Мулен Руж. Не просто точка на карте

Александр Ерошкин
6 октября 1889 года в Париже на площади Бланш было  открыто  кабаре «Мулен Руж». Организатор Жозеф Оллер и его компаньон Шарль Зидлер решили превратить эту почти сельскую часть Парижа в популярное культурное место для всех слоёв населения, ведь здесь можно было найти дешёвое жильё.

Дважды я был в Париже. Увидел этот город, но желания умереть у меня не возникло. Николай Михайлович  Карамзин, русский путешественник, побывавший в Париже в марте 1790 года, назвал его первой столицей мира. Русские не взрывали Парижа, хотя сделать это могли. А вот французы при бегстве из России пытались взорвать Кремль. Но это будет потом.  Кстати,  русские построили в Париже самый лучший мост. Вот и судите, кто разрушитель, а кто созидатель и какие речи сегодня ведут политики Европы, кого называют агрессором, а кого жертвой.

Лучший мост Парижа - мост Александра III (фр. Pont Alexandre III) — одноарочный мост, перекинутый через Сену  между Домом инвалидов и Елисейскими Полями. Общая длина моста составляет 160 метров (металлическая арка — 107 метров), ширина — около 33 метров. Чтобы не заслонять панораму Елисейских Полей, высота сооружения не превышает шести метров, что на момент его создания считалось удивительным достижением.

Мост заложили с участием императора Николая II  в  октябре 1896 года в ознаменование Франко-русского союза  и назвали в честь российского императора Александра III, отца действующего царя.

Авторы моста - инженеры Ж.Резаль и А.Альби, архитекторы Кассьен - Бернар и Кузен, скульптор Ж.Ресипон.  Проектом руководили инженеры Альби и Резаль. Возведён мост за четыре года и открылся как раз накануне Всемирной выставки 1900 года (гран-при которой достался проекту моста через Енисей в Красноярске) в присутствии русского посла князя Л. П. Урусова и президента Франции Феликса Фора.

Мост Александра III откроют через 110 лет после посещения Парижа Карамзиным, и Мулен Руж тогда ещё не был открыт и ещё не стал достопримечательностью французской столицы, хотя мельница там стояла. Но есть  у Карамзина описание Елисейских полей.

«Париж покажется вам великолепнейшим городом, когда вы въедете в него по Версальской дороге. Громады зданий впереди с высокими шпицами и куполами; на правой стороне — река Сена с картинными домиками и садами; на левой, за пространною зеленою равниною, — гора Мартр, покрытая бесчисленными ветряными мельницами, которые, размахивая своими крыльями, представляют глазам нашим летящую станицу каких-нибудь пернатых великанов, строусов или альпийских орлов. Дорога широкая, ровная, гладка, как стол, и ночью бывает освещена фонарями. Застава есть небольшой домик, который пленяет вас красотою архитектуры своей. Через обширный бархатный луг въезжаете в поля Елисейские, недаром названные сим привлекательным именем: лесок, насажденный самими ореадами, с маленькими цветущими лужками, с хижинками, в разных местах рассеянными, из которых в одной найдете кофейный дом, в другой — лавку. Тут по воскресеньям гуляет народ, играет музыка, пляшут веселые мещанки. Бедные люди, изнуренные шестидневною работою, отдыхают на свежей траве, пьют вино и поют водевили». Н.М. Карамзин, «Письма русского путешественника», запись «Париж, апреля ... 1790».

Хочу обратить внимание на факт, описанный Карамзиным: «…гора Мартр, покрытая бесчисленными ветряными мельницами, которые, размахивая своими крыльями, представляют глазам нашим летящую станицу каких-нибудь пернатых великанов, строусов или альпийских орлов».

Зачем Парижу столько гигантских  ветряков? А это по сути были фабрики по изготовлению пороха. Мельничные колёса перетирали не зёрна пшеницы или ржи, а селитру, получаемую из отходов жизнедеятельности:   из мочи и трупов животных. Открыв Новый Свет, европейские управители получили возможность вывозить оттуда для себя драгоценные металлы, то есть золото и серебро, а потому могли создавать эмиссионные центры. Чтобы противостоять имперскому центру сперва во Владимире, потом в конгломерате городов Великий Новгород, а после в Московии, нужно было иметь и свои войска,  и своё огнестрельное оружие. Вот по всей Западной Европе и появились тысячи ветряных мельниц для производства пороха. Карамзин увидел только следы минувшей эпохи, а через сто лет две самые известные мельницы будут переоборудованы в рестораны, кофейни, варьете и театры. Всё как в распавшемся Советском Союзе, когда крупнейшие предприятия были закрыты и превращены в торгово-развлекательные центры.

И ещё один фрагмент из «Писем…» Н.М. Карамзина. Это о зарождении капитализма, когда деньги захватывают власть над людьми:

«Однако ж аббат Н* (к которому привез я письмо из Женевы от брата его, графа Н*) признался мне, что французы давно уже разучились веселиться в обществах так, как они во время Лудовика XIV веселились, например, в доме известной Марионы де Лорм, графини де ла Сюз, Ниноны Ланкло, где Вольтер сочинял первые стихи свои; где Вуатюр, Сент-Эвремон, Саразен, Граммон, Менаж, Пелиссон, Гено блистали остроумием, сыпали аттическую соль на общий разговор и были законодателями забав и вкуса. — «Жан Ла (или Лас), — продолжал мой аббат,
— Жан Ла несчастною выдумкою банка погубил и богатство и любезность парижских жителей, превратив наших забавных маркизов в торгашей и ростовщиков; где прежде раздроблялись все тонкости общественного ума, где все сокровища, все оттенки французского языка истощались в приятных шутках, в острых словах, там заговорили... о цене банковых ассигнаций, и домы, в которых собиралось лучшее общество, сделались биржами. Обстоятельства переменились — Жан Ла бежал в Италию,
 — но истинная французская веселость была уже с того времени редким явлением в парижских собраниях. Начались страшные игры; молодые дамы съезжались по вечерам для того, чтобы разорять друг друга, метали карты направо и налево и забывали искусство граций, искусство нравиться. Потом вошли в моду попугаи и экономисты, академические интриги и энциклопедисты, каланбуры и магнетизм, химия и драматургия, метафизика и политика. Красавицы сделались авторами и нашли способ... усыплять самых своих любовников. О спектаклях, опере, балетах говорили мы, наконец, математическими посылками и числами изъясняли красоты «Новой Элоизы». Все философствовали, важничали, хитрили и вводили в язык новые странные выражения, которых бы Расин и Депрео понять не могли или не захотели, — и я не знаю, к чему бы мы наконец должны были прибегнуть от скуки, если бы вдруг не грянул над нами гром революции».
 
Википедия (и не только она)  сообщает, что название кабаре дала деревянная мельница с крыльями красного цвета, созданная декоратором Леоном-Адольфом Вилеттом. Красный цвет крыльев явно намекал на район красных фонарей.

А я считаю, что эта мельница в сельской окраине Парижа, в отличие от других, специализировалась на помоле ржи. И это отражено в названии: МЕЛЕМ РОЖЬ, а потом записали латиницей - Moulin Rouge. Но это название слышит только русское ухо, поскольку прошлое было искажено не на один раз и переписано на латиницу.

Мулен Руж» (фр. Moulin Rouge)  -  классическое кабаре в Париже, построенное в 1889 году, одна из достопримечательностей французской столицы. Расположено в 18 муниципальном округе, на бульваре Клиши, в квартале красных фонарей около площади Пигаль. Ближайшая станция метро — линия 2, станция «Бланш».

6 октября 1889 года состоялось открытие кабаре, приуроченное  к началу Всемирной выставки в Париже и завершению строительства Эйфелевой башни.

В «Мулен Руж» собирались не только представители среднего класса, но и аристократы, люди искусства (Пикассо, Оскар Уайльд) и даже члены королевских семей, например, принц Уэльский.

Главной достопримечательностью заведения был знаменитый канкан. Среди звёзд первого поколения танцовщиц были Иветта Гильбер, Ла Гулю и Жанна Авриль («Diamant» — «Бриллиант»), которых Зидлер переманил из «Элизе-Монмартр». Пользовались популярностью также танцор Валентин Бескостный и клоунесса Ша-У-Као.

Сейчас звёзды «Мулен Руж» известны главным образом по плакатам Анри де Тулуз-Лотрека, который с самого открытия кабаре стал его завсегдатаем. Он приходил сюда каждый вечер, чтобы смотреть на прекрасных танцовщиц, и, окружённый шумной душной толпой, создавал здесь свои картины, прославившие «Мулен Руж» и его самого.

В 1893 году впервые в истории одна из танцовщиц полностью разделась на сцене «Мулен Руж». Таким образом, именно в этом заведении был впервые исполнен стриптиз. Это произошло в ходе вечеринки, устроенной парижскими студентами. Во время импровизированного конкурса красоты модель под сценическим псевдонимом Мона скинула с себя всю одежду, за что её арестовали и оштрафовали на 100 франков.

В 1915 году «Мулен Руж» сгорел, но в 1921 году вновь открылся посетителям. Теперь здесь ставили оперетты и ревю; также кабаре иногда использовали в качестве кинотеатра.

Во время войны деятельность кабаре была приостановлена, но в послевоенные  годы представления возобновились. Среди прочих артистов в «Мулен Руж» выступали известные шансонье Шарль Трене и Шарль Азнавур.

В 1964 году на сцене был сооружён гигантский «аквариум», в котором плавали/выступали голые танцовщицы.

В шоу «Феерия» девушка плавает в таком аквариуме с настоящими змеями.

В 1990-х годах «Мулен Руж» испытывал финансовые затруднения, однако фильм База Лурманна «Мулен Руж!», вышедший на большие экраны в 2001 году, возвратил кабаре былую популярность.

Сейчас «Мулен Руж» является одним из символов Парижа и одной из двух уцелевших мельниц Монмартра (вторая — «Мулен де ла Галет»). Кабаре рассчитано на 850 посетителей, которые, как и во времена Тулуз-Лотрека, приходят посмотреть знаменитый канкан, одну из визитных карточек Франции. Сегодня кабаре представляет ревю «Феерия», в котором задействованы лучшие танцоры, около 1000 костюмов и роскошные декорации. «Феерия» признана наиболее удачной программой «Мулен Руж». Хроника из истории кабаре сделана по материалам Википедии

Пока я готовил эту миниатюру, узнал, что есть кинофильм «Мулен руж», снят в 1952 году на студии "Шеппертон",  съёмки проходили в городе Шеппертон  (графство Суррей, Великобритания), а также в Лондоне и Париже.

Хосе Феррер сыграл в фильме две роли — Анри де Тулуз-Лотрека и отца художника, графа Альфонса де Тулуз-Лотрека. Его актёрская работа получила высокую оценку. Для перевоплощения в главного героя картины (художник имел физический дефект: в результате переломов, полученных в подростковом возрасте, его ноги перестали расти) использовались платформы и углубления, особый угол съёмки, специальные грим и костюмы. Феррер использовал набор наколенников, тогда как его голени привязывались к бедру, что позволяло ходить на коленях для более достоверной передачи походки.