Первые сведения о наличии христиан в Киеве

Новосельцев Григорий Петрович
Впервые о наличии христиан в Киеве в "Повести временных лет" говориться в 945 (944) году, когда описывается договор между Византией и Русью. Из летописи мы узнаем, что во времена княжения Игоря (877-945 гг., князь с 912 г.) в Киеве существовала община христиан-варягов, у которых была «церковь святаго Ильи, яже есть надъ Ручьемъ, кон;ц Пасыньц; бес;ды, и козар;: се б; сборная церкви, много б;ша варязы крестьяне» [1]. Возможно церковь находилась - где-то возле Почайны или возле ручья Крещатика. Возможно, церковь в общине была не одна – на это может указывать то, что летописец называет ее Соборной. Обращает на себя внимание и то, что в тексте договора крещеные варяги всегда упоминаются перед язычниками. По мнению Е. Е. Голубинского, христиане составляли тогда правящую "политическую партию", А князь Игорь тайно поддерживал христиан. Этот факт выглядит достаточно логичным, учитывая, что после смерти Игоря его жена Ольга открыто примет крещение в 954 году. К тому же и летопись гласит, что многие среди варягов были христиане [2].

Варяги-христиане в основном прибывали на наемную военную службу из Византии, где и принимали крещение, потому что на Руси перспективы грабить в военных походах были больше. От них крещение принимали и некоторые местные варяги. Славяне же относились к варягам и всему, что с ними связано, как к другому народу, поэтому массового крещения славян не происходило. Надо также отметить, что во времена Ольги община христиан могла уменьшиться из-за того, что страна несколько лет не воевала, доходы варягов (воинов-наемников) упали и они могли пойти искать себе более хлебного места [2].

Князь Святослав (940-972 гг., князь с 964 г.), В отличие от своих отцов, не питал симпатий к христианству, но и не был его гонителем. "Аще кто хотяше волею креститься, не браняху, но ругахуся тому", [1] – Вот так летописец описывает отношение князя и положение христиан во времена Святослава. То есть можно сделать вывод, что во времена Святослава даже были люди из окружения князя, которые принимали крещение, но относились к ним, как к людям второсортным [2].

Нет у нас сведений о том, как существовала христианская община во времена Ярополка (955-978 гг., князь с 972 г.). Но относительно того, что она существовала, нет никаких сомнений, да и в то, что князь, которого до 12 лет воспитывала княгиня Ольга, мог устроить большие гонения на христиан, верится сложно [2].

Как рассказывает летопись, в 983 году жребий на жертвоприношение упал на сына варяга Федора – Иоанна, который прибыл от греков и был тайным христианином (существовала ли в то время христианская община в Киеве, неизвестно, но скорее всего да). Федор, отказавшись выдать своего сына, был убит вместе с сыном язычниками [1].

Таким образом, христианство восточного обряда проникло в Киев еще задолго до официального крещения, но, к сожалению, письменные источники того периода до нас не дошли.

P.S. Еще до того, как в Киеве появились первые христианские общины, в Святых Горах (г. Святогорск) поселились первые монахи, которые, вероятно, бежали из Византии от иконоборческой ереси в VIII веке. Рассматривалась также версия возникновения монастыря в XIII веке, но недавно был найден документ XVIII века, который говорит о существовании мелового монастыря еще в XI веке [5].


Литература
1. Пов;сти временныхъ л;тъ, оригінал
2. Профессор Евгений Евсигнеевич Голубинский История Русской Церкви. Том 1. Часть 1
3. Профессор Антон Владимирович Карташёв Очерки по истории Русской Церкви. Том 1
4. М.Ю. Брайчевский Крещение Бравлина
5.

Не пропустите новы