Ave, Оза!

Лидия Гладышевская
Ave, Оза!
(«Портреты эпохи» - в ЦДЛ)

На этот раз, как и в день Вознесения, снова шел дождь… Но несмотря на ненастную погоду, Она пришла… Не могла не прийти… И на этот раз чувствовала себя хорошо, да и настроение было прекрасное.

16 октября в малом зале Центрального дома литераторов состоялся долгожданный вечер, посвященный презентации книги Зои Борисовны Богуславской – «Портреты эпохи». Ее новой книги, изданной на пороге столетнего! юбилея. Это воспоминания об одном из самых интересных и неоднозначных периодов советской эпохи – о свой жизни, о знаменитых современниках –Высоцком, Любимове, Райкине, Аксенове, Тарковском, Кончаловском, Жванецком…, о встречах с Вольфом Мессингом и Вангой, Брижит Бардо и Михаилом Барышниковым, Марком Шагалом и Хулио Кортасаром.

Зоя Богуславская – прозаик, эссеист, драматург, общественный деятель и одновременно… жена, друг и муза Андрея Вознесенского. Несравненная Зоя-Оза долгие годы для многих оставалась как бы в тени своего гениального мужа. Она была и талисманом, и спасала опального поэта от всех невзгод и потрясений.

«Зоя, помнишь пора иная?
Зал, взбесившийся, как свинарня…
Если жив я назло всем слухам,
В том вина твоя иль заслуга»

 Эти строчки из стихотворения Андрея Вознесенского – по сути «поэтический портрет» верной Озы из той странной, порой необъяснимой, эпохи шестидесятых.

Как ни странно, но ее книги в то время переводили на французский и издавали не в России, а во Франции… Иконы стиля Диана фон Фюстенберг, имя которой можно встретить по сей день на этикетках одежды, туфель  и духов в Нью-Йорке, и жены американских президентов Нэнси Рейган и Жаклин Кеннеди  восхищались  необыкновенной элегантностью Зои, а может, даже чуть-чуть завидовали… Ведь Оза-роза дружила с самим Пьером Карденом…, который сделал для нее прекрасное черное платье, украшенное хрустальной розой, на выставке презентации в Париже.
 
***
Зоя Борисовна прошла по узкому проходу зала, приветливо размахивая обеими руками собравшимся. И сразу – с места в карьер:
- Ребята, задавайте вопросы!
Это всегдашнее «ребята» по отношению к седовласым почитателям (собравшиеся были в большинстве людьми весьма солидного возраста) вмиг разрядило атмосферу долгого ожидания живой легенды.
Она искренне и с большим удовольствием старалась ответить на все, даже не совсем удобные вопросы с улыбкой и неподражаемым юмором. И про Жаклин, и про знаменитую видеому «Бабочка Набокова», которую, похоже, в конце концов кто-то «стырил»… И конечно же, про 3 счастливых замужества, и свою последнюю неиссякаемую Любовь к Вознесенскому.
Об истории их воссоединения я неоднократно слышала из уст Озы и свидетелей, читала, да и сама описывала в нескольких своих произведениях о Зое и Андрее, в т.ч. в  пьесе «Возвратитесь в цветы», но каждый раз история звучала по-новому…
- Ребята, ведь сначала отвергла, потом пожалела, а потом так полюбила… Вот, если пожалеете мужчину, то непременно потом может случиться… большая любовь. Так и знайте…
Эту фразу Зоя Борисовна повторяла в течение вечера вновь и вновь. И невозможно было слышать без слез, как тяжело она пережила смерть любимого мужа, тяжелобольного поэта, страдавшего нетипичным Паркинсоном и потерявшего голос… Сын, Леонид Богуславский, увез ее из дома в Переделкино, где каждая вещь напоминала о Вознесенском. Но через 13 дней она вернулась и осталась одна в пустом доме. Одна… наедине с Его Духом. Одна вот уже  13 лет…
- Жизнь без Него остановилась. Я люблю быть Одна.

В конце вечера мне удалось одной из первых пробиться к Озе сквозь «оцепление» фанатов, вручить неизменные розы и получить автограф на «Портретах эпохи»:
«Лидии Гладышевской – от Зои…»
Я, пользуясь случаем, благодарно пролепетала, что найду возможность в ответ передать ей свой сборник пьес о первых жителях писательского городка - «Переделкино и его обитатели», как только получу из печати.
"Просто Зоя" улыбнулась:
- Приезжайте, приезжайте, деточка. В любое время. Я всегда в Переделкино. Одна.