Нестяжание
Из очень древних времён, до нас дошла народная мудрость: Богат не тот, кто много имеет, а тот, кому достаточно того, что он имеет.
Маниакальное стремление к необузданному потребительству, вот отличительная черта нашего времени. Конечно, если люди вдруг откажутся от многих благ нашего мира, например, для того, чтобы любым способом спасти гибнущую экологию нашей планеты, и начнут довольствоваться немногим, из всего предлагаемого торговлей, то исчезнут многие промышленные отрасли или сведутся к минимуму. Резко падут валовые продукты стран. Ведь многие из западных стран, создав фетиш потребительства, исчерпали свои сырьевые запасы и вынуждены, чтобы удовлетворить своё население, ненасытного пожирателя всех благ, запускать руки в кладовые чужих стран. А это тоже работа для огромных корпораций, ведущих добычу и доставку сырья для других стран.
Но есть ли кто среди нас, желающие отказаться от благ и довольствоваться немногим? Есть, но их очень мало. Большинство такие, кто хотел бы укрыться в шикарных квартирах и машинах, бомбоубежищах или в самых отдалённых уголках нашей планеты и наблюдать, дыша очищенным кондиционером воздухом, как остальные корчатся в смертельных судорогах, задыхаясь от смога. От того смога, который выбрасывается в окружающую среду кондиционерами, автомобилями, самолётами, фабриками и заводами. Видимо, каждый лелеет в душе надежду, что его и близких обойдут несчастья от гибнущей экологии.
Но напрасно люди надеются избежать всевидящего ока неотвратимого суда, где совесть человека заговорит, не спрашивая его самого и расскажет обо всех его же прегрешениях, которые окажутся на всеобщем обозрении. И всякий грех будет ложиться камнем на ноги грешника, лишая его надежды пойти по дороге счастливого и светлого бытия. И поздно будет подумать о раскаянии и не у кого просить прощения, ибо все, у кого душа не обременена прегрешениями, уже уйдут в недосягаемый для грешников путь к светлому и вечному счастью.
В современном понимании термина «нестяжание», скрыт немного другой смысл, нежели просто отказаться посвящать свою жизнь собиранию огромных материальных ценностей. Это - разумная скромность, цель которой стараться предпринимать как можно меньше деятельности, которая наносит ущерб окружающей среде.
В самом деле, человек уже не сможет обходиться без промышленного производства, которое в какой-то мере наносит ущерб окружающей среде, но можно сводить к минимуму такой ущерб, постараться найти менее вредные технологии или стремиться полностью утилизировать отходы производства.
Может быть, люди поймут важность для всего мира отрицания стяжательства и необузданного потребительства и перестанут завистливо вздыхать, думая о том, сколько есть богатств у других? И тогда разумная скромность восторжествует, позволяя человечеству наслаждаться простыми, но доступными всем благами нашей планеты.
Мы рассмотрели две (нестяжание и скромность) духовные субстанции религиозного прошлого, которое кануло в лету. Остальные, противопоставляемые семи смертным грехам: целомудрие, смирение, воздержание, кротость, трезвение, безнадёжно устарели для современного человека. Они изложены так, что выглядят недоступным современному восприятию, анахронизмом. Как минимум, они должны были бы церковью модернизироваться в соответствии с восприятием жизни современным человеком. Например, целомудрие. В прошлые века было принято рано создавать семью, сразу же по достижении молодыми людьми половой зрелости. Девушек часто выдавали замуж в 16-17 лет, парни женились в 18-19 лет. Целомудрие легко было сохранять, особенно, учитывая факт непрерывной занятости населения. Жизнь в те годы, для успешного существования, требовала упорного ежедневного труда. Соответственно, молодые люди находились на виду у взрослых, которые жёстко пресекали поведение вне сложившихся традиций. Сегодня, во времена безудержно развивающегося прогресса науки и техники, молодёжи приходится много и долго учиться, потом проходить практику и пытаться начать карьеру. И только между 25 и 30 годами, а иногда и позже, молодые люди пытаются создать семью.
В прежние века, когда всё было однозначно и люди, вступающие в брак рассматривались с одного-двух критериев, здоровья и благосостояния, жизнь молодых направлялась в одно русло-рождение детей и создания материальной базы для успешного существования молодой семьи. Сейчас-же, когда жизнь людей сопровождают немыслимые сложности, государство сотрясают ужасные катаклизмы, правительство ни за что не несёт никакой ответственности, молодым сложно сразу сориентироваться в обществе. Поэтому и придуманы такие формы брака, как гостевой или гражданский. О каком целомудрии может идти речь в современном обществе при так складывающихся обстоятельствах существования человека? Вдобавок ко всему, молодёжь очень много проводит время в неконтролируемой праздности. В такое время можно легко попасть под влияние отрицательных типов, имеющих склонность к преступному поведению. Отсюда и преступность среди молодёжи.
Смирение. Это - понятие, как и само слово также вышло из употребления в современном обществе. Наш век, не только век прогресса науки и техники, но и время борьбы и конкуренции личностей, во время их становления в период определения своего места в обществе. Какое смирение может воспринимать современный человек в такой обстановке? И вообще, смириться с кем и чем? С фашистами, приходившими со смертью на нашу землю; со стяжателями и кредиторами, сдирающих с человека всё возможное, эксплуатируя его самым нещадным образом, в стремлении собрать несметные сокровища и завладеть миром; с иностранцами, стремящимися вонзить щупальца в природные богатства, принадлежащие нашему народу; с сектами, ордами хлынувшими на просторы нашей Родины, с целью духовного порабощения морально и политически неустойчивых личностей; с коррупцией, непобедимой ржавчиной разъедающей совесть чиновников или с собственным нежеланием бороться со всеми этими явлениями?
Смириться и вручить свою судьбу кому угодно, только не своей совести, потому что в последнем случае скалы заплачут водопадами слёз от нашего патологического смиренного равнодушия, которое обуяло всё живое на просторах нашей Родины? Почему? Видимо потому, что так всем удобно.
Конечно, смирение должно противопоставляться гордыне, однако, кто из сегодня живущих, может с уверенностью ответить не только на вопросы: что такое гордыня и смирение, но и убедить собеседника, что эти важнейшие нравственные категории имеют в современном обществе важное значение?
Всем нам нередко встречаются люди, не совсем воспитанные. Они, находясь в окружении совершенно незнакомых людей, не просто громко хохочут - ржут как лошади, брызгая находящимся рядом слюной в лицо, матерятся, сквернословят, не очень культурно выражаются, употребляя нескромные и эстетически неприличные слова. Люди громко разговаривают, шумно себя ведут, сплёвывают себе и окружающим под ноги, бросают мусор где попало, бродят по улицам в нетрезвом состоянии, курят табак и прочую непотребность, невзирая на окружающих, в том числе на женщин и детей. Даже те, из современных людей, кто посещает церковь, и имеет представление о Заповедях, добродетелях, смертных и страстных грехах, не применяют свои знания в жизни, что уж говорить о непосвящённых?
Почему же мы, даже зная о пагубности смертных и страстных грехов, игнорируем традиционную возможность стать лучше и высоконравственнее?
Ответ должен быть следующим: «Каждый человек, рождаясь, имеет душу «чистого листа» в которую должны были бы быть «вписаны» нравственные категории, соответствующие духу времени, традициям народа и уровню его культуры».
Разумеется, «вписывать» в душу те или иные нравственные категории должны: родители - семья, школа - институты, религиозные центры - общественные организации. Однако, почему-то получается, что в душу подростка «вписывается» не то, что нужно для должного становления нормальных духовных качеств. И, вместо человека, имеющего положительно развитые духовные качества, мы имеем неуверенную в себе личность, плохо разбирающуюся в событиях, происходящих в окружающем мире. И потому становящуюся лёгкой добычей всяких ловцов заблудших душ человеческих.
Стоит обратить внимание на толкование религиозно-культурных понятий представителями духовенства. Они, эти толкования таковы, что недоступны пониманию простому человеку.
Какую страницу вы бы ни открыли, пытаясь найти ответ на вопрос: «Что такое смирение», вы везде найдёте вольные и произвольные толкования этого понятия. Основные толкования таковы: «Смирение - это благодать, поскольку оно даётся Святым Духом». Позвольте не согласиться с таким утверждением, поскольку оно позволяет пренебрегать этим важным нравственным качеством всякому человеку, пожелавшему игнорировать возможность сделаться более высоконравственным. Так как любой человек может отговориться, под предлогом, дескать, как ни старался стать смиренным, благодать Святого Духа так и не снизошла. Поэтому, каждый человек может объявить себя свободным от моральных обязательств, так как Господь не «присылает» ему благодать, не смотря на все старания «страждущего».
А вот если занять совершенно иную позицию, чем ту, которая предлагается современными знатоками духовной жизни, предполагающих достижения Благодати только как дара Богом человеку. Например, если вера в существование истин Божьих неоспорима, то старание каждого постичь эти истины, является личной инициативой ищущего человека, но никак не случайностью, благодаря которой некто стал избранным для обретения Благодати. Если Иисус Христос явился нам как посланник Бога, чтобы указать светлый путь к познанию высоких духовных истин, то человек, для которого предписаны эти истины, не приходит к ним случайно, он постигает их в результате своих усилий, совершая нелёгкий путь к духовному просветлению и обретению Благодати. То есть, Благодать - это не халява, полученная тем или иным человеком по чьей-то прихоти, но награда за определённый и нелёгкий путь, проделанный ищущим во время духовных исканий.
Вот так, каждый человек, приходящий в наш светлый мир, наблюдает хаос понятий, законов и закономерностей, калейдоскопичность событий и явлений, не всегда постижимый смысл поступков людей. Как такому человеку, не имеющему опыта и практики, различить добро и зло, истину и ложь, Бога и самозванца? Казалось бы, можно указать на тот факт, что любой человек рождается среди людей, имеющих опыт, традиции, культуру и интеллектуальные наработки полученные во время изучения закономерностей существования общества, почему же воспитательные процессы применяемые к каждому новому человеку не дают должного результата? Почему же в каждом поколении находится масса людей не только не усваивающих простые истины, но и отрицающие их положительность и необходимость?
Если мы обратим внимание на советы весьма сведущих и благочестивых людей, например, как стать смиренным, то обнаружим, что смирение предлагается каждому, кто соглашается выполнять весьма определённые действия. Например: безропотно принимать обиды и несправедливости, стараться как можно меньше говорить, всегда уступать в споре, даже если вы правы…
Прежде всего, хотелось бы отметить, что любые подобные предложения о достижении благодати, выглядят несколько неестественно. Почему? Да потому, что невозможно стать «частично добродетельным». То есть, невозможно стать смиренным, терпеливо сносить обиды и несправедливости, меньше говорить, уступать в споре и тому подобное, если человек не готов принять все добродетели в комплексе.
Да и то, если разобраться, почему человек не готов принять все добродетели в комплексе, или даже, пусть это будет возможно, стать «частично добродетельным», то мы придём к весьма определённому выводу, который будет гласить о том, что любая личность, прежде чем устремить свою душу к обретению благодати, должна, как минимум, получить нормальное мирское или гражданское воспитание.
Иначе любой идиот или преступник может объявлять себя получившим Благодать в виде смирения. А как же весь негативный моральный облик? Он смирению не помешает?
Что такое нормальное мирское или гражданское воспитание?
Можно ли задуматься о том, почему люди не совсем культурно ведут себя на улицах и вообще, в общественных местах? Почему выражаются нецензурно не только мужчины в нетрезвом состоянии, но и люди трезвые, подростки, девушки и женщины?
Если задуматься об этих проблемах, то ответ получится следующим: люди, выражающиеся нецензурно, находятся в состоянии «эмоциональной распущенности».
Конечно, нельзя запрещать смеяться, хохотать и, даже ржать от души. Возможно, именно так люди входят в состояние расслабленности, некой прострации, позволяющей человеку расслабиться, отдохнуть от напряжённости. Однако, всё же вульгарное поведение не должно проявляться в общественных местах. То, что позволено в кругу друзей, не должно выноситься на улицу.
Поэтому, очень маловероятно, чтобы советы мудрого человека пригодились неподготовленному к их восприятию как руководство к деятельности.
Разве можно предположить, чтобы человек, имея даже не тёмную, но душу табуированную, мог, без осознания морально-этических категорий, устремиться к состоянию просветлённости? Конечно же, нет. Каждый человек, каким бы одарённым он бы ни был, должен пройти определённый путь духовного совершенствования и, конечно, усвоить те простые гражданские истины, без которых невозможно становление личности высокой культуры. К простым гражданским истинам относятся, прежде всего, манеры человека, проявляющиеся в его поведении в семье и обществе. Умение не только разговаривать, но и обладать достаточным словарным запасом, обеспечивающим человеку возможность общаться с разными категориями людей: детьми, женщинами и мужчинами, пожилыми, государственными служащими и коллегами по работе. Знать достаточно: о культуре своего народа и народов мира, науках, литературе и искусстве.
Так что же такое смирение в современном понимании?
В понимании гражданского смысла этого слова, нужно определить, что человек, постигший основные простые гражданские истины, может начать совершенствование своего духовного мира восприятием более сложных духовных достижений духовников человечества, в числе которых числится и смирение. И неважно, кого взяли в качестве примера для себя: святого, сподвижника от религии, деятеля культуры, философа или литератора, подойдёт любой, на кого можно ориентироваться в сложном и необъятном духовном мире. Лишь бы он, воспринимаемый ориентир достиг достаточно: в познании самого себя, своего духовного мира, границ возможностей и способов их расширения, совершенствовании личного морально-этического уровня.
Имея для себя примеры, поданные другими людьми, человек видит, что в мире существуют светлое и возвышенное в противовес низменным и животным инстинктам и можно идти по пути достижения успехов в совершенствовании того, чем человечество одарила природа - души и духовного мира.
В жизни каждого ищущего пути совершенствования своего духовного мира наступает время, когда он овладевает простыми гражданскими истинами, восполняя, таким образом, недостатки воспитания, неважно по какой причине недополученного, становится эмоционально воздержанным и приобретает необходимые навыки поведения в семье и обществе, тогда же можно и задуматься о духовных целях более высокого порядка, в том числе и о смирении.
Конечно, не обязательно называть смирением общее состояние духовного просвещения, ведь, как уже указывалось выше, невозможно быть «частично добродетельным». Стать духовно просвещённым можно только в комплексном освоении высоких духовных материй. Когда человек, перешагнувший в своём совершенствовании границы воспринятых гражданских истин, начинает движение к «духовному просветлению», он, обуздавший свою эмоциональную невоздержанность, посредством осознания пагубности вспышек гнева, нецензурщины, оскорбительности жестов, небрежности и невежества, возвышается над прежним состоянием первоначальной «культуры осознанного поведения» и смотрит на поведение других, подобно тому, как птицы видят людей с высоты птичьего полёта. Идущий к просветлению души прекрасно понимает поведение другого человека, потому, что ему самому пришлось долго работать над совершенствованием своего духовного мира, чтобы появилась надежда преодолеть границы обыденности, в пределах которой пребывает душа простого человека. И когда просветлённый сталкивается с эмоциональной невоздержанностью, проявляемой со стороны другого человека, то он не реагирует на выплески гнева или хамства. Обладая высоким знанием пагубности несдержанного поведения, просветлённый не только не позволяет себе реагировать на агрессию со стороны другого человека, ему даже не приходится сдерживать себя, поскольку он имеет совершенно иные стандарты поведения. Эти высокие стандарты поведения, помогающие просветлённому возвыситься над обыденностью и есть Благодать, но для гражданского человека, она является в форме благочестия.
Если же человек устремил свою душу в общее русло духовного мира, стремящихся познать истины Божьи и пытается получить Благодать от Бога, то и здесь каждому стремящемуся придётся приложить немало трудов, чтобы достичь искомого. И также, как и с познающими гражданские истины, стремящемуся получить благодать, необходимо найти ответы на многие вопросы, касающихся того, почему люди поступают так, а не иначе, и разобраться в мотивах своих поступков. Только так можно не только самостоятельно получить ответы на вопросы насущные, но и научиться самому разбираться в проблемах человека и общества.
В случае, если человек идёт вслепую, полагаясь только на советы другого человека, пусть даже очень осведомлённого, самостоятельно не добиваясь ответов на вопросы, непременно возникающие перед всяким, желающим продвинуться вперёд, то рано или поздно, такого доверчивого можно обмануть лжеистинами, которые процветают грибковой плесенью везде, где это возможно.
Как уже неоднократно упоминалось, человек, самостоятельно решающий сложные вопросы духовного бытия, не может быть «частично благочестивым». Продвигаясь вперёд, посредством осознания проблем, возникающих перед ищущим, человек начинает понимать необходимость радикального изменения сущности своего поведения осваивая духовные истины комплексно. То есть, он не становится сначала «смиренным», потом «кротким» и «воздержанным». Движущийся к просветлению души, одновременно становится и смиренным, и кротким, и воздержанным. Такой человек, подтверждающий свои устремления к обретению благодати на протяжении длительного времени, получает Благодать от Бога, непременно.
Воздержание, кротость и трезвение. Как выше было показано, эти духовные субстанции прошлой жизни, стали сомнительными и безнадёжно устарели, поэтому о них можно благополучно забыть. Но это не значит, что в нашей жизни нет места другим духовным субстанциям, более высокого уровня и содержания, которые и заменят прежние, устаревшие.