Казачество европейской России и Кавказа в конце 19

Новосельцев Григорий Петрович
Казачество европейской России и Кавказа в конце 19 — начале 20 в.в. Особенности социально-демографического портрета - часть 2(4) Автор: Г.О. Мациевский На территории Европейской России располагались Войско Донское, Астраханское и Оренбургское казачьи войска. На территории Кавказа - Кубанское и Терское казачьи войска. Каков же был этнический, социальный и конфессиональный состав этих казачьих войск на рубеже XIX - XX вв.? Большинство российского казачества считалось русским, но в его составе имелись и представители других национальностей. В то же время необходимо учитывать, что в Российской Империи в документах граждан указывалась не национальность, а родной язык, что значительно затрудняет выявление различных этнических групп в составе казачьих сообществ. Одно из самых крупных и старых исторически сложившихся казачьих войск - Войско Донское (старшинство от 1570 г.) - не было этнически однородно. И.А. Аверин в монографической статье «Казаки», в частности, пишет о том, что ещё «в XVII в. среди донских казаков, особенно в низовьях Дона, находилось значительное количество украинцев, а также отмечены черкесы, татары, ногайцы». По данным, которые приводит А.В. Венков, в 1640-е гг. государство российское принимало активное участие в увеличении численности донцов, в том числе, и за счёт приглашения «на Дон служить за жалование против татар». «Черкасы, московские стрельцы, помещичьи крестьяне и сами татары сходились толпами...», в результате чего «за один только год Войско Донское было на треть разбавлено вольными из России». В самом начале XVIII в. произошли существенные изменения в составе населения. В 1708 г. в результате восстания Кондратия Булавина из 29 тыс. донских казаков до 23,5 тыс. погибло, а часть (2-5 тыс.) во главе с атаманом Игнатием Некрасой (Некрасовым) ушло на Кубань, а затем, в 1740 г., в Турцию. Казачье население сохранилось в основном в низовьях Дона. В течение всего XVIII в. состав донских казаков пополнялся русскими и украинскими крестьянами, а также казаками упраздненной Запорожской Сечи. Русские занимали среднее течение Дона и его притоки, украинцы - низовья. В 1770-е гг. в состав казаков были включены до 30 тыс. ногайцев и калмыков. В результате, на 1822 г. донских казаков насчитывалось 330 тыс. человек [11, 15-16]; на 1859 г. - уже 580 тыс. (среди них 21 тыс. - калмыки). Основная часть донских казаков говорила на южнорусском наречии, в низовьях Дона были распространены говоры, переходные от украинского к южнорусским. Большинство донцов являлись православными с небольшим количеством старообрядцев, среди калмыков пре¬обладали буддисты-махаяна. По данным Первой всеобщей переписи 1897 г. на территории области Войска Донского проживало всего 2575176 человек. Из них приписанных к войсковому казачьему сословию - 1026263 человека. По языку казачье население было представлено: русским языком - 996465 (97,09%), украинским - 2307 (0,22%), белорусским - 72 (0,04%), калмыцким - 27199 (2,65%) человек. От общего числа проживающих на территории войска: православных - 2330161, раскольников - 122617, армяно-григориан - 27551, ламаистов - 31943, единоверцев - 5636, прочих исповеданий - 56268 человек. В число последних включены католики, лютеране, сектанты, мусульмане и иудеи. К XX в. в этническом отношении донские казаки вобрали в себя разные элементы местного и пришлого населения: у «верховских» казаков (верховья Дона) преобладали русские, но была примесь восточных компонентов, у «ни- зовских» (низовья Дона) - украинцы. Терское казачье войско было образовано в 1860 г. из частей Кавказского линейного войска. Старшинство ведёт от 1577 г., когда Астраханский воевода Лукьян Новосильцев основал город Терка и поселил там гарнизон из стрельцов и городовых казаков. В составе терских и гребенских казаков в XVII в. были кабардинцы, чеченцы, кумыки, ногайцы, грузины, армяне, черкесы. В 1653 г. терские казаки были почти полностью истреблены во время нашествия иранских войск. В 1658 г. московское правительство переселило на Терек 1379 семей русских стрельцов, что привело к преобладанию среди терских казаков русского этнического компонента. В 1720-е гг. войско понесло значительные потери из-за переселения на Астраханскую укрепленную линию. Вызванные нездоровой местностью эпидемии и постоянные набеги кавказских горцев резко сократили число терских казаков. С 1724 г. войско стало пополняться представителями различных сословий, переселяемых из более северных регионов России. До 1832 г. сюда переехали 1 тыс. семей донских казаков, 517 семей волжских казаков и 20 тыс. семей русских крестьян. В 1832 г. из них было сформировано отдельное Кавказское линейное казачье войско, куда были зачислены значительные группы солдат Кавказской армии. На 1838 г. линейны составляли почти 141 тыс. человек, что позволило к началу Крымской войны в 1853 г. выставить 17-тысячное войско . Разговорным языком являлось южнорусское наречие. Терские казаки были православными, но встречались старообрядцы. До 1840-х гг. среди гребенских казаков старообрядцы доминировали. В 1847-1848 гг. в их станицы переселили православных крестьян из Харьковской и Черниговской губерний Слободской Украины, а по окончании Кавказской войны - небольшую группу казанских татар-мусульман. В 1853 г. численность казаков-старообрядцев и мужчин, и женщин составляла по полкам: в Горском - 21 человек, во Владикавказском - 101 человек, в Моздокском - 2385 человек, в 1-м Сунженском - 277, в Гребенском - 7559, в Кизлярском - 2565 человек. Наибольшая численность старообрядцев приходилось на полки раннего образования - Гребенской, Кизлярской и Моздокский. В других полках, образованных из числа переселенцев в более позднее время, влияние старообрядчества было менее значительно. В дальнейшем численность старообрядцев, несмотря на определённые ограничения и притеснения не уменьшилось. С 1898 г. по 1915 г. количество старообрядцев и сектантов войскового сословия (обоего пола) возросло с 28913 до 34303 человек, что составило соответственно 16,38 % и 13,65 % от всего войскового населения. По мнению Н.Н. Великой, «старообрядчество на Тереке... не содержало антикрепостнического, антигосударственного, антицерковного заряда. Оно в отличие от организованных старообрядческих толков, сформировалось естественным путём ...явилось не результатом раскола, а результатом сохранения верований раннего христианства». А потому можно говорить о таком явлении как «казачье старообрядчество, понимая под ним исторически сложившуюся на основе христианских и языческих представлений религиозно-обрядовую систему, распространённую в местах проживания "старых" групп казачества (прежде всего на Тереке и Дону)» . В 1860 г. Кавказское линейное казачье войско было разделено между Кубанским и Терским войсками. Казачье население Терского войска состояло, прежде всего, из русских, а также из небольшого числа украинцев, осетин, кабардинцев, чеченцев-аккинцев, армян и ногайцев. Довольно часты были браки казаков с горскими женщинами. В Терском войске, согласно Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., на это время числилось 167301 человек казачьего населения, в том числе мужчин - 81895, женщин - 85406. Их них русский язык родным назвали 145508 (86,97%) человек, украинский - 16329 (9,76%), калмыцкий - 2727 (1,63%), белорусский - 586 (0,35%), татарский - 252 (0,15%), другие - 2932. По мнению Ф.С. Киреева, к другим относились, прежде всего, казаки-осетины, игравшие значительную роль в истории Терского казачьего войска. В 1910 г. в самых крупных отделах Терской области, Кизлярском и Моздокском, православных насчитывалось 71927 человек, расколь¬ников - 26207, других христиан - 391, иудеев - 19, магометан - 758, других - 34 человека. Продолжение следует..