северный район

Сергей Чуприн
 Или, как мы говорили - "за Восьмым магазином"
И это было более правильное и точное определение. До Восьмого магазина  (году, эдак, в 1970-м получившим имя собственное - магазин "Север") тоже жили люди и немало. Довольно густо заселена была "терраса" (возвышенность, от "Леснушки" до автоколонны) на ул. Угольной наверху и от   геологоразведки до самой ул Чехова, и "Восьмилетней школы" на Вокзальной. Они так и представлялись:
- мы с "Нефтеразведки", - мы с "Восьмилетки", - а мы на Чехова.
 "За Восьмым магазином" - это особый случай. Свой район. Своя история.
 С истории всё и начиналось.
Может быть миллион лет назад, а может тысяч десять, вся "терраса" была берегом моря. На месте озера - залив-лагуна и море плескалось от Кутана до Парусного, постепенно снижая уровень и предоставляя территорию в виде песчаных плацдармов, оформленных со временем новыми руслами рек в современный ландшафт.
 Когда в начале прошлого века сюда зашли японцы (думалось им - навсегда), они активно приступили к строительству всего. В первую очередь - дорог. И на первом этапе сочли оптимальным не лезть в сопки, а запускали трассы вдоль побережья.
  Так первым вариантом практически на четверть века стала трасса от озера в Чиннай-Красногорск через "Лесотарный", когда и был построен мост через Томошигаву-Аинку практически в черте города. А на север от моста с восточной стороны стали пробивать альтернативную трассу к озеру, прорубив в "террасе" окно, точнее два - дороги, позже перекрытые железнодорожными мостами перспективной ветки ж/д на Эсутору-Углегорск (железобетонные опоры сохранились на дороге у бывшей "геологоразведки")
    Мост на озере и альтернативную дорогу возвели только к 1930-му году и эта трасса (прямая как стрела) была абсолютно безлюдной загородной магистралью до окончания войны в 1945 году, когда на новые территории стали массово завозить новых поселенцев на место депортированных самураев.
 Но оказалось, что всем места не хватает (благодаря активным пакостям прежних хозяев, сжигавших всё своё добро вместе с домами) и новая власть вынуждена была срочно решать "квартирный вопрос". Выход из сложившейся ситуации был найден - специалистов и руководство - в  сохранившийся жилфонд, плюс активное новое строительство (в первую очередь для них), благо с материалом проблем не было - в городе остались несколько работающих ДОКов да и шпалы с почти готовой железной дороги тоже пригодились.
С рабочими статусом пониже поступили проще - вот вам участок земли,  пиломатериал, гвозди-инструмент, проект типовой "пятистенки" и вперёд.
Я думаю, с участками вопрос решался, учитывая запрос вновь прибывших, и если в случае с "Мордовским посёлком" или "Кайганом" всё более-менее понятно, то в районе  Северный было несколько иначе.
 Улица Вокзальная "за восьмым магазином" это дорога в никуда. В тайгу, на болото, к чёрту на кулички... Не думаю, что было много добровольцев, тем не менее район (где не было ничего, кроме комаров) застроился и заселился мгновенно. Уже в начале 1950-х дорога обросла домами с двух сторон и превратилась в улицу длиной два километра.
 Никакой инфраструктуры не было. В самый пик середины 1960-х в этом районе был всего один магазин (кроме магазина "Север"), дряхлая контора лесхоза и, в самом начале улицы, круглосуточный (общегородской!) детский сад (какому идиоту пришла в голову идея разместить его там? - тайна...)
...
 Так кто же были первые поселенцы этого райна?
Всё просто. Была категория людей, у кого не спрашивали. Это были люди непростой судьбы, кто-то после зоны, кто-то по своим убеждениям - жить подальше от начальства. Наверное были люди, согласные на всё, лишь бы о них забыли и не беспокоили.
Но! Это моё мнение, оно основано на наблюдениях и воспоминаниях, хотя вполне может быть ошибочным.
Да. Речь идёт о первой волне поселенцев. Со временем контингент, конечно же менялся. Люди уезжали, на их место приезжали другие.
В Красногорске всегда был дефицит жилья