Внучачья приливка - 19. Тайная Пасобия

Марина Кривоносова
  Какое счастье обнаружить, что девятилетний внук превращается в интересного человека! Живчик, пересмешник, фантазёр, любящий математику, книги, здоровый юмор, спорт, брейк-данс, плавание и рыбную ловлю, вчера заставил меня долго смеяться. Сегодня, вспоминая нашу вчерашнюю встречу, нет-нет и улыбнусь.
 
Раз в неделю мы с ним непременно встречаемся. Разговариваем, обязательно занимаемся чем-нибудь рукотворящим, при этом ещё накопившиеся жизненные вопросы пообсуждаем. У наших детей, поверьте, тем для обсуждений очень много, но они не каждому и не всегда приоткроют свою душу с копошащимися в ней проблемными вопросами. Как быть, если в классе матерится Илья, а Сёма выпендривается перед девчонками, унижая других, да и мало ли ещё чего. А как сделать лучше, чтобы всем было нормально? Из этих вопросов и из ответов на них ткётся ткань жизни и «живится душа человечья». Как важно проговаривать с нашими детьми всё, в чём они живут. Живое общение не заменит ни один самый умный гаджет, мы это понимаем, но снова и снова вместо себя подсовываем им умную игрушку-смартфон. А внук смотрит на бабушку и говорит: «Бабушка, у тебя кожа на руке как у дыни шкура». И правда. Улыбаюсь: нашёл же с чем сравнить. Смотрю на руки, и точно, лучшего сравнения нет. И ни один гаджет ему не даст это понять, а разглядел, пока сидели рядышком. Ну, и ладно, и хорошо, подумает кто-то. Что с того, что и не увидит и не сравнит. Если говорить о руках и коже на них, то, наверное. Но ведь много того, что можно увидеть, сравнить, спросить только живьём, только глаза в глаза. И как мы, не делая этого, теряем возможность почувствовать растущего человека, его любопытный к жизни интерес.

Вчера пришёл с тетрадкой. Обычной в 12 листов. Я попыталась её взять, чтобы ему руки освободить для обнимашек, но тетрадь не дал. Не буду-не буду, согласилась я. Потом внук передумал и протянул тетрадь мне.

- Можно полистать? – спросила я.

Кивнул:

- Можно.

Видно: старался, написано для него непривычно много. Аж целых две с половиной страницы. Я удивилась: что это с ним приключилось? Писать-то не любит. На обложке старательно были выведены слова:

«Тетрадь наблюдений за людьми. Тайная Пасобия»
На завершающей части текста я уже с трудом сдерживала смех, сохранять серьёзность было необходимо, поскольку внук внимательно следил за моим лицом. Дальше шёл текст:

«…А в школе №___есть охранник с седыми усами. Когда я шёл по школе, это была суббота, он промолвил противно: чего бегаешь? Щас уши отдеру. Я говорю: я не бегаю, а хожу. Он: ты чего огрызаешься? Щас маме позвоню. Я подумал: так вот для чего нужны в школе охранники, от детей школу охранять».

Представив описанную внуком картину, я хохотала до слёз. Отсмеявшись, произнесла:
- Теперь понятно, для чего охрана в школе.