Мамонт 2часть

Виктор Юрьевич Лаптев
                Глава 2
                Рассказ Килтыроя
Случилось это три года назад. По всем приметам зима обещала быть суровой, и дальнюю заимку надо было к ней подготовить. Натаскать дров. Поправить сруб. Заделать мхом щели и починить дверь. В тот год приехал в наш поселок ученый из Якутска  искать места скопления костей мамонта. Мой путь лежал по реке Лямпушка вверх, и выходов мерзлоты с этими самыми костями было предостаточно, поэтому я согласился доставить его до моей нижней заимки, а на обратном пути забрать его.
- Его случайно не Петром Иванычем звали? – спросил я
Килтырой даже крякнул – Да. Он так представился. Это он дал тебе мой адрес?-
Я молча кивнул.
- Больше он ничего не говорил?-
- Нет. Сказал только, что только вы сможете мне помочь –
- Ладно – Старый охотник хлопнул себя по коленям, глубоко затянулся и продолжил – Мы должны были пройти по Лене несколько десятков километров, а затем идти до места пешком. Там у Верхоянского хребта на речке Лямпушка у меня был схрон с лодкой. Первую часть пути мы прошли спокойно, если не считать что мой попутчик без отдыху болтал о мамонтах, каких- то шерстистых носорогах и первобытных людях. В поселении, где я был намерен оставить лодку мне сказали, что идти в тайгу небезопасно, так как из лагеря сбежали трое заключенных убив охранника и захватив у него оружие. Помню, я тогда взглянул на свой карабин и подумал что тайга сама, без моей помощи разберётся с этой проблемой. Я стал настаивать, чтобы Петр Иванович вернулся обратно, но такого упрямого человека я более не встречал. Пришлось взять еще один карабин у одного из моих друзей охотников и на свой страх и риск отправиться дальше. Первую ночевку мы решили разбить у небольшого ручья у подножия одинокой скалы. Стрелять дичь мне не хотелось, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания. Поэтому я поставил несколько силков и вскоре в них угодили два рябчика. Петр взялся их ощипать, а мне захотелось оглядеть окрестности. Ручей весело журчал, до сумерек оставалось ещё много времени. Полчаса я двигался вверх по ручью, пока не понял, что он теряется в таежном буреломе. Лезть через него не имело смысла, и я повернул, обратно решив обогнуть скалу, чтобы посмотреть, что за ней. В этих местах я бывал часто, но эта одинокая скала всегда не давала мне покоя. Ты только представь. Кругом на многие километры тайга и посередь ей эта глыба камня. По форме скала напоминает зуб волка. ( Так кстати её  и величают местные эвенки). Цвет у неё темный и лишь у основания встречаются прожилки какой то ржавой породы. Пробираясь через густой кустарник дикой смородины я приблизился к её основанию и прислонил ухо к камню. Мне показалось, что порода была теплой буд - то бы где- то поблизости бьет термальный источник. Наш родник был ледяной, так как брал своё начало с верховьев. Чтобы разгадать эту загадку я обошел скалу с левой стороны и едва не упал в глубокий овраг, по которому тек другой родник. От него поднимался пар. Кое - как спустившись, я попробовал воду на вкус. Она была горячей и с легким привкусом соли. Там же, я обнаружил небольшую расщелину уходящую прямо под «Волчий зуб». Сумерки начали сгущаться, поэтому подробное исследование этого места мне пришлось отложить. Но водичку во флягу я набрал, чтобы показать её Петру Ивановичу. Пока я отсутствовал, он как заправский повар уже ощипал рябчиков. Выпотрошил их, и уже готовил на огне что то подобное на суп. Аромат стоял такой, что я испугался, что на него сбегутся все звери тайги. Когда я поведал ему о своей находке, он даже подпрыгнул. Ему захотелось немедленно отправиться туда, чтобы самому увидеть это чудо.
Однако воспоминания о сбежавших зеках заставили меня отговорить его. Ночь прошла спокойно. Утром мы собрали свои рюкзаки и отправились сначала к скале, а затем на север по звериной тропе к Лямпушке. Теплый родник бил прямо у основания скалы. Петр Иванович долго изучал вход в расщелину, а затем поднял с земли какой – то камень сказал – Здесь определенно есть железо –
Он достал из кармана компас, и действительно стрелка прибора просто сошла с ума. Записав что - то в свою записную книжку он повернулся ко мне и сказал – Теперь, можем двигаться дальше-
Килтырой посмотрел на меня и продолжил – Я не просто так рассказал тебе про скалу. Тут, мне кажется и сокрыт весь секрет.
Короче доставил я ученого до заимки. Проверил запасы и оставил с ним оружие. Сам же, налегке отправился дальше. И вот тут начинается самое интересное. От скалы «Волчий зуб» я по моим подсчетам ушел километров на сорок или может чуть больше, когда заметил не совсем обычное место. Река резко поворачивает влево, затем ещё влево, таким образом обхватывая полукольцом небольшой участок березового леса. Деревья в нем старые и корни у основания всегда были покрыты толстым слоем мха. Так было раньше, но не сейчас. Весь лесочек был вычищен  ото мха, а на небольшом участке прибрежного песка я нашел следы. Я раньше слонов видел только на картинках но, сообразил что подобные следы могли оставить только они. Следы были свежие. Всё говорило о том, что зверь был здесь день назад. Затем я услышал автоматную очередь и протяжный трубный рев. Звуки раздавались километрах в трех. Я оставил лодку у поваленной березы побежал на звук, даже не задумываясь о том, что там увижу. На небольшой поляне стоял мамонт. С одного бока у него обильно текла кровь. Это было не самое страшное. Страшное было то, что осталось от трех беглецов. Одного он растоптал в хлам. Второго разорвал надвое, а третий сидел перед ним и ожидал своей смерти. Исполин подошел к нему и ударил хоботом. Мужчина, отлетев несколько метров, ударился о ствол кедра и затих. Мамонт же, повернулся в мою сторону, поднял хобот. Я услышал вновь трубный рев. Как сейчас передо мной стоят его полные гнева и обиды глаза. Затем он повернулся и тихо, точно призрак, растаял в чаще леса.
Дед Килтырой замолчал глядя  на меня. Честно, меня взяло сомнение – А о беглецах вы сообщили-
- Я собрал некоторые вещи с остатков тел, а также погнутый ногами зверя автомат и передал в полицию. Там же  я узнал, что уже составили отсчет о побеге и убийстве их при оказании сопротивления органам.
- А Егор видел автомат?-
- Нет – коротко ответил дед – Тогда его ещё в поселке не было.
- И вас даже не гоняли в полицию?-
- Как не гоняли. Гоняли, и даже просили показать, где я захоронил остатки и вот здесь начинается вторая часть моего рассказа.
Наступал промысловый период и я хотел отправиться на дальний кордон. Вот тут то и возникли сложности. Власти не хотели меня отпускать, а охотконтора требовала от них для меня свободы. Так или иначе, они договорились о том, что я возьму двух полицейских и покажу им место захоронения зеков.  Ребята попались местные. Я их родителей, да и их самих знал хорошо, поэтому согласился. Свою первую ночевку мы решили устроить у «Волчьего зуба». Ночь прошла спокойно. Только утром один из ребят рассказал о странном звуке, услышанном им среди ночи со стороны скалы. Посоветовшись, мы решили посмотреть его источник. Спустившись в овраг, мы обнаружили крупные кошачьи следы. Если бы мы не знали что в Якутии не водятся тигры, то решили бы, что это его след. Однако один из ребят вспомнил, что читал о том, что тигров встречали в Якутии и раньше. Тигр крупный хищник, а этот был очень большой. Но, самое интересное, что следы вели в расщелину. Мы подошли к ней и на свой страх, и риск заглянули внутрь. Расщелина была достаточна широкая для человека, но такой крупный зверь как тигр здесь бы не прошел. Тайна так бы и осталась тайной, если бы из рук у меня не выпала вот эта самая трубка и я, молча на неё не посмотрел. Трубка лежала ручкой ко мне, а табачная камера с чашкой казалась крохотной, словно её уменьшили с помощью волшебной палочки. Я сначала не придал этому значения, но когда я нагнулся и протянул руку к трубке, то увидел, что моя рука стремительно уменьшается в размерах. Мне стало страшно. Трубку я спрятал в карман и ничего не сообщил  ребятам. Мы вернулись в лагерь. Собрали вещи и отправились дальше. Весь дальнейший путь я думал. Вскоре мы вышли к березовому лесочку. Место я нашел сразу, но то, что мы увидели, было страшно. Могилы были разрыты. Зверь оставил после себя длинные полосы разбросанной земли и крупной гальки.
- Дядя Килтырой – говорили ребята – Кто это?-
- Наверное, медведь – успокаивал их я, понимая, что и сам не верю в это.
- Что же нам писать в раппорте? –
- А так и напишите, мол, что звери разрыли могилы и сфоткайте –
- Точно – обрадовались они.
Мы перенесли лодку подальше от этого места, и на следующее утро я отправил их  вниз по течению в ближайший поселок, а сам решил вернуться в рощу.
Сразу скажу, что не знаю, что же я там искал. Внимательно осмотрев разрытые могилы, я пришел к выводу, что здесь поработал крупный тигр. Взяв наизготовку свой карабин, я отправился вглубь тайги желая отыскать ещё хотя бы какие то следы. Через час я поднялся на плато и только начал спускаться вниз, как заметил  внизу необычный холм. Снизу до верху заросший коричневым мхом он казался необычным тем что его верхняя часть медленно поднималась и опускалась. Чуть позже из - за холма поднялся хобот, и окрестности вновь накрыл трубный рев. В нём была смертельная тоска и прощание с жизнью. Да, это был умирающий мамонт. Я хотел было спустится, но, посмотрев в сторону обмер. Всего в нескольких десятках метров от меня стоял другой зверь. Мощные передние и задние лапы вооруженные большими желтыми когтями. Крупная бычья голова с налитыми кровью глазами. И раскрытая пасть с огромными клыками как у моржа. Зверь был всецело погружен в охоту и не замечал меня. Затем раздался громкий ни с чем несравнимый рык и прыжок. Длинный, медленный как в фильмах. Мамонт даже не сопротивлялся. Первым же движением задних лап чудовище разорвало шкуру и в следующий миг послышалось довольное урчание.
Весь день зверь насыщался. Затем отправился в сторону одинокой скалы. Несмотря на страх, я решил проследить за ним. Каждый мой неосторожный шаг грозил мне гибелью, но в тот момент я об этом не думал. В один из моментов мне удалось довольно близко приблизиться к хищнику и разглядеть его. Он больше всего походил на очень крупного тигра. Та же полосатая расцветка, но были несколько отличий. У зверя вместо длинного хвоста был короткий обрубок  и из его пасти торчали два длинных клыка. Я вспомнил, что Хромов рассказывал о таких хищниках. Он их называл саблезубами. Зверь в это время стал спускаться в овраг и приблизился к расщелине.
Здесь Кылтырой перевел дух, набил табаком новую трубку и, посмотрев мне в глаза сказал – Дальше произошло то, во что я до сих пор не могу поверить. Хищник стал просто растворяться в расщелине, пока не исчез совсем. Мне было очень страшно, и я не стал к ней приближаться. С останков мамонта взял небольшую кость для поделок и пошел обратно. Вот собственно и весь мой рассказ.
Глаза старого охотника не врали. Он действительно что- то видел необычное. Желание разгадать эту тайну у меня стало таким нестерпимым, что я искренне поблагодарил Килтыроя и пообещал, что если он меня возьмет с собой в те места то может быть уверен, что всё мною увиденное останется либо в моей голове, либо выйдет в виде фантастического рассказа.
Старик остался довольным и предложил поутру отправиться за припасами в дорогу. На все мои уговоры лечь на полу он отрицательно качал головой – У нас так не принято-
Пришлось согласиться, и я смущенный улегся в его кровать, а сам охотник расстелил несколько медвежьих шуб на полу, выкурил ещё оду трубку и лег. Вскоре тишину избы заполнил его храп.