загадочный мост

Сергей Чуприн
Некоторое время назад я был уверен, что район Красногорска, расположенный между морем и рекой Аинкой от протоки Рудановского, именуемый в народе как "Лесотарный" в честь одноимённого завода, при японцах был необитаем. И действительно, ни одной японской постройки на этой территории до самого озера Райтиси не только не сохранилось, о них вообще никто не упоминал. В том числе и про мост. Не было в Чиннае моста на лесотарный и точка.
                С чего всё начиналось
 Однажды, совсем недавно, в числе прочих мне попалась фотография моста через довольно широкую реку с подписью "...мост в приморском городке Чиннай..." за авторством Мартина Швинда. Сразу определить место, где сделано фото я не смог. В городе, как известно три реки, и как минимум две из них подходили по формату - Фур (Чёрная) и Томошигава (Аинская). Но! На тот момент уже точно было известно о практически всех мостах Чинная до 1945 года, и ничего подобного на реке Фур замечено не было, о чём свидетельствуют фотографии тех лет. Остаётся Томошигава. Но это ломало все изначальные представления о Чиннае с необитаемым "лесотарным".
                Что известно
  Известно, что на Лесотарный с 1950-х годов существовало два моста – «Горбатый» и «Висячий».
«Горбатый мост» был построен в середине 1950-х как технологический для проезда грузового автотранспорта в интересах производства с возможностью пропуска под мостом буксиров, сплавляющих лес из верховьев  Аинки через озеро к предприятиям и складам города с перспективой пропуска более крупных судов  (потому и «Горбатый»),  т.к. в это же время начались работы по устройству Красногорского морского порта на левом берегу реки. На правом берегу развернулось строительство довольно крупного предприятия (на тот момент крупнейшего на Дальнем востоке) по выпуску бочкотары – Лесотарный комбинат – ЛТК.
                Что интересно
«Висячий мост» был построен позже – в конце 1950-х и был сугубо пешеходным, т.к. «Горбатый мост» не был рассчитан на одновременное движение пешеходов и тяжёлых грузовиков. И здесь любопытно то, что и «Висячий» и «Горбатый» мосты соединяли левый берег непосредственно с территорией рабочей зоны комбината.  Почему так? А как же было до того? Как рабочие, жители (в том числе ученики) добирались до центра или в школы в 1950-х годах? Оказывается такое было возможно только в случае существования третьего(!) моста. Очевидно, это и был тот самый «загадочный» японский мост, о котором до сих пор нам не было ничего известно. Что и неудивительно, учитывая, что просуществовал он недолго.
                И где он был?
 Мы все знаем улицу Промышленную на Лесотарном. Начиналась она от ул. Вокзальной на левом берегу и упиралась в ул. Калинина на правом.  При строительстве комбината одновременно строилось и жильё. Одними из первых по обе стороны улицы Промышленной были построены длинные бараки (старожилы должны помнить), пара-тройка из которых  худо-бедно простояли до 1980-х годов.
И тут внимание! Улица Промышленная была, а моста – нет? Мосты «Горбатый» и позже «Висячий» находились южнее. Так не бывает. Значит, мост всё-таки был. И это не советский мост, построенный во второй половине 1960-х после закрытия «Горбатого», а тот самый японский «Загадочный мост». И находился он ровно на том же месте, где сегодня располагается современный.
Кто сомневается - посмотрите фото, сделанные практически из одной точки над(!) рекой Томошигава-Аинская, то есть с моста, с разницей в сто лет!
   PS
Теперь я уверен, что этот "загадочный мост" был первым мостом, соединяющим юг Сахалина-Карафуто с севером на западном побережье.
Не мост на Райтиси, а именно он. Почему? Фото Мартина Швинда датировано 1937 годом и уже тогда мост выглядел довольно ветхим. Лет двадцать ему на момент съёмки было как минимум. В таком виде жизни ему оставалось ещё лет двадцать, не более, как и случилось. А теперь глянем на мост Райтиси. Довольно монументальное сооружение с фермами. Подозреваю, его вообще строили как железнодорожный, хоть и в дереве.
А по нашему "Загадочному мосту" шла трасса из Чинная в Эсуторо (Углегорск), что не отменяет "необитаемость" лесотарного района в те годы.