ПРЕПОДОБНЫЙ МАКСИМ ИСПОВЕДНИК
Главы о любви (сотницы)
СОТНИЦА I
1
Любовь есть
благое расположение души,
в соответствии с которым
она ничего из сущего
не предпочитает ведению Бога.
Но навык такой любви
невозможно приобрести тому,
кто имеет пристрастие
к чему-либо земному.
2
Любовь порождается бесстрастием,
бесстрастие – упованием на Бога,
упование – терпением
и великодушием,
они –
всеобъемлющим воздержанием,
воздержание – страхом Божиим,
а этот страх – верой в Господа.
3
Верующий Господу
боится [вечного] наказания;
боящийся наказания
воздерживается от страстей;
воздерживающийся от страстей
терпеливо переносит скорби;
терпеливо переносящий скорби
возымеет упование на Бога;
упование на Бога отрешает ум
от всякого земного пристрастия,
а отрешенный от этого ум
возымеет любовь к Богу.
4
Любящий Бога
предпочитает ведение Бога
всему сотворенному Им
и непрестанно
в любовном томлении
устремляется к этому ведению.
5
Если все сущие
произошли через Бога
и ради Бога,
и если Бог лучше сотворенного Им,
то покидающий
несравнимо лучшего Бога
и обращающий свое внимание
на [вещи] худшие показывает,
что он предпочитает Богу
сотворенное Им.
6
Кто имеет ум,
пригвожденный любовью к Богу,
тот презирает зримые [твари]
и само тело, как [нечто] чуждое ему.
7
Если душа лучше тела
и несравнимо лучше мира
сотворивший его Бог,
то предпочитающий душе тело
и Богу созданный Им мир
ничем не отличается
от идолослужителей.
8
Отделивший ум [свой]
от любви к Богу
и от усердного прилежания
[в молитвах] Ему,
привязавшийся этим умом
к чему-либо чувственному –
такой [человек] и является
предпочитающим душе тело
и Богу Творцу создания Его.
9
Если жизнь ума
есть просвещенность ведением,
а эта просвещенность рождается
любовью к Богу,
то правильно говорится,
что нет ничего выше любви к Богу.
10
Когда влечением любви
ум возносится к Богу,
тогда он совершенно не чувствует
ни самого себя,
ни что-либо из сущих.
Озаряемый
божественным беспредельным Светом,
он перестает ощущать
все тварное
подобно тому,
как и чувственное око
перестает видеть звезды,
когда восходит солнце.
...
Продолжение следует
...
(Публикуется частями, как и остальное).