Распространение христианства в Поволжье

Новосельцев Григорий Петрович
Распространение христианства в Поволжье
Азат Марсович АХУНОВ, к. ф. н., ст. научный сотрудник Института Татарской энциклопедии АН РТ.

Принято считать, что христианство среди тюркских народов Поволжья начало распространятся лишь после того, как эти земли перешли под протекторат Московского государства, то есть в XVI-XVII веках. Так оно и есть, но это не вся правда. На самом деле «тюркское» христианство имеет достаточно глубокие и древние корни. Хазарский каганат, Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское ханство – во всех этих средневековых государствах христианство играло более важную роль, чем было принято считать до сих пор.

Известные на сегодняшний день источники позволяют нам уверенно говорить о христианстве в таких средневековых тюркских государствах, как Хазарский каганат и Золотая Орда. Относительно Волжской Булгарии и Казанского ханства имеются лишь самые отрывочные сведения, которые сводятся к описанию жизни русских невольников в Казани и роли армянской диаспоры, которая играла достаточно важную роль в жизни этого средневекового города.

Советская историография трактовала политические системы данных государств как деспотические, в которых по определению не могло быть места толерантности в межконфессиональных отношениях. Исследования последних лет показывают, что ситуация была совершенно иной, а представители, например, христианской религии имели достаточно возможностей, чтобы свободно исповедовать свою религию. Кроме того, выясняется, что христианство проникло в данный регион как минимум за сто лет до крещения Руси, которое, как известно, началось в 988-989 годах при князе Владимире Святославовиче.

Христианство в Хазарии

Хазарский каганат – это раннефеодальное государство, которое было образовано в середине VII века на территории Нижнего Поволжья и восточной части Предкавказья в результате распада Тюркского каганата и существовало до конца Х века. В VIII веке государственная религия – ислам, с конца VIII-начала IX веков иудаизм (в основном, господствующей верхушки), с конца Х века – ислам.

Тюркоязычные гунны, которые проживали на обширной территории между Волгой и Дунаем в II-IV веках нашей эры сыграли большую роль в этногенезе хазар. Сохранились сведения о том, что часть гуннов еще в VII веке, то есть в то время, когда они находились под протекторатом хазар, начали исповедовать христианство. Инициатором этого стали духовные лидеры Кавказской Албании . В 682 году в страну гуннов была послана миссия во главе с Исраелом, епископом местности Мец-Когманц. После трудного пути посольство достигло гуннской столицы Варачана. Исраелу удалось склонить князя гуннов Алп-Илитвера к принятию христианства. Мало того, Алп-Илитвер захотел оставить Исраела в качестве епископа гуннов. Об этом он писал вождям Албании и Армении и наделся, что его просьба будет удовлетворена. В итоге было принято компромиссное решение: Исраел остался епископом гуннов, но при этом сохранил за собой и землю Мец-Когманц. Необходимо добавить к этому, что албанские священники проповедовали в гуннских пределах и раньше. Известно, что некий албанский «епископ и четыре других лица» посещали гуннов приблизительно в 500 году нашей эры. Об этом событии упоминается в сирийской хронике Захария Ритора.

В последнее время были опубликованы научные труды, в которых конфессиональная ситуация в Хазарском каганате рассматривается с новых позиций. Как уже было сказано выше, на протяжении ряда веков государственной религией этого государства был иудаизм, который исповедовала правящая верхушка. Основная масса населения Хазарии была или язычниками, или мусульманами, или христианами.

Новое прочтение так называемого «Киевского письма», которое было написано хазарскими евреями, проживавшими в Киеве в Х веке, дало основание Норманну Голбу и Омельяну Прицаку утверждать, что «документ делает […] весьма сомнительным мнение, которого упорно придерживаются многие авторы, что даже если иудаиазация хазар и является подлинным историческим фактом, то она была ограничена только царским двором и некоторыми представителями аристократии». Говоря иначе, американские ученые полагают, что иудаизм был распространен не только среди верхушки, но и среди самых широких слоев населения Хазарии.

Но вернемся к вопросу о распространении христианства в Хазарии. Профессор исторического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Игорь Чичуров обнаружил в Национальной библиотеке Франции новый документ, который проливает свет на ситуацию с христианством в Хазарском каганате. Просматривая рукописный сборник Литургического устава Саввы Освященного, написанный на греческом языке, Игорь Чичуров обратил внимание на то, что устав прерывается списком епархий Константинопольского Патриархата, в котором упоминается Хазария. Этот список датируется 1516 годом, но отражает те реалии церковной и политической истории, которые относятся к значительно более древнему периоду. И этот список прямо называет Хазарию среди епархий, подчиненных Константинопольскому Патриархату.

Для более точной датировки этого списка, - полагает И.С.Чичуров, - есть хорошие хронологические привязки. В качестве основных аргументов он приводит следующие: «Прежде всего, в качестве одной из территориальных единиц там упоминается так называемая Фемо Халдия, о которой известно, что она была образована в Византии лишь после 829 года. В рукописи также отражен конфликт между Римской и Константинопольской кафедрами, которые спорили друг с другом за право крещения Болгарии.

Это время Константинопольского патриарха Фотия (860—870 гг.) — время необычайно интенсивной миссионерской деятельности Константинополя, направленной не только в сторону Хазарии, время крещения Болгарии и так называемого первого крещения Руси после похода 860 года, а также моравской миссии славянских первоучителей Кирилла и Мефодия. В одном из своих посланий патриарх Фотий, обращаясь к московскому епископу Антонину, благодарит его за успехи миссионерской деятельности среди иудейских общин на его территории. Не удивительно, что сохранились и списки диоцезов Патриархатов, в которых Хазария упоминается как одна из епархий Константинопольского Патриархата».

О чем говорят все эти находки? О том, что конфессиональная ситуация в Хазарии была далеко не столь однозначна и не так однородна, как это принято было считать раньше. В те времена, когда Хазария считалась одной из епархий Константинопольского Патриархата, в стране правил иудаизм. Состоявшиеся незадолго до этого арабские походы в Хазарию, тесное мусульманское окружение, ярко выраженная пассионарность новой мусульманской религии – все это говорит о том, что основная часть Хазарского каганата все же исповедовала ислам, а иудаизм и христианство были уделом избранных.

Волжская Булгария

Те или иные упоминания о христианстве в Волжской Булгарии, связаны с деятельностью русских и армянских купцов. То же самое будет наблюдаться и в Казанском ханстве, что говорит о преемственности этих древних тюркских государств. Развитию торговли способствовали мирные договоры между Русью и Булгарией, особенно мирный договор 985-986, которые ознаменовался заключением брака киевского князя Владимира Святославовича с булгарской принцессой.

В 988-989 годах Киевская Русь официально приняла христианство. Уже в 990 году Владимир предпринял попытку вовлечь в христианство волжских булгар и с этой целью послал в Булгарию философа Марка Македонянина. Как сообщает Никоновская летопись: «Философ же иде в Болгары, и много глаголав им слово Божие; они же безумьем своим объюродиша. Он же возратися к Володимру в Киев… Того-же лета приидоша из Болгар к Володимеру в Киев четыре князи, и просветишася божественным крещением; Володимер же чествова их и много удовольствова». Таким образом можно говорить, что предки татар начали переходить нас службу к русским еще в Х веке. Этот процесс продолжился и в последующие века.

Русские купцы чувствовали себя в Булгаре вполне комфортно. Согласно договоренностям, булгарские в свою очередь имели возможность свободно торговать в городах по Волге и Оке. О наличии русских в булгарских городах говорят материалы археологических раскопок. В Биляре существовали христианские кладбища, где погребались люди из посадов с небулгарским населением. В том же самом Биляре в самом центре города были выявлены остатки жилища и мастерской ювелира – русского. Помимо всего прочего на то, что именно здесь проживал христианин, указывают остатки костей свиньи, мясо которой употреблялось в пищу.

О том, что в Булгаре существовала достаточно многочисленная армянская колония, говорят раскопки, проведенные на месте бывшего армянского кладбища. «Национальность» человеческих костяков, особенно черепов, удалось определить в сравнении с современным физическим типом различных национальностей, которому больше всего соответствовал армянский тип.