центр. до 1945

Сергей Чуприн
 Как правило, большинство населённых пунктов зарождались вдоль дорог и трактов, со временем превращаясь в города и столицы. Большинство, но не Красногорск. На западном Сахалине в начале прошлого века дорог не было от слова совсем. Не потому, что он был необитаем – люди здесь жили испокон века, преимущественно Айны, но были крайне малочисленны. Занимались охотой, рыбалкой, собирательством и дороги в нашем понимании им были ни к чему – перемещались преимущественно по воде и охотничьими тропами, постоянно меняя маршруты, останавливаясь на зимовье в облюбованных местах, одно из которых находилось на берегу озера Райтиси в живописной местности Чин-Най, что по смыслу можно перевести с аинского как «долина рек, окружённая горами».
Прибывшие сюда первые поселенцы из Японии в середине ХIХ века основали свою резиденцию именно на берегу озера, пометив территорию несколькими относительно капитальными домами и храмом, назвав поселение «Хамарайтиси» от яп. Хама – пляж, берег и айнского Райтиси.
Через полвека, в 1906 году, высадившись на южный берег устья трёх рек, новые хозяева Карафуто  основали деревню «Михама»,  положившую начало городу на карте острова.   
 Собственно от устья и началось формирование населённого пункта, в скором времени превратившегося в административный центр волости Чиннай.
 Приморская деревушка, возникшая на песчаной косе, с трёх сторон окружённая водой, на первом этапе существовала как рыбацкий посёлок, что повлекло развитие первых производств, непосредственно связанных с этим видом промысла – первичная переработка и заготовка рыбы и морепродуктов (в будущем рыбзавод), примитивная верфь по строительству и ремонту деревянных рыболовецких шхун и кунгасов (о её местоположении красноречиво свидетельствуют скелеты вросших в песок брошенных «кораблей» известных нам с детства на устье в начале улицы Кирова).
 На западной стороне улицы Морской к морю расположились вспомогательные производства – кузницы, база заготовки и хранения материалов (в будущем рыбкооповские склады промтоваров.
  Таким образом по периметру с трёх сторон возникли различные производства, заканчивающиеся рынком, который был организован у реки на площади, где сегодня расположена пожарная часть и магазин «Дежурный». А внутри этого бурлящего котла стал формироваться жилой район, в скором времени превратившийся в торгово-промышленный центр будущего города.
 От устья к югу потянулись три главные улицы (здесь и далее будут современные названия) – Карла Маркса, Кирова и Набережная. Улица Кирова начиналась от верфи и упиралась в лесопильный цех (напротив Ателье), плотно застроенная с обеих сторон частными подворьями без разрыва в районе современной площади. Карла Маркса - от рыбзавода и до бесконечности ), Некрасова от рынка до пивзавода (100м к югу от современного здания полиции), но непосредственно центром была небольшая площадь между ул. Карла Маркса и Кирова, где в советское время был построен портовской детсад. Здесь расположились администрация, пожарная часть с каланчой, руководство, зажиточные колонисты-торговцы и ремесленники. Жилые дома представляли собой как правило двухэтажные коттеджи с магазинчиками, офисами и мастерскими на первом этаже.
 Улица Карла Маркса была центральной. Именно на ней стали размещать (когда территория под застройку в начале улиц закончилась) такие здания, как полицейское управление, кинотеатр, отели, биржа труда, типография, театр, буддийский храм и заканчивался этот центр в районе современного пешеходного моста через реку.
 Примечателен тот факт, что в центре по факту жили исключительно японцы. Прибывающие с середины 1930-х годов корейцы заселялись где угодно на окраинах, в порядке исключения - во флигеле (обыкновенно сарай)  у богатых или заслуженных японцев, в качестве прислуги или подсобных рабочих в семейном бизнесе. 
Таким образом, сложившийся центр города с ядром на «Рыбзаводе» и частью улицы Карла Маркса южнее, стал «элитным районом» при японцах и сохранил этот статус на послевоенные годы вплоть до 1970-х годов ХХ века.