Мораль из прошлого Нестяжание

Александр Царёв
Нестяжание
Из очень древних времён, до нас дошла народная мудрость: Богат не тот, кто много имеет, а тот, кому достаточно того, что он имеет.
Маниакальное стремление к необузданному потреби­тельству, вот отличительная черта нашего времени. Конечно, если люди вдруг откажутся от многих благ нашего мира, например, для того, чтобы любым способом спасти гибнущую экологию нашей планеты,  и начнут довольствоваться немногим, из всего предлага­емого торговлей, то исчезнут многие промышленные отрасли или сведутся к минимуму. Резко падут валовые продукты стран. Ведь многие из западных стран, создав фетиш потребительства, ис­черпали свои сырьевые запасы и вынуждены, чтобы удовлетворить своё население, ненасытного пожирателя всех благ, запускать руки в кладовые чужих стран. А это тоже работа для огромных корпораций, ведущих добычу и доставку сырья для других стран.
Но есть ли кто среди нас, желающие отказаться от благ и довольствоваться немногим? Есть, но их очень мало. Большинство такие, кто хотел бы укрыться в шикарных квартирах и машинах, бомбоубежищах или в самых отдалённых уголках нашей планеты и наблюдать, дыша очищенным кондиционером воздухом, как остальные корчатся в смертельных судорогах, задыхаясь от смога. От того смога, который выбрасывается в окружающую среду кон­диционерами, автомобилями, самолётами, фабриками и заводами. Видимо, каждый лелеет в душе надежду, что его и близких обойдут несчастья от гибнущей экологии.
Но напрасно люди надеются избежать всевидящего ока не­отвратимого суда, где совесть человека заговорит, не спрашивая его самого и расскажет обо всех его же прегрешениях, которые окажутся на всеобщем обозрении. И всякий грех будет ложиться камнем на ноги грешника, лишая его надежды пойти по дороге счастливого и светлого бытия. И поздно будет подумать о раская­нии и не у кого просить прощения, ибо все, у кого душа не обреме­нена прегрешениями, уже уйдут в недосягаемый для грешников путь к светлому и вечному счастью.
В современном понимании термина «нестяжание», скрыт не­много другой смысл, нежели просто отказаться посвящать свою жизнь собиранию огромных материальных ценностей. Это - разум­ная скромность, цель которой стараться предпринимать как можно меньше деятельности, которая наносит ущерб окружающей среде.
В самом деле, человек уже не сможет обходиться без промышленного производства, которое в какой-то мере наносит ущерб окружающей среде, но можно сводить к минимуму такой ущерб, постараться найти менее вредные технологии или стреми­ться полностью утилизировать отходы производства.
Может быть, люди поймут важность для всего мира отрица­ния стяжательства и необузданного потребительства и перестанут завистливо вздыхать, думая о том, сколько есть богатств у других? И тогда разумная скромность восторжествует, позволяя человече­ству наслаждаться простыми, но доступными всем благами нашей планеты.
Мы рассмотрели две (нестяжание и скромность) духовные субстанции религиозного прошлого, которое кануло в лету. Осталь­ные, противопоставляемые семи смертным грехам: целомудрие, смирение, воздержание, кротость, трезвение, безнадёжно устаре­ли для современного человека. Они изложены так, что выглядят недоступным современному восприятию, анахронизмом. Как ми­нимум, они должны были бы церковью модернизироваться в соот­ветствии с восприятием жизни современным человеком. Например, целомудрие. В прошлые века было принято рано создавать семью, сразу же по достижении молодыми людьми половой зрелости. Де­вушек часто выдавали замуж в 16-17 лет, парни женились в 18-19 лет. Целомудрие легко было сохранять, особенно, учитывая факт непрерывной занятости населения. Жизнь в те годы, для успеш­ного существования, требовала упорного ежедневного труда. Со­ответственно, молодые люди находились на виду у взрослых, кото­рые жёстко пресекали поведение вне сложившихся традиций. Сегодня, во времена безудержно развивающегося прогресса науки и техники, молодёжи приходится много и долго учиться, потом проходить практику и пытаться начать карьеру. И только между 25 и 30 годами, а иногда и позже, молодые люди пытаются создать семью.
В прежние века, когда всё было однозначно и люди, вступающие в брак рассматривались с одного-двух критериев, здо­ровья и благосостояния, жизнь молодых направлялась в одно русло-рождение детей и создания материальной базы для успеш­ного существования молодой семьи. Сейчас-же, когда жизнь людей сопровождают немыслимые сложности, государство сотрясают ужасные катаклизмы, правительство ни за что не несёт никакой от­ветственности, молодым сложно сразу сориентироваться в обще­стве. Поэтому и придуманы такие формы брака, как гостевой или гражданский. О каком целомудрии может идти речь в современном обществе при так складывающихся обстоятельствах существова­ния человека? Вдобавок ко всему, молодёжь очень много проводит время в неконтролируемой праздности. В такое время можно легко попасть под влияние отрицательных типов, имеющих склонность к преступному поведению. Отсюда и преступность среди молодёжи.
Смирение. Это - понятие, как и само слово также вышло из употребления в современном обществе. Наш век, не только век прогресса науки и техники, но и время борьбы и конкуренции личностей, во время их становления в период определения своего места в обществе. Какое смирение может воспринимать современный человек в такой об­становке?  И вообще, смириться с кем и чем? С фашистами, при­ходившими со смертью на нашу землю; со стяжателями и кредиторами, сдирающих с человека всё возможное, эксплуатируя его самым нещадным образом, в стремлении собрать несметные со­кровища и завладеть миром; с иностранцами, стремящимися вон­зить щупальца в природные богатства, принадлежащие нашему народу; с сектами, ордами хлынувшими на просторы нашей Роди­ны, с целью духовного порабощения морально и политически неустойчивых личностей; с коррупцией, непобедимой ржавчиной разъедающей совесть чиновников или с собственным нежеланием бороться со всеми этими явлениями?
Смириться и вручить свою судьбу кому угодно, только не своей совести, потому что в последнем случае скалы заплачут водопадами слёз от нашего патологического смиренного равнодушия, которое обуяло всё живое на просторах нашей Родины? Почему? Видимо потому, что так всем удобно.
Конечно, смирение должно противопоставляться гордыне, однако, кто из сегодня живущих, может с уверенностью ответить не только на вопросы: что такое гордыня и смирение, но и убедить собеседника, что эти важнейшие нравственные категории имеют в современном обществе важное значение?
Всем нам нередко встречаются люди, не совсем воспитанные. Они, находясь в окружении совершенно незнакомых людей, не про­сто громко хохочут - ржут как лошади, брызгая находящимся рядом слюной в лицо, матерятся, сквернословят, не очень культур­но выражаются, употребляя нескромные и эстетически неприлич­ные слова. Люди громко разговаривают, шумно себя ведут, сплёвы­вают себе и окружающим под ноги, бросают мусор где попало, бро­дят по улицам в нетрезвом состоянии, курят табак и прочую не­потребность, невзирая на окружающих, в том числе на женщин и детей. Даже те, из современных людей, кто посещает церковь, и имеет представление о Заповедях, добродетелях, смертных и страстных грехах, не применяют свои знания в жизни, что уж гово­рить о непосвящённых?
Почему же мы, даже зная о пагубности смертных и страстных грехов, игнорируем традиционную возможность стать лучше и вы­соконравственнее?
Ответ должен быть следующим: «Каждый человек, рождаясь, имеет душу «чистого листа» в которую должны были бы быть «вписаны» нравственные категории, соответствующие духу време­ни, традициям народа и уровню его культуры».
Разумеется, «вписывать» в душу те или иные нравственные категории должны: родители - семья, школа - институты, религиоз­ные центры - общественные организации. Однако, почему-то полу­чается, что в душу подростка «вписывается» не то, что нужно для должного становления нормальных духовных качеств. И, вместо человека, имеющего положительно развитые духовные качества, мы имеем неуверенную в себе личность, плохо разбирающуюся в событиях, происходящих в окружающем мире. И потому становя­щуюся лёгкой добычей всяких ловцов заблудших душ человече­ских.
Стоит обратить внимание на толкование религиозно-культур­ных понятий представителями духовенства. Они, эти толкования таковы, что недоступны пониманию простому человеку.
Какую страницу вы бы ни открыли, пытаясь найти ответ на вопрос: «Что такое смирение», вы везде найдёте вольные и произ­вольные толкования этого понятия. Основные толкования таковы: «Смирение - это благодать, поскольку оно даётся Святым Духом». Позвольте не согласиться с таким утверждением, поскольку оно позволяет пренебрегать этим важным нравственным качеством всякому человеку, пожелавшему игнорировать возможность сде­латься более высоконравственным. Так как любой человек может отговориться, под предлогом, дескать, как ни старался стать сми­ренным, благодать Святого Духа так и не снизошла. Поэтому, каж­дый человек может объявить себя свободным от моральных обяза­тельств, так как Господь не «присылает» ему благодать, не смотря на все старания «страждущего».
А вот если занять совершенно иную позицию, чем ту, которая предлагается современными знатоками духовной жизни, предпо­лагающих достижения Благодати только как дара Богом человеку. Например, если вера в существование истин Божьих неоспорима, то старание каждого постичь эти истины, является личной инициа­тивой ищущего человека, но никак не случайностью, благодаря которой некто стал избранным для обретения Благодати. Если Иисус Христос явился нам как посланник Бога, чтобы указать свет­лый путь к познанию высоких духовных истин, то человек, для которого предписаны эти истины, не приходит к ним случайно, он постигает их в результате своих усилий, совершая нелёгкий путь к духовному просветлению и обретению Благодати. То есть, Благодать - это не халява, полученная тем или иным человеком по чьей-то прихоти, но награда за определённый и нелёгкий путь, проделанный ищущим во время духовных исканий.
Вот так, каждый человек, приходящий в наш светлый мир, наблюдает хаос понятий, законов и закономерностей, калейдо­скопичность событий и явлений, не всегда постижимый смысл по­ступков людей. Как такому человеку, не имеющему опыта и прак­тики, различить добро и зло, истину и ложь, Бога и самозванца? Казалось бы, можно указать на тот факт, что любой человек рожда­ется среди людей, имеющих опыт, традиции, культуру и интеллек­туальные наработки полученные во время изучения закономерно­стей существования общества, почему же воспитательные процес­сы применяемые к каждому новому человеку не дают должного результата? Почему же в каждом поколении находится масса лю­дей не только не усваивающих простые истины, но и отрицающие их положительность и необходимость?
Если мы обратим внимание на советы весьма сведущих и благочестивых людей, например, как стать смиренным, то обна­ружим, что смирение предлагается каждому, кто соглашается вы­полнять весьма определённые действия. Например: безропотно принимать обиды и несправедливости, стараться как можно мень­ше говорить, всегда уступать в споре, даже если вы правы…
Прежде всего, хотелось бы отметить, что любые подобные предложения о достижении благодати, выглядят несколько не­естественно. Почему? Да потому, что невозможно стать «частично добродетельным». То есть, невозможно стать смиренным, терпе­ливо сносить обиды и несправедливости, меньше говорить, уступать в споре и тому подобное, если человек не готов принять все добродетели в комплексе.
Да и то, если разобраться, почему человек не готов принять все добродетели в комплексе, или даже, пусть это будет возможно, стать «частично добродетельным», то мы придём к весьма опре­делённому выводу, который будет гласить о том, что любая лич­ность, прежде чем устремить свою душу к обретению благодати, должна, как минимум, получить нормальное мирское или граж­данское воспитание.
Иначе любой идиот или преступник может объявлять себя по­лучившим Благодать в виде смирения. А как же весь негативный моральный облик? Он смирению не помешает?
Что такое нормальное мирское или гражданское воспитание?
Можно ли задуматься о том, почему люди не совсем культур­но ведут себя на улицах и вообще, в общественных местах? Почему выражаются нецензурно не только мужчины в нетрезвом состоя­нии, но и люди трезвые, подростки, девушки и женщины?
Если задуматься об этих проблемах, то ответ получится следующим: люди, выражающиеся нецензурно, находятся в состоя­нии «эмоциональной распущенности». 
Конечно, нельзя запрещать смеяться, хохотать и, даже ржать от души. Возможно, именно так люди входят в состояние расслаб­ленности, некой прострации, позволяющей человеку расслабиться, отдохнуть от напряжённости. Однако, всё же вульгарное поведе­ние не должно проявляться в общественных местах. То, что позво­лено в кругу друзей, не должно выноситься на улицу.
Поэтому, очень маловероятно, чтобы советы мудрого челове­ка пригодились неподготовленному к их восприятию как руковод­ство к деятельности.
Разве можно предположить, чтобы человек, имея даже не тёмную, но душу табуированную, мог, без осознания морально-эти­ческих категорий, устремиться к состоянию просветлённости? Конечно же, нет. Каждый человек, каким бы одарённым он бы ни был, должен пройти определённый путь духовного совершенство­вания и, конечно, усвоить те простые гражданские истины, без которых невозможно становление личности высокой культуры. К простым гражданским истинам относятся, прежде всего, манеры человека, проявляющиеся в его поведении в семье и обществе. Умение не только разговаривать, но и обладать достаточным сло­варным запасом, обеспечивающим человеку возможность общать­ся с разными категориями людей: детьми, женщинами и мужчи­нами, пожилыми, государственными служащими и коллегами по работе. Знать достаточно: о культуре своего народа и народов мира, науках, литературе и искусстве.
Так что же такое смирение в современном понимании?
В понимании гражданского смысла этого слова, нужно определить, что человек, постигший основные простые гражданские истины, может начать совершенствование своего духовного мира восприя­тием более сложных духовных достижений духовников человече­ства, в числе которых числится и смирение. И неважно, кого взяли в качестве примера для себя: святого, сподвижника от религии, дея­теля культуры, философа или литератора, подойдёт любой, на кого можно ориентироваться в сложном и необъятном духовном мире. Лишь бы он, воспринимаемый ориентир достиг достаточно: в познании самого себя, своего духовного мира, границ возможно­стей и способов их расширения, совершенствовании личного мо­рально-этического уровня.
Имея для себя примеры, поданные другими людьми, человек видит, что в мире существуют светлое и возвышенное в противовес низменным и животным инстинктам и можно идти по пути до­стижения успехов в совершенствовании того, чем человечество одарила природа - души и духовного мира.
В жизни каждого ищущего пути совершенствования своего духовного мира наступает время, когда он овладевает простыми гражданскими истинами, восполняя, таким образом, недостатки воспитания, неважно по какой причине недополученного, становится эмоционально воздержанным и приобретает необхо­димые навыки поведения в семье и обществе, тогда же можно и задуматься о духовных целях более высокого порядка, в том числе и о смирении.
Конечно, не обязательно называть смирением общее состоя­ние духовного просвещения, ведь, как уже указывалось выше, не­возможно быть «частично добродетельным». Стать духовно про­свещённым можно только в комплексном освоении высоких духов­ных материй. Когда человек, перешагнувший в своём совершенствовании границы воспринятых гражданских истин, на­чинает движение к «духовному просветлению», он, обуздавший свою эмоциональную невоздержанность, посредством осознания пагубности вспышек гнева, нецензурщины, оскорбительности же­стов, небрежности и невежества, возвышается над прежним состоя­нием первоначальной «культуры осознанного поведения» и смотрит на поведение других, подобно тому, как птицы видят лю­дей с высоты птичьего полёта. Идущий к просветлению души пре­красно понимает поведение другого человека, потому, что ему самому пришлось долго работать над совершенствованием своего духовного мира, чтобы появилась надежда преодолеть границы обыденности, в пределах которой пребывает душа простого че­ловека. И когда просветлённый сталкивается с эмоциональной не­воздержанностью, проявляемой со стороны другого человека, то он не реагирует на выплески гнева или хамства. Обладая высоким знанием пагубности несдержанного поведения, просветлённый не только не позволяет себе реагировать на агрессию со стороны другого человека, ему даже не приходится сдерживать себя, по­скольку он имеет совершенно иные стандарты поведения. Эти вы­сокие стандарты поведения, помогающие просветлённому возвы­ситься над обыденностью и есть Благодать, но для гражданского человека, она является в форме благочестия.
Если же человек устремил свою душу в общее русло духов­ного мира, стремящихся познать истины Божьи и пытается полу­чить Благодать от Бога, то и здесь каждому стремящемуся придёт­ся приложить немало трудов, чтобы достичь искомого. И также, как и с познающими гражданские истины, стремящемуся получить благодать, необходимо найти ответы на многие вопросы, ка­сающихся того, почему люди поступают так, а не иначе, и разо­браться в мотивах своих поступков. Только так можно не только самостоятельно получить ответы на вопросы насущные, но и научи­ться самому разбираться в проблемах человека и общества.
В случае, если человек идёт вслепую, полагаясь только на советы другого человека, пусть даже очень осведомлённого, само­стоятельно не добиваясь ответов на вопросы, непременно возни­кающие перед всяким, желающим продвинуться вперёд, то рано или поздно, такого доверчивого можно обмануть лжеистинами, которые процветают грибковой плесенью везде, где это возможно.
Как уже неоднократно упоминалось, человек, самостоятель­но решающий сложные вопросы духовного бытия, не может быть «частично благочестивым». Продвигаясь вперёд, посредством осо­знания проблем, возникающих перед ищущим, человек начинает понимать необходимость радикального изменения сущности своего поведения осваивая духовные истины комплексно. То есть, он не становится сначала «смиренным», потом «кротким» и «воздержанным». Движущийся к просветлению души, одновремен­но становится и смиренным, и кротким, и воздержанным. Такой че­ловек, подтверждающий свои устремления к обретению благодати на протяжении длительного времени, получает Благодать от Бога, непременно.
Воздержание, кротость и трезвение. Как выше было показано, эти духовные субстанции прошлой жизни, стали сомнительными и безнадёжно устарели, поэтому о них можно благополучно забыть. Но это не значит, что в нашей жизни нет места другим духовным субстанциям, более высокого уровня и содержания, которые и заменят прежние, устаревшие.