано). Сон Чи Хун (тенор, лауреат XVII Международного конкурса им. П.И.Чайковского, I премия). Магеррам Гусейнов (бас). Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра.
Дирижер – Джеми Джан Делиорман.

Грандиозная музыка дивной красоты и мощи! Мятущиеся звуки, потрясающие и пространство, и душу! Полтора часа феноменальных ощушений от неистовых фортиссимо "Дня гнева" («Dies irae»), от смиренной мольбы "Помилуй, Господи" («Kyrie»), от светлой надежды "Вечного света" («Lux Aeterna»), от радостного прославления в "Свят" («Sanctus»), от благодарной печали "Агнца Божьего" («Agnus Dei»).
От исполнения Реквиема осталось сильное впечатление. Дирижер Джеми Джан Делиорман усилил мощь звучания тутти оркестра, хора и солистов в проявлениях в музыке гнева Божьего и страха человеческого: нечеловеческие раскаты гласа всесильного Всевышнего, сливающиеся с отчаянными стенаниями непрощенных грешников, которым предстоят вечные мучения в аду, и ожидающих своей участи кающихся небезгрешных смертных. Эта музыкальная лавина слившихся в едином звучании голосов певцов и музыкальных инструментов накрывает волной благоговейного трепета перед сакральной силой Демиурга, властью истинного Вседержителя Мира и от грандиозного величия музыки Верди! Многоголосье, полифония, объединенная и единая в своем обращении к Богу! Здесь все равны, нет главных, все важны, все - в разной мере грешники, славящие Господа своего и просящие снисхождения и милосердия. Потому голоса и сливаются в общий монолитный звук, потому и видятся в нем языки адского пламени, мечущегося, словно пожар в огромном человеческом доме. А потом, когда страх немного отступает под действием искренней молитвы, прорезаются отдельные голоса. И они благодарят, прославляют Господа, смиренно молят о прощении, радуются божественному милосердию, принимают его благодать, славят искупляющую жертву Сына Божьего и воспевают Вечный свет спасения.
И солисты хорошо вписались в такой подход. Смиренные голоса, обуздавшие свою оперную мощь, Юлии Маточкиной, Магеррама Гусейнова, Ирины Чуриловой особенно порадовали. В каждом из них было что-то божественное - красота, благородство, просветленность. Но и они обретали силу и яркую эмоциональность в яростных всплесках фортиссимо, где звучал гнев Бога и ужас смертных людей.
Как всегда, понравилась мягкая лиричность красивого баса Магеррама Гусейнова в молитвенных фрагментах его партии, выразительность пения, духовная наполненность. Яркое впечатление оставила Юлия Маточкина впечатляющей манерой исполнения, временами уместно суровой и аскетичной. Просветленное сопрано Ирины Чуриловой добавляло надежды в устремленные к свету и жизни фрагменты Реквиема.

У Верди Реквием непривычный. Он и длиннее в полтора раза, и многослойнее, сложнее, чем у других композиторов. В нем каждая из традиционных семи частей Реквиема состоит словно из нескольких картин, напоминая театральное действо, причем самой продолжительной оказывается именно изображение божественного гнева. Это необычная заупокойная месса, ставшая уже после первого исполнения светским произведением. Но жанр все равно в целом сохраняет положенную для церковной мессы структуру:
1. Вечный покой: «Requiem aeternam».
2. Помилуй, Господи: «Kyrie».
3. День Гнева: «Dies irae».
4. Господи, Иисусе Христе: «Domine Jesu Christe».
5. Свят: «Sanctus».
6. Агнец Божий: «Agnus Dei».
7. Вечный свет: «Lux Aeterna».
И по строю музыки, и по духу это, конечно, Реквием, хотя он давно исполняется в театрах и на концертных площадках. Но у турецкого маэстро Джеми Джана Делиормана он прозвучал именно как Реквием. И это очень ценно. И интересно. Здесь полностью соблюдены законы жанра. Тем более этому способствует особая акустика Концертного зала Мариинского театра. Она напоминает церковную, которая помогает многоголосому хору, оркестру и солистам сливаться в едином звуке, обращенному к Богу. Такое не в соборах нечасто случается.
После концерта я пошутила, что для меня Реквием Верди всегда был каким-то заколдованным. Хотя я слушала его множество раз, не менее десятка, мне никак не удается запомнить ни одну его медодию. Но на следующий день после концерта 28 сентября в Концертном зале Мариинского театра я обнаружила, что некоторые из них, в том числе и из басовой партии, и из яростных раскатов Дня гнева, стали иногда сами звучать в сознании, как другие любимые мелодии.
И это радует. Сильные впечатления рождают долгое послевкусье.