Рецензии, рекомендации, правка мост в будущее-2023

Мост Будущее
КРАТКИЕ РЕЦЕНЗИИ, КОММЕНТАРИИ К КОНКУРСНЫМ РАБОТАМ, РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРАВКА
(жюри конкурса детской литературы «МОСТ в БУДУЩЕЕ – 2023»)
 
Рекомендуем вам посмотреть этот файл полностью!
Об этапах проведения конкурса читайте в выпусках журнала «МОСТ»
(подписка на журнал: ladolad@inbox.ru)!

Дорогие авторы, мы пишем вам краткие рецензии для того, чтобы вы учились создавать качественные литературные тексты. Пожалуйста, помните об этом.
У каждого из нас, членов жюри, своя манера общения,
определённый жизненный опыт за плечами, а потому не взыщите строго.
Наш конкурс – совместная работа с вами!
Наши рецензии – краткие. А иногда мы оставляем просто комментарий к тексту. Поэтому просьба не заваливать редакцию письмами и не требовать объяснить, почему рецензия краткая, почему кому-то написали, а кому-то не написали, почему кому-то написали простой комментарий, а кому-то – краткую рецензию,
почему не все члены жюри пишут рецензии и дают рекомендации.
Мы можем сделать подробный разбор вашего текста, особо оговорив условия.
Помните, что у вас есть право голоса! Вы можете отвечать нам, согласны или нет с тем, что мы написали, можете задавать вопросы, уточнять что-либо – в разумных пределах.
А мы оставляем за собой право публиковать фрагменты переписки с вами.

Просим вас прочесть краткие рецензии на тексты всех участников конкурса. Дело в том,
что встречаются общераспространённые ошибки, проблемы, но мы не можем постоянно акцентировать на них внимание, обычно пишем один или два раза,
остальных отсылаем читать выше.

Все вы молодцы: не только сочиняете, но находите силы участвовать в конкурсах!
Это очень важно. Важно заниматься творчеством – изучайте мир, наблюдайте,
будьте открыты, искренни, совершайте добрые поступки!
Пишите сами – не присваивайте себе чужие тексты. Воровать – аморально и безнравственно. К сожалению, во время проведения конкурсов нам приходится сталкиваться с плагиатом. Плагиат [от лат. plagiatus – похищенный] – умышленное присвоение авторства чужого произведения или использование в своих трудах чужого произведения без ссылки на автора.


1.Светлана Чайка (Москва)

Номинация «Стихи для детей, о детях и детстве».

Счёт

Считал я бабушкину пряжу,
Ей не найти теперь пропажу!
Я в уголке её сложил,
И сверху тряпочкой накрыл.
Пускай там полежит немножко,
Потом скажу, что это кошка.

---стараемся избегать двусмысленности: мальчик накрыл тряпочкой пряжу, он хочет сказать, что это кошка. Можно подумать, что кошка под тряпочкой спряталась, а вовсе не пряжа. Хотя смысл в том, что мальчик хочет наговорить на кошку.


2.Анна Колесникова (Москва)

Рассказ «История про крылья». Нужно проверить пунктуацию и орфографию, есть ошибки.
Рассказ хорош как руководство для нас, взрослых. Как можно выстроить общение с детьми.


3.Диана Блинцовская (Абинск, Краснодарский край)

Номинация «Детская и юношеская поэзия».

Художник пера и кисти

Избегнув различного вида корысти,
Использовал радость, добро без издёвки:

---лично мне не совсем понятен образ – вид или виды корысти.

Шёл человек…

Знай, ты умнее и лучше
Всех этих мелких задир.
Души давно их потухши,

---наверное, «потухли»?


4.Ирина Никитина (Петрозаводск, Республика Карелия)

Номинация «Короткая проза для детей, о детях и детстве».

«Жизнь в другом ритме» – посыл рассказа хороший. Поистине что млад, что стар. Но мне кажется, что нужно поработать над речью героев. В обиходе мы говорим проще.
И до самого конца рассказа я всё время думала: а почему девочка Таня только звонит бабушке? Конечно, это может быть эпизод, но встреча внучки и бабушки была бы более приятна.


5.Майя Булыгина (Санкт-Петербург)

Номинация «Детская и юношеская поэзия».

Добродетель

Путь добродетелей так труден
И не дается от рожденья.

---вот две наиболее удачные строки. Но далее не удалось автору сделать хорошее стихотворение, а виной тому подбор неудачных слов.

Грехи, пороки в самой сути,

---в сути кого или чего?

А мы ведь господа творенье.

---обращения выделяются запятыми с обеих сторон. Но слово «господа» не совсем подходящее. Дамы могут обидеться:))

В нас он вложил всего немало,

---и получается вопрос: кто же он? Конечно, мы понимаем. Но я бы заменила на «Бог».

И многому велел учиться,
Не поддаваясь на похвалы,

---в слове «похвалы» происходит смещение ударения, и получаем не «похвалы», а «похвалы». В данном случае не оправдано.
А если прочесть с правильным ударением, нарушается ритм.
Во избежание подобных проблем можно попытаться найти синонимы. Если не получается сохранить рифму или ритм, можно сказать иначе.

У добродетелей нет рисков,
Она всему всегда основа.

---слово «рисков» – тоже немного сомнительно его употребление.
Если «добродетелей (мн.число), тогда – «они» (мн.число). Если «она» (ед.число), тогда – «у добродетели» (ед.число). За употреблением времён также нужно следить.


6.Анна Сафронова (Тольятти, Самарская область)

Номинация «Детская и юношеская проза».

Экскурсия

Как-то раз с классом мы ездили на экскурсию в краеведческий музей. Там нам рассказывали про наш город и его древнюю историю.
---если вы не хотите сохранить в тайне, то лучше читателю давать полную информацию – что за город, в котором музей? Не всегда текст участвует в конкурсе – и указано, откуда автор. А пытливому читателю интересно, сразу появляются вопросы. И для истории важно.

Лист бумаги с каракулями, скрученный в рулон.
---лучше: скрученный в трубочку. Так как рулон – это нечто большое, длинное или толстое!

Хороший рассказ получился. Ну Светка и изобретательница!


7.Иван Колодин (Тамбов)

Номинация «Детская и юношеская поэзия».
Ивана мы назначили лауреатом за искренность, душевность, простоту. Хорошо видно, что стихи сочинял совсем самостоятельно!
Однако есть несколько замечаний.

Милый дом

Иногда так хочется дома побыть.
Книгу прочесть, выпить чай.
С имбирём или с мёдом – неважно с чем пить,

---не важно и неважно – перечитайте правило о том, в каких случаях слитно, в каких раздельно. Понимаю, что оно сложное. Честно, я бы в данном случае написала «не важно». Но со мной можно поспорить.
 
Ты вспомни как ты прочитал много книг,
И дома как чай ты попил…

---перед “как” нужна запятая. После “книг” запятая не нужна.

Гроза

Гроза возвращается в город,
Все люди идут по домам.

---очень интересно получается: откуда она возвращается? когда? Только что была – и снова? Или весна настала, лето – и грозы вернулись? Я глагол “возвращаться” в данном контексте не использовала бы. “Все люди идут по домам” – а если кому надо на работу? Или на огород? Или в магазин? Скорее, люди бегут в укрытие. И потом – как можно идти по домам? Фантастика уже!

Раздался немыслимый грохот,
Промок под дождём я и сам.

---тут бы тоже подкорректировать.
Заметно, что автор иногда в угоду рифме замыливает смысл. Значит, работаем, чтобы рифма отражала смысл, чтобы они были едины.

Я мчал прям по лужам в ботинках,

---лужи в ботинках. Нужно избегать такой двусмысленности, потому что иногда читаешь и смеёшься. Мы не меняли слова, попробовали знаками препинания исправить. По-хорошему лучше бы так: я был в ботинках (я в ботинках бежал по лужам). Как в стихотворный размер попасть и какую рифму подобрать – придумайте сами. Уместно ли упортебить здесь “прям”?

Не думал о скользких тропинках,
Я видел они все темны.

---после “видел” нужна запятая.

И вдруг подскользнулся, без сил я упал,

---поскользнулся.

Мне падали капли в глаза.
Уже на земле как минуту лежал,
Меня захватила гроза.

---это очень хорошо сказано. Красиво – про то, что захватила гроза.

* * *
Я здесь когда-то проживал,

---лучше – жил. Проживать – казённое слово.

Квартиру наизусть я помню.
Где кот любимый ожидал,
Я это навсегда запомнил.

---помню и запомнил – нужно стремиться к разнообразию в подборе слов, расширять лексический запас.

И вот он дом из кирпича,
И вот подъезд давно знакомый.
Душа моя вся горяча,
И взгляд сейчас такой покорный.

---тут опять чувствуется, что автор подбирает слова, которые рифмуются, но смысл не контролирует: знакомый – покорный. Душа горяча – взгляд покорный. Если это противопоставление, тогда нужно “и” заменить на “а”. Иначе разногласие. Почему взгляд покорный? Автор чувствует вину? Или его кто-то поработил, принудил к чему-то, подчинил себе?

Я подхожу к любимой двери,
За ней оказаться очень хочу.
Но я до сих пор и не верю,
Что больше я здесь не живу…

---слишком много “я”. “И” создаёт некую корявость.
Нужно чётче писать, получше подбирать слова, лишние не употреблять (только лишь для связки и удержания ритма).
И тщательнее следить за перестановкой слов в предложении. Иногда получаются забавные, смешные формы. С опытом это должно пройти.

Стихтворение “Разведчик Иван” мы не стали публиковать, оно требует большой доработки. Это похоже на какую-то копмьютерную игру недоделанную: вот как это разведчик просто гулял себе, прогуливался в таком месте, где фашисты? Он же вроде разведчик? Должен знать, где можно гулять, где нельзя.

Жил был на свете разведчик Иван,
Он не полезет за словом в карман,
Ловко и быстро врага отследит,
Всех неприятелей вмиг победит.

Как-то раз шёл он с прогулки домой,
Город уж брезжил зарёю ночной,
Вдруг в переулке заметил двоих,
Встал наш Иван за стеной и притих.

Сразу услышал немецкую речь,

---а другую речь сразу не услышал бы? “Сразу” тут лишнее.

Решил он фашистов тут подстеречь,

---и так уже подстерёг! Увидев и спрятавшись.

План их был ясен Ивану в тот час,

---Ивану, может, план и был ясен, а вот читатель так и остался в догадках...

Понял он всех я поймаю сейчас.

---знаки препинания нужны.

Взял пистолет и пошёл на врага,

---куда-то сходил за пистолетом? Так они бы уже успели уйти! Или пистолет лежал на земле, очутившись там чудесным образом? Если пистолет был – он его достал.

Но помнил ему надо взять языка.

---взял и взять.
И запятая нужна.

Ловко и быстро убил одного,
Второго схватил ударив его.

---пока с первым разбирался, второй мог сориентироваться и сам схватить, ударить, либо убежать. Сначала ударить логичнее, потом связать, схватить и вести в штаб.

Привёл его в штаб,
Допросил всё узнал,

---и в штабе больше никого не было? Всё сам...
Не хватает одной запятой.

Он понял их цель, на последок сказал:

---так речь о том, что понял цель, уже шла. То есть он всё-таки сначала не уяснил, в чём цель? Или она успела поменяться, пока суть да дело?
“Напоследок” пишем слитно.

“Пока есть разведчик на русской земле, фашистам не выиграть в этой войне”.

---вот уж спорное утверждение!


8.Марина Ханова (Салават, Республика Башкторстан)

Номинация «Стихи для детей, о детях и детстве».

Посвящение сыну.

В сонном царстве спокойно и тихо,
Дремлет кошка, свернувшись клубком,
И малыш спит, в кроватке затихнув,
Пахнет детством, добром, молоком.
Безмятежная тихая радость,
И уют, и тепло пирогов,

---тепло пирогов – сказано интересно. Пироги – не одеяла всё-таки. Я бы заменила.
После заголовков точка не ставится! Я поняла, почему авторы ставят только тогда, когда моя дочь пошла в первый класс, – так учат. А потом сложно переучиться.

Стихи душевные.
Но оригинального в них мало. К сожалению, они составлены из литературных штампов.


9.Антон Сачков (Нижний Тагил, Свердловская область)

Номинация «Детская и юношеская проза».

Зимнее утро

Вы же знаете это чувство? Когда до Нового года осталась буквально неделя-другая, а вокруг уже стоит атмосфера праздника.
---старайтесь не использовать лишние слова. Они могут звучать красиво, но переполняют текст. Я о слове «буквально».

Когда люди уже в полную силу готовятся отмечать и радоваться, даже погода полна радостного настроения!
Или даже такое.
---такое – что? Чувство. Предыдущее «чувство» далеко по тексту, читатель теряется, гладкость текста уходит, возвращаемся назад, чтобы вспомнить, что речь-то шла о чувствах. Можно, кстати, заменить на «ощущение».

Воскресное утро, на улице никого нет, а ты идешь по своим делам, либо даже просто гуляешь. А там стоит колючий мороз и солнце, которое встает только к 10 утра. Особенно проникаешься таким чувством, живя в частном секторе.
---а вот в конце абзаца «чувством» уже заменяем.
«Либо даже» – лишнее тут.
Предложение о морозе и солнце нужно изменить, так как непонятно, когда человек вышел – солнце уже встало, уже есть десять утра? Или вышел так рано, что солнце ещё не встало?
В художественном тексте числительные пишем не цифрами – буквами.

И вот недавно у меня приключилась одна интересная история в воскресное утро,
---«воскресное утро» заменяем либо в предыдущем абзаце, либо в этом. Можно в предыдущем заменить на «воскресенье», поскольку об утре речь пойдёт далее.

 …часов в 11. В это время мне надо было дойти до моей бабушки и отнести ей обычную стопку чистых белых листов. На кану стоят полугодовые контрольные работы и написание конкурсных работ, а вдобавок еще несколько выступлений и спектакль.

---может быть, проще – «пачку бумаги»?
«На кану» – проверочное слово «кон». Пожалуйста, посмотрите в словаре значение слова «кон». Возможно, Вам захочется заменить его. Мне хочется.

Вышел на улицу –  мороз взял меня в плен с головы до ног. И тогда только я смог обратить внимание на те (казалось бы) мелочи, которые не несут никакого смысла.
---«мелочи» ранее и опять «мелочи». Пробуем подыскать синонимы.

 Уже идя по улице, я с удивлением рассматривал, как лучи зимнего солнца скользят по крышам.
---про то, что вышел на улицу, уже сказано. Поэтому «уже идя по улице» рекомендую исключить.

 Я донес до бабушки эту стопку бумаги с очень странной легкостью.
---до бабушки донёс – а бабушка-то где-то стояла и ждала, когда донесёте до неё, а дальше что – бросите, положите, оставите лежать?
Получилось: «стопка бумаги с очень странной лёгкостью».
Вообще-то одна пачка бумаги вовсе не тяжёлая. Но если это не о бумаге, а о настроении, то необходима перестановка.

Когда заходишь домой с мороза, чувствуешь запах праздника, запах свежести!
---обычно, когда заходишь домой с мороза, чувствуешь, что не мешало бы проветрить в доме!

А весь тогда прожитый день я могу охарактеризовать всего одной строчкой из всеми известного стиха А.С. Пушкина «Зимнее утро. Мороз и солнце; день чудесный!»
---и мы получили школьное сочинение с этим «охарактеризовать».
«Из всеми известного стиха» – из всем известного.
Строки из стихотворения можно дать отдельно. В любом случае название звучит просто «Зимнее утро», а строчки, которые Вы приводите далее, используйте для иллюстрации ниже по тексту.

В этот раз многим советую разнообразить свой лексикон, а также заняться изучением значений слов. Тогда и тексты станут интереснее! Речь Ваша будет богаче.


10.Ульяна Миночкина (Пермь)

Номинация «Детская и юношеская проза».

Читая рассказ «Цена изящества», заметно, что автор сильно подражает чьим-либо дамским романам. Складывается порой ощущение, что это вообще пародия... Речь канцелярская, заштампованная до невозможности. Трудно прочесть до конца.

В одном из престижнейших районов Москвы, в изящном доме, построенном ещё при Сталине, проживала семья Панаевых.
---сколько щипящих в одном предложении! Да скажите проще – в сталинском доме. Проживала – казённое слово. Жила!

 Состояла она из Снежаны Панаевой и мужа её Александра Панаева.
---фамилию Вы уже сообщили, можно оставить только имена супругов.

 Детей у них не было, Снежана никогда о них не мечтала, а Александр, хоть и хотел наследника, боялся, что его жена утратит свою привлекательность после родов. К слову, действительно было что терять. Снежана своей красотой не оставляла ни одного равнодушным, когда она проходила по улице, все оборачивались, после долго смотря ей вслед.
---вот есть же у них время долго смотреть вослед! Представляете картину: все на улице замерли и смотрят. Жизнь остановилась!
Семейка что надо!

 Изо дня в день сударыня Панаева слышала комплементы, слова восхищения её привлекательности.
---ну уж – сударыня! Ну, точно пародия.
Комплементы – правильно: комплименты. Употребляете сложные слова – изучайте первоисточник (происхождение слов), тогда будете писать правильно.
Слова восхищения исходили от её привлекательности?

 Художники писали с неё картины, поэты стихи и абсолютно всё посвященные внешней красоте девушки.
---поэты стихи – посвящали ей стихи.
«абсолютно всё посвященные» – опечатка. Надо – «все». Но тут всё предложение нужно пересмотреть.

Но она старалась не задумываться об этом, ведь облик волновал её не в первую очередь, хоть она и всегда была ухожена и в меру роскошна.
---облик собственный или чей-то?
Лучше – «хотя она всегда была».

В их с Александром доме, она обустроила свою собственную библиотеку, в которой находилось несколько сотен книг и все большинство ею прочитаны.
---найдите тут лишнюю запятую.
«все большинство» – так не говорят.

 Девушка спокойно могла поддержать любую тему для разговора…
---тему разговора.

…начиная от нашумевшего сериала…
---начиная с

…все лишь восхищались её милейшему личику, ровной осанке и идеальным ногам.
---управление совсем неверное! Восхищались – кем? чем? Падежов не учили:))...

Александр Панаев владелец крупного предприятия по производству меди.
---здесь нужен какой-то знак препинания. Подумайте!

Он очень влиятельный и уважаемый в обществе человек, которого регулярно зовут на различные светские мероприятия.
---уважаемый? влиятельный? в обществе? Вероятно, речь идёт об узком круге общения.
Чтобы быть уважаемым во всём обществе, это надо быть, к примеру, Гагариным.
Слово «регулярно» лучше бы заменить на синонимичное.

Супружеская пара нередко посещала подобные заведения, поэтому с удовольствием приняли приглашение.
---пара – приняла. Согласование!

 В день мероприятия Снежана надела одно из лучших своих платьев, накрутила волосы, накрасилась чуть ярче, чем обычно.
---завила или уложила волосы.

Девушка не выпрашивала её у своего мужа, она в принципе была не требовательна в плане подарков, просто Александр всегда щедр.
---в принципе, в плане – лишние слова.

Снежана была в хорошем настроении не только из-за открытия нового заведения, в Москве таких и так много.
---типичные москвичи... Быть в хорошем настроении из-за открытия нового заведения! В хорошем настроении нужно быть, если ты здорова, например, или совершила добрый поступок, помогла кому-то. Ну, можно радоваться, если ты сам открываешь какое-нибудь приличное заведение. Может быть, она была довольна потому, что её позвали на открытие? И рада возможности провести время с мужем?
В своей фразе Вы отмахнулись, сказав, что в Москве таких и так много (заведений). К чему? Пренебрежение читатель почувствовал. Советую убрать окончание предложения.

Панаевым нечасто доводилось так проводить время вместе.
---ранее Вы написали, что их часто куда-то приглашали. Поэтому им частенько доводилось именно так провести время вместе.

Когда пара зашла в ресторан все взгляды были направлены на них.
---пара – она моя (женский род).
Не хватает запятой.

 Они считались идеальным союзом в любом обществе.
---да не в любом! Не могут их знать во всех обществах!

Сначала Снежана радовалась новым знакомым, ей очень хотелось провести время за настоящей светской беседой, но люди из раза в раз говорили одно и то же… «Какие у вас прекрасные черты лица!», «Вы такая красивая!», «Повезёт же кому-то взять вас в жёны!».
---что за людей Вы описываете? Им что, не о чем больше поговорить? Мало ли красивых людей вокруг!
Вы бывали на подобных мероприятиях? Или Вы от начала до конца иронизируете? Это, может, сатира? Или всерьёз представляете именно так?

В общем. С моей точки зрения, пока текст полностью не годится. До конца разбирать не вижу смысла. Его нужно полностью переработать. Основной смысл прояснить. Если хотите написать в жанре дамского романа или душещипательного рассказа для женской аудитории, то нужно сделать красивый текст, употреблять правильные слова – по месту, по значению. Не мешало бы узнать, как реально живут подобные Вашим персонажи, приблизить повествование к жизни. Также – учите правила русского языка: падежи, управление, пунктуацию. Есть смысл познакомиться и общаться с писателями, посещать литературные кружки. И читать хорошие литературные тексты.


13.Евгения Ляшко (станица Новомышастовская, Краснодарский край)

Номинация «Короткая проза для детей, о детях и детстве».

Липовый казак

Казачья станица гудела третий день, отслеживая показательные выступления казачат, которым кому шесть, а кому чуть больше лет отроду.
---начало предложения хорошее, по канону, а вот часть после запятой я бы доработала: как-то не вяжется слово «отслеживая». Может быть – «наблюдая». Слово «кому» выкинула бы.

Конечно, и старшие показывали свою удаль.
---показательные и показывали.

Как это могло произойти с ним, с надеждой всего клуба.
---наверное, требуется знак вопроса вместо точки.

Время то тикает.
---время-то.

- Да, не повезло, – протянул на распев Толик. – А с фланкировкой** что?
---нараспев.

и тут же скривился от пронзившей ладони боли.
---лучше: от боли, пронзившей ладони.

Такой манёвр был очень странным поведением.
---слово «поведением» можно опустить.

С этими мысли Никита спустился во двор.
---мыслями.

Нога по колено влетела в холодную воду.
---ну, нога-то не отдельно от Никиты существует. Тут явно просится другое слово.

Такое маленькое расстояние, которое занимало меньше минуты, теперь превратилось в илистую западню, не позволяя быстрые движения.
---не позволяя совершать быстрые движения. Или можно проще сказать: не позволяя двигаться быстро.

Вода поднялась уже выше колен и заливалась в открытую дверь.
---у порога нет коленей. Колени у Никиты. Но после коленей у него нет двери! Редактируйте!

Сын помчался выполнять. Набивая рюкзак учебниками, он вспомнил, что в машине осталась его шашка. «А ворот-то теперь нет», – вспомнил мальчик.
Не медля ни минуты, он сиганул в окно. Вода снова поглотила его с головой. В ушах звенело от волнения. Никита вплавь добрался до автомобиля. Отец никогда не запирал его, но из-за нанесённого ила двери отказывались подчиняться. Открытое водительское окно оказалось весьма кстати. Словно кошка, мальчишка юркнул внутрь. Он положил шашку на крышу и вылез наверх рядом.
---не совсем поняла: вода скрыла даже ворота. А автомобиль? Это была какая-то большая машина? Или были маленькие воротца типа калитки?

Нужно проверить пунктуацию.


17.Алёна Мещерякова (Санкт-Петербург)

Номинация «Детская и юношеская поэзия».

***
И томной нотой вечер начиная
Бредёт весна, но не цветёт, не светит.
Лишь только о тебе напоминая
Поёт балладу о хорошем лете.

--- в строфе нужны запятые – обособляем деепричастные обороты.

***
Нет, ни там, в небывалом мире.
У меня внутри и звучало
Словно музыка правого счастья,
Как любви начало.

---ни там – не там.
Перед «и звучало» я бы поставила запятую.

***
Поцелованн колыбельно
Мост мечтаний где все спят.

---поцелован.
Запятая перед «где» пропущена.


18.Алёна Мещерякова (Санкт-Петербург)

Номинация «Детские и юношеские произведения других жанров».

Колыбельная для мамы

Сон всё помни, не беда.
Наслаждайся, если тьма!

---мне почему-то кажется, что в этом месте «беда» и «тьма» вместе употреблены только для рифмы.

А в целом меня впечатлила «Колыбельная для мамы» – я до этого вообще не встречала такого жанра. А как маме приятно!


19.Анжелика Миропольцева (Рига, Латвия)

Номинация: «Произведения других жанров для детей, о детях и детстве».

Загадки для детей

 ***
Первые стоят две буквы в ряд,
Вслед за ними знаковый отряд.
Что за буквы? – спросит эрудит.
Знает каждый, это… (алфавит)

---полагаю, что имелся в виду эрудит-малыш, который вечно задаёт кучу вопросов. Ведь взрослый эрудит и без нас знает, что такое алфавит.

***
Он пушист и длинноух,
Лапы есть и не имеет рук.
Не охотник, не борзая,
В шубке зимней - это... (заяц)

---тут, мне кажется, немного неудачно: ведь если есть лапы, то понятно, что рук нет. А если есть руки, то это уже не лапы.


20.Арина Мещерякова (Санкт-Петербург)

Номинация «Детская и юношеская проза».

Один день из жизни кота.

---раньше меня удивляло, почему дети, да и многие взрослые ставят после заголовка точку. А когда моя дочка пошла в школу, всё стало ясно – так учат в школе, такие методические указания. Помню, что так писали раньше, но потом отменили. На самом деле не нужно ставить точку после заголовка.

Приятный рассказ. Только нужно расставить знаки препинания.


25.Валентина Родина (Новосибирск)

Номинация «Короткие стихи для детей, о детях и детстве».

* * *
С бабушкой из пластилина
Мы слепили Буратино -

---старайтесь избегать двусмысленностей: бабушка из пластилина.

Стихотворение «Колыбельная для внучки» не включили в публикацию.

Птички, ягоду увидев,
Налетели стайкой.
Песня тихо улетает
Вслед за твоим зайкой.

---мне кажется, над этими строчками нужно ещё поработать. Во-первых, употребляются рядом близкородственные слова: налетели, улетает.
Во-вторых, складывается впечатление, что зайка тоже улетает, а за ним и песня. Но зайки не летают. Хотя смысл понятен – это про сон. Но не факт, что дети разберут.

Солнечные зайчики

Солнечные зайчики
Прыгали в трамвайчике.

Солнечные зайчики
Спрыгнули с трамвайчика,

---зайчики-трамвайчики. Эту рифму и тему уже не в первый раз встречаю в литературе. Ещё помню с детства зайчиков в трамвайчике Корнея Чуковского. Уже литературный штамп. Штампов старайтесь избегать.

Одуванчики

Из кармашек платьица
Зонтики покажутся…

---либо из кармашка платьица (если в единственном числе), либо из кармашков платьица (во множественном числе). Мы оставили: из кармашка.
Ещё замечание: в начале стихотворения речь идёт о сарафанчиках, а потом цветочки – сменят платьица. Но сарафанчик – это не платьице, другой вид одежды. Но мы оставили как есть.

С ветром заиграются,
По полю разметаются.
Поле сменит свой наряд.
Вот уж "огоньки* горят"!

* Огоньки - наша сибирская роза, ещё их называют жарками, а научное название - купальница.


28.Ксения Загидуллина (Котлас, Архангельская область)

Номинация «Детская и юношеская поэзия».

Рецепт чая

Чай с жасмином или грушей,
Имбирём, цукатов кучей,
Облепихи пряной специй
С добавлением секреций
Чабреца, ромашки, мяты
И мелиссы вкус объятый.

---тут бы надо подумать, как поправить. По идее «пряность» и «специя» – одно и то же. И я даже не уверена, можно ли к облепихе применить «специю».
Также смущает «объятый вкус мелиссы». Это значит, что её аромат прячется за вкусом упомянутых трав?

Расскажу я им рецепт простой:
Вы готовьте чай в душе с мечтой,

---понятно, что хотел сказать автор, но есть некоторая двусмысленность: чай в душе приготовить.


30.Андрей Соин (Никольск, Пензенская область)

Номинация «Детская и юношеская поэзия».

Плохие приметы

P.s. Я буду жить теперь жизнью поэта!
Кто все прочел, ждет большая конфета.

---всех, кто прочёл, ждёт большая конфета.
Хотели стихотворение выдвинуть, но всех смутила притянутая за уши «Корона».


32.Наталья Нуркенова (Новоуральск, Свердловская область)

Номинация «Стихи для детей, о детях и детстве».

Что ты видел, Ветерок?

Видел, как уже не тает,
Ставшей инеем роса.

---роса, ставшая инеем.


41.Валерия Светлакова (Санкт-Петербург)

Организация: СПБ ГБУ ПМЦ ВО СПБ ПМК «Салют». Руководитель: РКФ Светлакова Алла Олеговна.
Номинация «Короткая проза для детей, о детях и детстве».

Рассказ «Лебедь», на мой взгляд, настолько перегружен эпитетами, что при чтении начинаешь блуждать и спотыкаться.

«Только вздымалась волнами его худая грудь, да от голода болел живот» – а вот как раз, как свело от голода у мальчика живот, передать автору не удалось.
«...все его существо сосредоточено было только на одном: на маленьком, шерстяном одеяле, которое нес он всю дорогу, прижав к себе» – не просто на одеяле. Вот тут сначала можно было сказать о том, кого он нёс завёрнутым в одеяло, а потом уж рассказать, каким это одеяло было.
И нужно проверить, как оформлены реплики главного героя.


44.Людмила Свищёва (Усть-Лабинск, Краснодарский край)

Номинация «Детская и юношеская проза».

Экстрим-парк «Мишоко»

Самое лучшее летнее путешествие для меня состоялось 31 июля.

---я всё-таки за то, чтобы даты указывать точно. Число, месяц, год. Чтобы самому помнить. И для истории важно.

...любовались живописными пейзажами на смотровых площадках.
А потом в течение 3 часов занимались каньонингом.

---если текст художественный, то нужно числительные записывать не цифрами, а буквами. Допускается цифрами, если меры длины, объёма, возраст совсем неудобоваримые в буквенном выражении. Если текст энциклопедический, научный, то там цифрами.
Смущает «живописный пейзаж».

Чтобы подготовиться к такому активному виду спорта, нам выдали индивидуальную экипировку: гидрокостюм, каску, обвязку с карабинами, обувь на нескользкой подошве, подходящую для хождения по воде.

---распространённая ошибка. Не те готовятся, кто выдаёт, а те, которые будут сплав совершать. «Чтобы мы подготовились», «чтобы мы могли подготовиться».

Проходя по каньону реки Мишоко, мы любовались красотой живописных уникальных мест дикой природы. Я ощутила себя в качестве первопроходца неизведанного маршрута и испытала неописуемый восторг от увиденного.

---второй раз употреблена форма слова «живописный». Не нужно нагружать текст эпитетами. Знаю, что в школе могут учить, как можно чаще украшать текст прилагательными. Но нет. В первом случае оставили, хотя понятно, что если речь о пейзаже, то это уже приводит к мысли, что живописно, вроде тавтологии получается. Во втором случае «живописных» исключили, так как достаточно «красотой уникальных».
«В качестве первопроходца» – скажите проще: ощутила себя первопроходцем. «В качестве» – казённое выражение, канцелярское.
«Маршрута» заменили на «пути», так как в следующем абзаце снова употреблено слово «маршрута». Оставили во втором случае потому, что с «инструктором» больше сочетается «маршрут».

Но самым неожиданным был последний этап пути, где предстоял спуск с восьмиметровой отвесной скалы. Было страшно и, казалось, что я не смогу пройти маршрут до конца. Но, доверившись инструктору, я решилась на спуск. Техника спуска по крутой скале называется дюльфером. И я его без труда преодолела! После спуска я искупалась под водопадом!

---здесь постоянно употребляются формы слова «спуск». Исправили.

В общем настроение передано.


49.Лия Трунян (Калининград)

Номинация «Детская и юношеская проза (эссе)».

«Творчество является выражением смысла жизни» (Н.К. Рерих)

«...мы лишь отбываем намеченной судьбой срок...» – намеченный.
«Многим выдающимся личностям удалось покорить и открыть недоступным сердца, благодаря чему вызывают доверие и уважение» – фразу явно нужно переработать. И лучше: «выдающимся людям».
«Талантливые Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Александрович Блок, Александр Сергеевич Пушкин, Андрей Белый, Сергей Александрович Есенин и многие др. заставляют почувствовать всю сущность, всё настроение своего произведения, призывает увидеть ту действительность, которую мы слепо огораживаем!» – во-первых, перечислять поэтов принято по времени их жизни, в данном случае первым должен идти Пушкин. Во-вторых, в литературных текстах не принято сокращать – «др.», нужно полностью слово приводить, сокращаем в научных текстах, но – в целом нужно избегать лишние словосочетания типа «многие другие».
«Призывает» – призывают.
И не совсем ясен смысл выражения: «действительность, которую мы слепо огораживаем».

«Настоящее творчество создаётся глубокой идеей, которая восторженно движет творцом, дабы воссоздать трудом предмет олицетворяющий его мысль, что наполнен острым смыслом» – автор понимает смысл этого словоблудия?

«Когда меня охватывает порыв вдохновения, моё сердце наливается горечей кровью наслаждения, что свирепо бурлит и кипит» – горячей. Прям как у графомана.
 
Неудивительно, что данный текст даже не вошёл в короткий лист конкурса – весьма даже неудачно скомпилирован автором. И не указаны источники, откуда переписаны были куски текста. К примеру: https://goldsoch.info/o-tvorchestve-m-yu-lermontova/, https://lit.ukrtvory.ru/o-tvorchestve-m-yu-lermontova/.
Автору ещё предстоит немало потрудиться над созданием собственных текстов. А также нужно учиться правильному оформлению цитат. Поменьше горячности – побольше здравого смысла.


50.Лия Трунян (Калининград)

Номинация «Детская и юношеская поэзия».

Неугасаемое чувство

«Движенья ног, танцующих когда-то менуэт» – даже в классической литературе встречаются подобные забавности. То голубь Куприна, который нёс в зубах письмо. То у Самойлова «так свободно и счастливо никогда ещё нога не бежала вдоль залива». Вот тут та же история.
 
«Исчезла с пристального взгляда» – не по-русски это сказано.
 
Прошлогодний снег

«Постучишься в неглиже» – ошибочно говорить «в неглиже», нужно просто – «неглиже».

«Появилась мелким насекомым,
Но давно разрушен общий мост» – просто набор слов.

Слабоватые пока стихотворения. Стиль авторский едва-едва намечается. Но очень большая неразбериха в подборе слов, смутные образы, смысл порой вообще неясен.
Если автор ещё не посещает литературный кружок, студию, то обязательно нужно найти и ходить на занятия, развиваться.


52.Лилия Шалыгина (Новосибирск)

Номинация «Детская и юношеская проза».

Поучительная сказка «Морская корова» – видно, что ребёнок сумел развить мысль. Но тот, кто занимался редактированием текста, почти всё испортил. И поэтому интересность персонажей, фантазия ребёнка утонули, погрязли «в огромном море». Так мне показалось.


53.Мария Салова (Ярославль)

Номинация «Детская и юношеская проза».

Профессор, портфель и звезда

«Лишь одна деталь в гардеробе профессора явно выделялась из строгого костюма» – получается так, что гардероб профессора состоял из одного лишь строгого костюма. Ляп.

«Зеленый новогодний галстук ярко пестрил и привлекал внимание, как елка на утреннике» – такое ощущение, что галстук, как ёлка, был увешан лампочками и мишурой. Или был в форме ёлки, опять-таки наряженной. Зелёный цвет – он однотонный! Как он может пестрить? Разве что к зелёному примешали блёстки!

«Профессор посмотрел на часы, время до выхода ещё было» – до выхода ещё оставалось немного времени.

«Вечерний рейс, к счастью, проходил через остановку рядом с работой профессора» – лучше: вечерний автобус.
 
«Профессор встал со стула и вышел из старой, но вполне рабочей коробочки советских времён» – со стула? Речь же шла об автобусе.

«Тогда профессор принял решение идти по едва видневшимся полозам дороги» – полосам?

«Ноги еле стояли» – ноги существовали отдельно от профессора? Еле стоял на ногах!

На мой взгляд, присутствует некоторая путаница (детектив или в жанре рождественского чуда текст создать не удалось) и суета, а поэтому выходит какая-то бессмыслица.
Получше нужно продумать сюжет и художественные средства, которые этот сюжет сделают интересным, забавным. Изучите стилистику жанров.


59.Виктория Сазонова (Тамбов)

Номинация «Детская и юношеская проза».

«Дневник Пелевиной Ани» – вообще не поняла про это произведение: это полностью выдумка? Или такая девочка была на самом деле в блокадном Ленинграде?
Очень заглажено всё. А ведь сколько было невероятных историй. Большинство из них канули в лету, были уничтожены свидетельства и документы, чтобы следующие поколения как можно меньше узнали, как было катастрофически тогда, как люди во что-то верили и на что-то надеялись.
Некоторые дневники ложные. Поэтому лично я отрицательно отношусь к блокадным компиляциям в виде дневниковых записей. Никаких художественных обработок – только источники и подтверждённые факты.


62.Дарья Торопова (Серпухов, Московская область)

ЛИТО «Клио». Руководитель: Натали Силаева.
Номинация «Короткая проза для детей, о детях и детстве».

Новый год

«Девочка наряжала дедушкину гордость, то что к чему боялась прикасаться сама Антонина Семеновна» – то что к чему. Поправить бы.

«На следующее утро, когда все еще видели сны, девочка спустилась в гостиную, а там стояла стройная, пышная, пахучая новогодняя елка. Свежая, принесенная в дом с зимнего мороза, она словно лесная принцесса привела за собой праздничное настроение» – ну, одно другому не соответствует. То бабушка рассказывала про искусственную ель, про бережливое отношение к природе, к деревьям, а то – ёлку срубили и принесли домой. Где логика? Или у нас елей много, не так, как в Германии?


65.Ольга Роб (Волгоград)

Номинация «Стихи для детей, о детях и детстве».

«Волонтёры» – стихотворение-лозунг, но кое-где нет чёткости, хотя есть бойкость.

«Дружбу нашу мы восславим
В благо будущих веков» – тут бы поменять.

«Спасем лекарством негритят,
Научим их читать, писать.
На русском языке хотят
Они и петь, и сочинять» – а на своём языке не хотят? Сначала нужно родной язык учить, потом другие.

«Огнем дрова мы разожжем
И вручим медицинский полис» – про полис не поняла.


66.Юлия Комиссарова (Курск)

Номинация «Стихи для детей, о детях и детстве».

Новый день

Как только солнце чуть всходит,
То все в природе оживает.

---«то» тут явно лишнее.
 
В двух стихотворениях «как-будто» – без дефиса нужно.


67.Юлия Комиссарова (Курск)

Номинация «Короткая проза для детей, о детях и детстве».

Неучтённая земля

«В солнечном провинциальном городе Н., где большую часть года воздух был наполнен свежестью и теплом, а веселые птицы радостно напевали свои песни, проживали два соседа: Джон и Чет» – всегда лучше использовать глагол «жить». Жили два соседа.

В целом нужно проверить текст, есть орфографические и пунктуационные ошибки.

Сам рассказ неплохой!


70.Виолетта Серемон (село Натальино, Нижегородская область)

Номинация «Детская и юношеская проза».

«Пёс» – вот так, в жизни каждого из нас бывает поворотный момент. Но к чему здесь реклама волонтёрства? Без этого нельзя, что ли, быть приличным человеком? Это не главная идея Вашего рассказа была.
Есть ошибки.