мамонт 3часть

Виктор Юрьевич Лаптев
                Глава 3
                Тайна волчьего зуба
Килтыроя знали и уважали во всем поселке. Утром, оседлав его квадроцикл, мы отправились в местный продуктовый магазин. Охотник долго выбирал крупу и вермишель, а я в это время решил закупиться консервами. Пять банок пыжьяна в масле заняли своё место в корзине и к ним я добавил три банки тугунка томленого в печи. Если кто не знает то пыжьян – рыба семейства сиговых. Относиться к ценным видам рыб. Поймать её довольно сложно. А тугунок также относится к сиговым, но вкус у него особенный и ни с чем несравнимый. Посмотрев на мой выбор, Килтырой только покачал головой и сказал – Ладно, сойдет-
Вернувшись, домой мы стали готовить ружья. Мой «Тигр» был новенький, но охотник заставил меня разобрать его протереть и смазать. За то, вы видели бы, с какой любовью и лаской Килтырой разбирал и смазывал свой карабин.
- Билигин мин эйигин ыраастыым (сейчас я тебя почищу)- шепотом говорил он буд - то бы и не замечая меня. Затем продолжил – Ружье в тайге – спаситель. ;йд;;т; (понял)
Я молчаливо кивнул. Вечером мы вновь сидели у стола и Килтырой стал мне объяснять, что делать дальше.
- Ты, пожалуй запасись защитой от гнуса и комаров. Плыть придется целый день, а затем ещё сутки пробираться тайгой. Кстати, ты сделал прививку от энцефалита? Этой гадости в тайге хоть отбавляй -
Я успокоил старика, и мы завалились спать. Яркая луна нашла путь через окно и я, глядя на неё задумался о предстоящем приключении. Но, я и понятия не имел, на сколько оно станет удивительным.
Утром я застал охотника на улице. Его квадроцикл стоял во дворе и Килтырой весь машинном масле колдовал над ним.
-Абаа;ы эйиэхэ талыа этэ (Черт бы тебя побрал) – ругался он
- Помочь?- спросил я, натягивая свитер.
- Да, вот, не пойму, что ему надо –
- А раньше такое было?-
- Заводился всегда с первого раза. Только вчера утром проверял - Сзади к машине была прицеплена самодельная тележка, и на ней красовались все наши припасы.  Килтырой вздохнул и продолжил  - придется до реки нести всё на себе –
До пристани было около двух километров и перспектива переть на себе продукты на весь зимний сезон, три двадцатилитровые канистры с бензином для лодки мне не улыбалась.
 – Можно  взглянуть? – спросил я с осторожностью
- Ну, если ты разбираешься – и охотник отошел в сторону.
Я в технике не особый спец, поэтому просто, хотел как то успокоить старика, и между делом подумать, как решить эту проблему. Внимание моё привлекла одна небольшая деталь. Всё снизу было в изрядной грязи, а она отливала частотой.
- А это что?-
Килтырой заглянул и чертыхнувшись, сказал – Вчера приходил Егор и просил на время для своего квадрика дать проходной кран, а в замен он мне поставит вакуумный. Сказал, что утром отдаст –
- Так может быть он сейчас придет?-
Пришлось немного подождать. Действительно вскоре появился участковый и стал извиняться.
- Тут извинениями не поможешь – ворчал охотник – Мы опаздываем.
Егор посмотрел сначала на меня, а затем на старика и спросил – Вы едите туда?-
- Да - зашипел дед, устанавливая кран обратно.
Голос у Егора изменился -  Дядя Килтырой простите меня. Возьмите с собой.
 - Вот ещё – ворчал старик – С какого перепугу?-
-Дядя Килтырой я вам пригожусь. Вы знаете как я стреляю. Если хотите, буду вам пищу готовить. Возьмите  - не пожалеете – и брови у Егора превратились в шалашик.
Дед вдруг сдался – Ладно Егор. Беги домой. Бери всё что надо и чтобы через час был здесь –
Лицо участкового засияло, и он спросил – А на сколько дней мне искать замену?-
- Думаю дней на десять  - не больше. –
Таким образом,  у нас появился ещё один спутник. Егор управился за полчаса и вскоре к нам подкатил его квадроцикл.
Килтырой оглядел его снаряжение. Крякнул, увидев его карабин и спросил – Где достал?
- Свою «Сайгу» я никому не показывал. Это новая модификация под патрон 12 калибра-
Килтырой даже присвистнул – Тогда, возможно, ты нам очень пригодишься. Только прежде, дай слово, что все увиденное останется только с тобой –
Конечно, конечно – радостно ответил парень.
Пора была отправляться в путь. Завелись квадроциклы и мы поехали на пристань.
Дорога была грунтовой, поэтому трясло изрядно. К тому же по весне вездеходы превратили её в такой кошмар, что пять минут тряски до пристани показались мне целой вечностью.
Пристань, где была привязана лодка, была сделана из бетонных блоков и я удивился, как они сюда попали. Килтырой улыбнулся и показал на небо – Вертолет принес. Деньги всем поселком собирали. Прилетели. Поставили. Всё остальное сделали мы-
Лодка стояла у самого берега  и наполовину была вытащена. Сама по себе она была обычная – деревянная, но мотор. Движок стоял японской фирмы Tohatsu объемом 25 литров. Видно у Килтыроя имелись деньги для такого движка.
Припасы мы уложили в центр лодки. Мы с Егором сели на носу, а охотник разместился у мотора. Застрекотал движок, и пристань с поселком стала медленно удаляться. Река сделала небольшой поворот и вскоре мы остались одни в окружении тайги. Стараясь держаться центра, Килтырой вывел лодку на прямой участок и закурил. Егор о чем - то задумался, а я стал любоваться природой. Тайга в этом месте подходила почти к самой кромке воды. Старые кедры по её левому берегу стояли точно седые мохнатые великаны, а правый склон медленно поднимался так, что вскоре превратился в отвесные скалы.
- Красиво – не выдержав сказал я.
- Да – поддержал меня  старый охотник – Старики говорят, что здесь обитает Байанай – дух леса-
- Наверно это правда – согласился я
Речка повернула вновь и внезапно разделилась на два рукава. Мы с Егором посмотрели на старика. Он, не вынимая трубки изо рта, повернул налево и повел наше судно по более узкому участку. Местность вновь изменилась. Скалы остались позади, и их сменил кедровник.
- Ты смотри по сторонам – сказал Килтырой Егору – Не ровен час либо медведь выйдет, либо ещё кто-нибудь. Глаза охотника хитро посмотрели на меня, и от этого взгляда мне стало не по себе. Я догадался, о ком он говорил. Встречаться с ним мне не хотелось и, сняв с плеча карабин, я положил его на колени. Однако дальнейший путь до «Волчьего зуба» прошел спокойно.
- Поутру пойдем пешком – сказал старик – Здесь мелко и течение очень быстрое, так что на лодке не пройти.
- Мы что, вот так просто оставим лодку здесь? - спросил я
- А кому она нужна? Лихих людей здесь нет. Да, и лодка моя приметная, вся округа её знает. Так что не волнуйся-
Палатку Егор установил быстро и мы стали заготавливать сушняк для костра. До захода солнца оставалось ещё время, и я предложил сходить к скале. Килтырой был против – Сейчас приходит время хищников, поэтому лучше остаться  около костра, а завтра утром я сам вам покажу всё-
Таежный костер это особенный костер. Готовиться он так. Надо найти сухое дерево (лучше сосну). Заготовить три бревна приблизительно вашего роста. Затем ещё две длинные слеги. На двух бревнах топором  по одной стороне делаются глубокие насечки, и снимается кора. Кладутся две слеги. На них два подготовленных бревна, но так чтобы между ними и землей был небольшой просвет (для тяги) и очищенные стороны образовывали приблизительно прямой угол. В это углубление укладывается сначала береста. Затем, поверх неё мелкие ветки. Третье бревно кладется сверху, но так чтобы оно не скатилось (можно подложить по краям ветки). Костер готов. Ночью решили спать по очереди. Первым выпало мне. Спиной я уселся к реке, чтобы если что услышать всплеск, а мои спутники легли по обеим сторонам костра. Вскоре костер так разгорелся, что им пришлось отползти чуть в сторону. Наступила тишина. Как я не старался нащупать в ней хотя бы какой - то посторонний звук ничего мне не удавалось. Два часа прошло спокойно, и Егор сменил меня. Сон не приходил – была какое то дремотное состояние. У меня проблемы со спиной, поэтому чтобы не простудиться,  я повернул её к костру, а сам сонными глазами наблюдал за сумраком леса. В какой то момент мне показалось, что я увидел что то большое и темное между стволами деревьев, но подумав и решив, что это просто иллюзия, провалился наконец- то, в сон. Утром меня разбудил холодный ветер и я сел оглядываясь по сторонам. Ни Килтыроя, ни Егора нигде не было видно. Умывшись у речки, я решил их позвать. Из леса послышались их голоса. Впереди шел довольный старик, а за ним удивленный Егор. Ничего не говоря, Кылтырой залез в карман что - то достал и положил мне на колени. Егор тупо смотрел и молчал. Это была шерсть. Длинная, светло-коричневая и с необычным болотным запахом.
- Что это?- спросил я
Егор вышел из ступора и сказал – Это его –
- Не понял –
Участковый присел возле меня и продолжил – Я видел его –
- Блин. Кого его? – не выдержал я
 - Мамонта –
Настала пора мне вскочить с места – Где? Далеко?-
- Как только я сменил тебя, и ты заснул – начал он – я заметил его у опушки леса. Он вышел и смотрел на меня большими глазами. Я не мог пошевелиться от страха. Затем он повернулся и скрылся в лесу, а я как лунатик пошел за ним-
- Хорошо, однако, что я проснулся и заметил, как он уходит – прервал Егора Килтырой – Смотрю, медленно, так, уходит наша охрана в лес. Ну, думаю не иначе как ойуур тыына (дух леса) решил его забрать. Поднялся я и потихоньку слежу за ним. А он прямиком идет к Волчьему зубу. Тут до меня дошло, кого он пасет. Посмотрел я вот через это ( охотник показал прибор ночного видения) и вижу. Идет зверь и то и дело оглядывается на Егора, словно зовет за собой. Чтобы не стряслось беды, подошел я к мальцу и взяв за рукав развернул к себе –
- А шерсть? – спросил я
- А шерсть мы на обратном пути подобрали – ответил оттаявший Егор.
Нам не хотелось уходить, но старый охотник торопил, и пришлось подчиниться.
- Коли он здесь, то ещё проявит себя – успокаивал нас старик – Видно правду старики говорят, что у зверя этого есть что- то вот тут (и Килтырой постучал себе по лбу)
Я шел позади нашей маленькой группы, и мне было обидно. Вот Кылтырой видел мамонта и Егор тоже. Неужели я, проехав всю Россию, не заслужил этого. Егор вдруг остановился.
 - Ты чего? – спросил я, едва не налетев на него.
- Погоди – отмахнулся он  - Дядя Кылтырой, а почему мы запалили костер у Волчьего зуба, ведь у вас есть здесь заимка?-
- Была – ответил не останавливаясь старик – Медведь разворошил.
- Как медведь? Ведь там же бревна –
- Я сам удивился. Пришел, значит, а её нет. Крыша провалена. Бревна раскиданы, а на снегу отпечатки медвежьи раза в полтора больше обычных. Старый, наверное мишка –
Я вдруг вспомнил рассказ Хромова о пещерных медведях и поправил своего «Тигра» за плечами.
Вскоре звериная тропка привела нас в березовую рощу. Деревья здесь были старые, и я понял, что эта та самая роща.
 – Мы пришли? – спросил я у охотника
- Да – коротко ответил он и, закурив свою трубку, продолжил – Теперь слушайте внимательно. Перво-наперво приготовьте на всякий случай карабины. Особенно ты Егор. С твоей «Сайгой» мы должны быть под надежной защитой.
- Куда мы к Зубу или на поляну? – спросил я, снимая с предохранителя карабин.
Старый охотник задумался – Думаю так. Сперва осмотрим поляну. Затем, я покажу вам где были могилы зеков, а потом, отведу к месту гибели мамонта –
-  А скала?
- К скале сходим на обратном пути. Договорились?- Килтырой явно не хотел идти к ней.
- Ну, на обратном, так на обратном - согласился я.
Поляна мне напомнила милый подмосковный лес. А когда где- то неподалеку ударил в свой барабан трудяга дятел захотелось закрыть глаза и растянуться на этой траве и забыть что ты за тысячи километров от Москвы. Мох у корней деревьев был действительно поврежден. Словно кто- то срезал его. Кое- где вместе со мхом была сорвана кора.
- Идите сюда ребята – позвал нас старик
На большой, поваленной березе висел пучок чей- то шерсти. Сравнивая её и найденную охотником ночью, мы пришли к выводу, что зверь здесь был совсем недавно. Мха оставалось ещё достаточно и было ясно, что мамонт (если это был он) должен вернуться.
- Вечером устроим засидку вот здесь – сказал Килтырой указывая на большое дупло – А пока пойдем к реке.
Дорога до реки заняла у нас полчаса. Валуны, которыми охотник заваливал останки тел зеков валялись по всему берегу. Осматривая их, я перевернул один из них и отшатнулся. Камень был известняк и на нем четко отпечатался глубокий след от чьих то когтей. Егор, подошедший сзади воскликнул – Не фига себе. Это точно не мамонт –
- Ты прав Егор – сказал охотник – Это тигр-
 - Но, тигр не может оставить такие следы на камне –
- Этот может – Килтырой посмотрел на меня и Егора и продолжил – На всякий случай возьмите-
Он достал из мешка две РГД-5 гранаты. Егор удивленно взглянул на деда – Откуда они у вас?
- Я их нашел, когда закапывал останки. Не знаю, как они оказались у зеков. Может быть, у военных в колонии, из которой они бежали были – ответил дед.
Егор вздохнул – Дядя Килтырой, вы должны были их сдать в полицию. Теперь это, вроде как, сокрытие вещдоков –
Дед даже крякнул – Я в тайге не первый десяток лет охочусь и поверь. Мне встречались такие лихие люди, что с ними можно говорить только этим. Но если надо то арестовывай-
Килтырой вытянул вперед руки, а Егор стоял и не знал, как ему поступить.
- Послушайте – начал я – Сейчас речь идет не о лихих людях, а очень крупном хищнике. Вот ты Егор уверен, что сможешь его завалить из своей «Сайги»?-
Участковый посмотрел на меня, покачал головой и взял одну из гранат – Ладно. Но если они нам не пригодятся, то я у вас их конфискую. Согласны? –
- Валяй – сказал несколько обиженный  охотник.
Я не понимал, зачем Килтырой решил сюда вернуться. Он долго ходил и поднимал, то один камень, то другой. Наконец охотник позвал нас. Килтырой стоял, улыбаясь, вытянув вперед правую раскрытую руку. Мы с Егором замерли от страха едва заметили то, что лежало на ладони. Это был коготь сантиметров десять.
- Это его – сказал охотник
Коготь был сломан. Значит он был гораздо больше.
- Это не тигр – только и мог произнести Егор.
- Ты прав Егор. Это не тигр – это саблезуб – ответил я
Страх в глазах участкового сменился на беспокойство – А что если эта тварь рванет в поселок?-
Килтырой засунул коготь себе в суму и ответил – Это, вряд ли. Зверь далеко не уходит от своей кормовой базы. А здесь он появляется только за тем, чтобы поохотится на мамонтов. Нам надо поторопиться. Я не думаю, что он, где то поблизости бродит. Однако это и исключать не следует. Давайте поскорее обследуем место смерти мамонта и переправимся на тот берег для ночевки.-
- А как же засидка на мамонта? – хором спросили мы с Егором.
Килтырой посмотрел сначала на Егора, затем на меня и сказал – Ты Егор уже видел зверя, а вот Виктор нет. Дупло вмещает только одного. Вот я и подумал, что было бы справедливо нашему московскому другу провести эту ночь одному в этом домике.-
Мысль провести одному ночь в дупле дерева, да ещё осознавая, что где то бродит саблезуб заставила меня передернуться.
- Что страшно? – спросил охотник.
- Егор. А ты мне «Сайгу» дашь? – спросил я участкового.
- Дам - сказал он с неохотой – только запомни что у неё сильная отдача –
Мой «Тигр» перекочевал в руки Егора, а «Сайга» в мои. Дальнейший путь наш лежал к месту гибели мамонта. Впереди шел Килтырой то и дело останавливаясь и сверяясь по одним ему ведомыми приметами. Внезапно он остановился и произнес – Это здесь, но тут не чего нет –
Следов действительно не было. Неожиданная догадка вспыхнула у меня в голове – А «Волчий зуб» отсюда далеко?
- Да, не очень. Метров триста – четыреста. А что? – спросил охотник.
- Дядя Килтырой, отведите нас к нему –
Старик улыбнулся, покачал головой и сказал – Ну, что ж пойдемте –
Череп  мы нашли у входа в расщелину. Заметили мы его издали. Он отражал белизной.
- Как ты догадался? – спросил Егор.
- Сейчас не время – отмахнулся я – Дядя Килтырой можно я вас попрошу об одной просьбе –
 - Ты догадался откуда они пришли – сказал охотник, поглаживая редкую бороду.
- Я не хочу сидеть в дупле словно филин. Я желаю пойти туда – и я указал на расщелину.
- Ты смелый – Килтырой похлопал меня по плечу.
- Какой смелый – подскочил  Егор – Ты безумен. Там наверняка его логово. Ты идешь прямо ему в лапы-
- Егор - стал на мою защиту охотник – Ему ничего не угрожает. Конечно, если он не захочет там задержаться. Ведь так?-
 - Я только туда и обратно – сказал я
- Тогда я с тобой -  Егор явно не хотел меня отпускать одного.
- Не глупи – сурово сказал Килтырой – Ты уверен, что зверь там, в расщелине? Может он, где то бродит здесь. Ты хочешь меня оставить одного?-
Егор молча согласился.
- Если через час я не приду – сказал я – тогда пойдешь ты –
- Хорошо – ответил он – Помни об отдачи –
- Ладно – ответил я и шагнул в расщелину.
Свет за моей спиной сразу померк. Но я не был в кромешной тьме. Оглянувшись, я увидел прямо перед собой узкий серп света, указывающий место, откуда я пришел, а впереди была огромная пещера с маячившим вдалеке окном света. Килтырой, на всякий случай дал мне прибор ночного видения и я вскоре стал внимательно оглядывать её. Повсюду лежали кости, однако особого запаха, что исходит от норы крупного хищника не было и я пришел к выводу что зверь, скорее всего, просто шел за своей жертвой. Судя по количеству костей, здесь была его основная засада. Решая быстрее проскочить опасное место, я прошел к выходу и застыл в изумлении. Передо мной был древний мир. Пещера находилась в отвесной скале. Осыпь из крупных и мелких камней вела вниз. А внизу. Внизу была степь до самого горизонта. Солнце стояло почти в зените, и было видно всё кругом на многие и многие километры. Там я увидел не только мирно пасущихся мамонтов, но и шерстистых носорогов, овцебыков и исполинских оленей с огромными рогами. Мой взгляд скользнул  по гряде скал что справа и слева от меня, и я заметил одинокого первобытного человека, смотрящего в мою сторону.
Всё что хотел я увидел. Я видел прошлое. И желание защитить его от нашего настоящего заставило меня удалиться обратно в пещеру и вернуться в свой мир.
- Ты чего так быстро вернулся – услышал я знакомый голос Егора.
- Там тупик – ответил я
- Но, как же зверь? –
Килтырой поднялся с черепа мамонта и сказал – Зверь ушел в прошлое, а мы должны сделать, чтобы он не пролез обратно в наш мир.
Егор посмотрел на нас и сказал – Я понял. Прошлое должно быть в прошлом. А настоящее должно не ковыряться в прошлом, чтобы не изменить будущее-
- Черт возьми, хорошо сказано – похвалил его старый охотник – Теперь давайте закроем эту дверь-
У основания расщелины легли три гранаты. Несколько мгновений спустя тишину тайги прервал звук взрыва. «Волчий зуб» перестал существовать.
                Послесловие
Каждый вернулся к своей обыденной работе. Егор до сих пор работает  участковым. Килтырой по- прежнему охотится. Недавно от него пришло письмо. Он вспоминал наше приключение и намекнул, что на севере якутского края вроде как видели мамонта. Видать где то ещё есть «Волчий зуб»