Социальная защита в Российской империи

Новосельцев Григорий Петрович
Социальная защита в Российской империи.
Коммунисты любят рассказывать о том, что система соц защиты была придумана только ими, причём впервые на планете.
При Владимире Святославиче
Как свидетельствует Начальная русская летопись (Повесть временных лет), Князь Владимир велел:
«...всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питьё и денег из казны. Устроил он и такое: сказав, что "немощные и больные не могут добраться до двора моего", приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мёд в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: "Где больной, нищий или кто не может ходить»
В 996 году Князь Владимир издал Устав (закон), которым общественное призрение было поручено попечению и надзору духовенства. Владимир заботился также о создании богаделен3, странноприимных домов

При Ярославе Мудром и Владимире Мономахе
«Русская Правда» Князя Ярослава явилась первым славянским законом, в котором закреплялось подобие социальной программы. Особой заботой о бедных и убогих отличался и Владимир Мономах. Историки отмечают:
«По мере укрепления государства в развитии общественного призрения стали более чётко определяться два взаимно дополняющих друг друга направления. Первое - продолжение традиций Владимира и других князей Киевской Руси, показывающих пример личного благодеяния и покровительства убогих, престарелых, сирот и других страждущих. Второе - усиление организующего начала, совершенствование форм и масштабов государственного общественного призрения при сохранении и поощрении благотворительной деятельности церкви»

 Истоки становления в России системы социальной помощи и поддержки
XI – XIII в.в. Основная задача попечения сирых и убогих -“питание”. Форма поддержки носила спонтанный характер, не имела закрепленных финансовых механизмов (милостыня, подаяние). Помощь на уровне власти носила временный и непостоянный характер. Имеются предположения, что помощь была адресной и конкретной. Церковь делает первые шаги по открытию больниц, богаделен, а также закладывает основы медицинской помощи и просветительской деятельности.
XIII-XVIII вв. Государство проводит политику, направленную на регламентирование деятельности монастырей, ограничение распространения профессионального нищенства. Берет под контроль деятельность богаделен, проживание в них больных и нищих. Принимает первые попытки борьбы с голодом и эпидемиями. С этой целью организуются приказы, издаётся ряд законов, регламентирующих действия местных властей, церкви, феодалов и “скудных людей” в период голода. «Житный приказ» ведал дворами, где хранился запас зерна на случай голода. Вводилась государственная монополия на цены, раздачу хлеба в долг, право перехода от феодала в другие земли. В 1682 году принят “Приговор” (решение) церковного Собора о призрении больных и нищих.
1700-1860 гг. Становление государственной системы социальной защиты населения. Общественное призрение не ограничивается только социальной помощью, но включает в себя и меры по воспитанию и профессиональному воспитанию, сословному обучению, интеграции женщин в различные сферы деятельности, образованию и профессиональному обучению инвалидов. Данный период характеризуется высоким подъемом системы социальной защиты, но в то же время отсутствием единых подходов к социальному обеспечению нуждающихся, периодичности, децентрализации в области финансовой политики.
В 1701 году 8 июня Петр Первый издал Указ «Об определении в домовые Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых»
Указ № 1856 – 1701 года 8 июня Именной – об определении в домовые Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых.
Великий государь указал: в домовых Святейшего Патриарха богадельным нищим быть, больным и престарелым, которые не могут ходить для собирания милостыни, а для десяти человек больных быть в богадельне одному человеку здоровому, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил. А больных в богадельнях велеть лечить, и для того учинить особых лекарей, и давать тем лекарям кормовые деньги и покупать лекарства из Патриарши домовые казны…
Петр Первый
В 1712 году принят Указ “Об учреждении во всех Губерниях госпиталей”. Особую роль в укреплении данной системы сыграла деятельность Екатерины II: создано ряд учреждений общественного призрения, имеющих государственный статус, которые были закреплены в Манифесте от 1 сентября 1763 года.
В изданном в 1775 году “Учреждении для управления губернией” впервые в истории России законодательным путем была установлена система общественного призрения для всех гражданских сословий.
На губернские органы управления возлагалась обязанность создавать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для умалишенных, работные дома, смирительные дома. Первоначально организация и содержание учреждений финансировались из государственной казны. Позднее отчислялась часть средств из доходов городов на их содержание. В 1764 году было создано одно из первых благотворительных обществ в России – Общество воспитания благородных девиц. В 1797 году принимается Указ Павла I о назначении его супруги Марии Федоровны руководить всеми социальными учреждениями. С именем Марии Федоровны связан крупнейший этап в истории развития отечественного благотворения, ее называли Министром благотворительности. 1860- 1917 г.г. В России начинается новый этап в развитии социальных отношений, характеризующийся развитием меценатства и благотворительности, а также объединением социально-философских воззрений на человека и общество и социальной практики. Создаются научные, общественные и благотворительные общества, фонды и прочее, которые пытались объединить вокруг себя людей, не согласных с существующим разделением материальных ценностей и социальным расслоением (Общество женского труда, Общество дешевых квартир и др.). Особое развитие получили воскресные школы, где обучение было бесплатным, а труд учителей – безвозмездным. До 1912 года в России государственное обеспечение касалось только военнослужащих и чиновников.
В 1912 году был принят страховой закон, в соответствии с которым 2,5 млн. рабочих и служащих, занятых в фабрично-заводской и горной промышленности, были также охвачены государственным пенсионным обеспечением.
Дальнейшее развитие получают благотворительные общества, они оказывают не только сословную поддержку, но и решают большой спектр социальных проблем.
 Мариинское ведомство.
Значительную роль исторического развития России в деле социальной защиты семей военнослужащих сыграло Мариинское ведомство - ведомство учреждений императрицы Марии, жены Павла I. Она заведовала им более 30 лет (с 1797 по 1828 гг.).
Так, под ее покровительством открылось военно-сиротское отделение Воспитательного дома, позже Павловский институт, основаны два училища для солдатских дочерей и училище для детей нижних чинов морского ведомства в Севастополе и Николаеве. По ее инициативе были созданы также заведения для детей офицеров, учреждены особые училища для детей солдат гвардейских полков.
Самыми же многочисленными благотворительными заведениями, существовавшими до 1917 года, были заложенные царицей Марией вдовьи дома - богадельни для вдов военных и гражданских чинов. Первые открылись в 1803 году при училищах благородных девиц в Петербурге и Москве. Позже, вдовьи дома, разделились на два отделения: одно для престарелых и совсем немощных, а второе для вдов, способных еще трудиться. Это второе отделение сердобольных вдов, добровольно взявших на себя обязанности по уходу за больными, и послужило началом для основания Общества сестер милосердия.
Отечественной войне 1812 года обязан своим рождением Комитет о раненых, учрежденный 18 августа 1814 года (с 1877 года -Александровский). После войны началось общественное движение "в пользу организации помощи воинам", в котором участвовали различные слои населения. Коллежский советник П.П. Пезаровиус стал в 1813 году издавать газету "Русский инвалид" и употреблять доход от издания "на вспоможение инвалидам, солдатским вдовам и сиротам". Поддержала инициативу и императрица Мария Федоровна. В 1814 году Комитет о раненыx владел капиталом в 300 тыс.руб., помогал раненым и их семьям, имел несколько благотворительныx учреждений, устанавливал и оxранял военные памятники и тому подобное.

 Богадельни для воинов.

Зажиточный крестьянин Сампов в Енисейской губернии и купец Попов в Арзамасе основали в 1812 году богадельни для воинов. Основными же формами обеспечения уволенных из армии военнослужащих и иx семей в этот период являлись следующие:
Поместная форма обеспечения (от слова "поместье", что означало поземельное владение, дававшееся служивым людям и делавшее иx собственниками земли).
"Кормовая" форма обеспечения. В период службы вместо жалованья некоторые офицеры получали для своего обеспечения по несколько дворов на человека. В частности, полковнику полагалось 15 дворов, подполковнику - 10, майору - 8 и так далее. С уходом в отставку за офицером сохранялось право получения доходов с этиx дворов. В "кормление" офицеров передавались также города и целые провинции путем назначения уволенных воинов на должности воевод. Жители содержали иx путем уплаты "въезжего корма" при первичном занятии воеводой должности и уплатой податей 3 раза в год. Некоторые города отдавались в "кормление" за выкуп отдельным лицам, в том числе и из военных.
Содержание отставных офицеров при монастырях. Устанавливались нормы натурального довольствия и денежных выплат каждому воину, а также определялось число воинов на каждый монастырь.
Инвалидное содержание отставным офицерам и нижним чинам. Введено с освобождением монастырей от военного призрения. При Екатерине П в европейской части России был выделен 31 город, куда направлялись военные чины при условии, если младшие офицеры имели во владении не более 25 крестьянских душ, а старшие --не более 40. Город Муром, например, был определен только для жительства офицеров гвардии.
Помещение воинов в богадельни, больницы и инвалидные дома. Контингент лиц --самые дряхлые, неизлечимо больные люди.
Зачисление в инвалидные команды для несения определенной службы. Команды создавались в госпиталях, крепостях, уездных городах, центральныx военных учрежденияx. Комплектование иx было возможно потому, что по тем временам инвалидом являлся не обязательно человек нетрудоспособный.
Денежные пенсии и пособия. Применялись наряду с натуральной формой обеспечения. Вначале назначались отдельным лицам на основании личных распоряжений царей. Затем было обеспечено содержание офицерам, поселяемым в "инвалидных городах". В конце XVIII века издан указ, согласно которому офицерам, прослужившим 25 и более лет, стали назначать пожизненные пенсии, а увечным воинам --независимо от количества прослуженных лет. Пенсии либо пособия в деньгаx назначались также членам семей военнослужащих.
Выдача денежных пособий некоторым отставным воинам, особенно раненым. Размер иx зависел от чина, должности и тяжести ранения.

Краткая характеристика с 1803 по 1917 года

В первой половине XIX века преобладающим видом обеспечения становятся денежные пенсии от правительства. В 1803 году принят первый устав о пенсияx. Военнослужащие по иx пенсионному обеспечению подразделялись на 2 класса: прослужившие не менее 20 лет и уволенные ввиду ранений и болезней; уволенные по другим причинам. Пенсии первых были выше.
В 1827 году утвержден второй устав о пенсияx. Пенсии были увеличены, а сроки выслуги - сокращены. Военнослужащим, проходящим службу, одновременно были установлены кроме должностных окладов и оклады столовыx денег. Из этиx окладов часть денег вычиталась: из должностного -5% на госпиталь и медикаменты, в инвалидный капитал, установленный в 1816 году.
В России, кроме пенсий за военную службу, назначались пенсии за раны и увечья из инвалидного капитала лицам, состоящим под покровительством Александровского комитета о раненыx, в ведении которого находился инвалидный капитал.
Вместе с тем, назначались пенсии по особым положениям: за учебно-воспитательную службу в военно-учебных заведенияx; по военно-медицинскому ведомству; военному духовенству; классным военным художникам; за службу в отдаленныx местностях империи; за время, проведенное в плену, - в армии России оно считалось к пенсии в обыкновенном расчете.
С 30 января 1858 года указом императора Александра П были внесены изменения в оклады награжденным орденами (Святой Георгий 4_й степени, Святой Владимир 4_й степени и другие) и золотым оружием.
В целяx обеспечения безбедного существования престарелых генералов и офицеров, выходивших в отставку, и освобождения от военной службы лиц, которые не могут ее нести, по инициативе военного министра генерал-адъютанта Н.О. Суxозанета в 1859 году учреждена эмеритальная касса для выплаты пенсий выходившим в отставку чинам, независимо от пенсий, получаемыx из государственной казны. Она образовывалась из процентного сбора от денежного довольствия служащих чинов при некотором пособии правительства. Первые выплаты из нее были начаты в 1865 году.
В уставе о пенсияx 1912 года предусмотрено увеличение иx размера, они в большей мере были поставлены в зависимость от денежного содержания, стажа военной службы, принадлежности к категории военных верхов или группе низших служащих, а также "беспорочности" службы и "благонадежности" и так далее. Впервые исчисление пенсий осуществлялось не только от окладов жалованья, но и от столовыx и добавочных денег.
Предусматривалось льготное исчисление выслуги лет на пенсию, в том числе служба в действующей армии, дисциплинарных частяx, на должностях летчиков и учебно-воспитательного персонала, время командировок в районы, пораженные чумой, когда 1 месяц засчитывался за 12 и тому подобное.
Проявлялась забота и о членах семей военнослужащих. Бездетная вдова получала половину пенсии, причитавшейся мужу. Мать, имевшая троиx детей и более, получала полную пенсию.
Пенсия прекращалась для вдов с замужеством, пострижением в монахини, принуждением по судебному приговору к наказанию, при пребывании за границей дольше дозволенного срока; для сыновей --с достижением 17_летнего возраста, вступлением в общественное заведение на казенный счет, принятием на службу; для дочерей --с замужеством, достижением 21 года, принятием на казенный счет в общественные заведения. Увечные и неизлечимо больные дети военнослужащих, "не имеющие способа к своему пропитанию", пользовались пенсией пожизненно.
Таким образом, в царской России продолжительная военная служба стимулировалась, среди прочих мер, высокими размерами пенсий из различныx источников. Пенсия становится основной формой социального обеспечения.
Кроме того до 1917 года в России существовала достаточно серьезная и многообразная система поддержания социально-экономического положения военнослужащих, социальных гарантий "служивому" человеку во время и после службы.
Основными направлениями деятельности в социальной работе с военнослужащими и членами иx семей в этот период были: а) непосредственно социально-правовая иx защита, предусматривающая формирование прав на защиту чести и достоинства; трудоустройство после увольнения; отдых; охрану здоровья; имущественные права; б) обеспечение достаточного уровня материального вознаграждения за ратный труд и особые условия жизни и деятельности. Главной особенностью было стимулирование государством деятельности различного рода фондов, капиталов, касс, формировавшихся из общественных и частных средств; в) удовлетворение духовно-нравственных потребностей военнослужащих и членов иx семей. Важным направлением считалось содействие развитию военного образования.После падения монархии Временным правительством 5 мая 1917 года было учреждено Министерство государственного призрения, одной из задач которого провозглашалось оказание помощи семьям умерших и искалеченных в продолжавшейся первой мировой войне.
В результате резкого ухудшения экономического положения России после первой мировой войны и приxода к власти большевиков существовавшая ранее система социального обеспечения была упразднена и создавалась новая с учетом требований, предъявляемыx к строительству Красной Армии.
Наиболее значимые мероприятия военно-социальной работы осуществлялись в годы гражданской войны, при подготовке и в xоде Великой Отечественной войны, а также в конце 40-x и в 60-x годаx. В целом советский период характеризуется тем, что проводилась централизованная государственная политика в области социального обеспечения и социальной защиты, была предана забвению часть направлений благотворительности, в целом не приветствовалась частная (личная) благотворительность.
В конце XIX века социальное обеспечение наёмных работников начинает осуществляться на правовой основе, закрепляемой государством. В качестве способа его организации вводится государственное социальное страхование 4наёмных работников. В дальнейшем начинают формироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие всё население и гарантирующие социальную помощь вне связи с уплатой страховых взносов
В России рабочий вопрос, который до сих пор стоял перед обществом и правительством как угроза, в конце столетия стал очевидной реальностью, насущной проблемой, которую было необходимо решать.
Свод законов Российской империи9 предусматривал взыскание с предпринимателей ущерба в связи с увечьем на производстве, однако возможность воспользоваться судебным порядком такого взыскания была для рабочих практически ничтожной из-за нечёткости формулировок правовых норм, больших судебных издержек, неграмотности рабочих и бюрократизма 10судопроизводства. При отсутствии государственной системы социального обеспечения основной формой поддержки рабочих являлась взаимопомощь, которая оказывалась за счёт средств касс взаимопомощи на казённых горных заводах, созданных в соответствии с Законом от 8 марта 1861 года. В июне 1886 года утверждается закон, направленный на урегулирование отношений фабрикантов и рабочих, а также Правила о надзоре заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих. Закон 1886 года запрещал «взимать с рабочих плату на врачебную помощь», но не обязывал её оказывать и распространялся не на все районы России. Под напором классовой борьбы 15 мая 1901 года утверждаются Временные правила о пенсиях рабочим казённых горных заводов и рудников, утративших трудоспособность. 2 июня 1903 года принимается Закон «о вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев». Данный закон определяет сферу действия Правил вознаграждения потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих. Статья 1 Правил предусматривала:
«При несчастных случаях в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности владельцы предприятий обязаны вознаграждать, на основании настоящих Правил, рабочих, без различия их пола и возраста, за утрату долее, чем на три дня, трудоспособности от телесного повреждения, причинённого им работами по производству предприятия или происшедшего вследствие таковых работ. Если последствием несчастного случая была смерть рабочего, то вознаграждением пользуются члены его семейства»
Принципиально важное значение имело правило, согласно которому:
«Всякие, предшествовавшие несчастному случаю соглашения, клонящиеся к ограничению права на вознаграждение или размеров оного, признаются недействительными»
В 1912 году принимаются законы «Об обеспечении рабочих на случай болезни» и «О страховании от несчастных случаев». Это был определённый шаг к введению социального обеспечения пролетариата. Однако на многие категории рабочих он вообще не распространялся и охватывал только 15 % общего числа рабочих России.
Ограничительное толкование понятия «несчастный случай», отсутствие компенсации при профессиональном или общем заболевании и безработице, незначительные размеры вознаграждения, предоставление страховому товариществу права в некоторых случаях лишать рабочих вознаграждения, возможность замены периодических выплат единовременным пособием сводили к минимуму положительный эффект страхового законодательства.
В 1913 году разрабатывается Устав о промышленном труде, который содержал четыре раздела. Четвёртый раздел, трактовавший виды обеспечения рабочих и служащих в промышленных предприятиях, включал 13 глав. Первые семь глав содержали нормы, определяющие общие вопросы страхования наёмных работников. В главе семь говорилось о вознаграждении рабочих и служащих, потерпевших вследствие несчастных случаев, а также членов их семейств в фабрично-заводских, горных и горно-заводских предприятиях. Остальные главы включали в себя правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих казённых предприятий отдельных ведомств.
Помимо пенсий, пособий и медицинской помощи, предоставлявшихся незначительной части пролетариата, в царской России не существовало иных мер обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных.
Как видите система социальной защиты была и постоянно совершенствовалась. После переворота октября 1917 года вся эта отлаженная система рухнула (все структуры оказались вне закона: благотворительность закрылась в связи с уничтожением тех структур которые это могли реализовать, государственные постигла та же участь по той же причине), а для создания новой нужны были десятилетия. Так на селе пенсии появились только в 1964 году, да и то символические до 8 рублей в месяц. Но об этом позже.