Сотницы о Любви преподобного Максима Исповедника

Петр Боев
ПРЕПОДОБНЫЙ МАКСИМ ИСПОВЕДНИК

Главы о любви (сотницы)

СОТНИЦА I

1

Любовь есть

благое расположение души,

в соответствии с которым

она ничего из сущего

не предпочитает ведению Бога.

Но навык такой любви

невозможно приобрести тому,

кто имеет пристрастие

к чему-либо земному.


2


Любовь порождается бесстрастием,

бесстрастие – упованием на Бога,

упование – терпением

и великодушием,

они –

всеобъемлющим воздержанием,

воздержание – страхом Божиим,

а этот страх – верой в Господа.


3


Верующий Господу

боится [вечного] наказания;

боящийся наказания

воздерживается от страстей;

воздерживающийся от страстей

терпеливо переносит скорби;

терпеливо переносящий скорби

возымеет упование на Бога;

упование на Бога отрешает ум

от всякого земного пристрастия,

а отрешенный от этого ум

возымеет любовь к Богу.


4


Любящий Бога

предпочитает ведение Бога

всему сотворенному Им

и непрестанно

в любовном томлении

устремляется к этому ведению.


5


Если все сущие

произошли через Бога

и ради Бога,

и если Бог лучше сотворенного Им,

то покидающий

несравнимо лучшего Бога

и обращающий свое внимание

на [вещи] худшие показывает,

что он предпочитает Богу

сотворенное Им.


6


Кто имеет ум,

пригвожденный любовью к Богу,

тот презирает зримые [твари]

и само тело, как [нечто] чуждое ему.


7


Если душа лучше тела

и несравнимо лучше мира

сотворивший его Бог,

то предпочитающий душе тело

и Богу созданный Им мир

ничем не отличается

от идолослужителей.


8


Отделивший ум [свой]

от любви к Богу

и от усердного прилежания

[в молитвах] Ему,

привязавшийся этим умом

к чему-либо чувственному –

такой [человек] и является

предпочитающим душе тело

и Богу Творцу создания Его.


9


Если жизнь ума

есть просвещенность ведением,

а эта просвещенность рождается

любовью к Богу,

то правильно говорится,

что нет ничего выше любви к Богу.


10


Когда влечением любви

ум возносится к Богу,

тогда он совершенно не чувствует

ни самого себя,

ни что-либо из сущих.

Озаряемый

божественным беспредельным Светом,

он перестает ощущать

все тварное

подобно тому,

как и чувственное око

перестает видеть звезды,

когда восходит солнце.


...

Продолжение следует

...

(Публикуется частями, как и остальное).