30 октября. Факт истории

Александр Ерошкин
В этот день в 1961 году  СССР произвёл взрыв самой мощной бомбы в мировой истории: 58-мегатонная водородная бомба («Царь-бомба») была взорвана на полигоне на острове Новая Земля.

Никита Сергеевич Хрущёв пошутил, что первоначально предполагалось взорвать 100-мегатонную бомбу, но заряд уменьшили, чтобы не побить все стёкла в Москве.

В тот момент я учился в восьмом классе. Не помню, чтобы были сообщения по радио или в газетах. Телевизора у нас не было, а газеты я ещё не выписывал. Но на уроках физики Валерий Леонидович Малков рассказывал о двух фактах.

Во-первых,  о том, как сбивали американский самолёт-разведчик под управлением Фрэнсиса Гэри Пауэрса.   U-2 был сбит во время полёта над территорией СССР в районе Свердловска 1 мая 1960 года

Для справки.  Фрэнсис Гэри Пауэрс (17 августа 1929 – 1 августа 1977) - американский пилот, чей самолет-шпион Центрального разведывательного управления (ЦРУ) компании Lockheed U-2 был сбит во время выполнения разведывательной миссии в воздушном пространстве Советского Союза, что привело к инциденту с U-2 в 1960 году в Советском Союзе. Позже он работал пилотом вертолета на KNBC в Лос-Анджелесе и погиб в 1977 году в вертолетной катастрофе.

Во-вторых, о взрыве самой большой в мире бомбы, которую сделали в соседнем с нами городе.

Попутно скажу, что мы задали вопрос о взрыве на ядерном объекте 29 сентября 1957 года. Подробностей он не знал, но сообща мы выяснили, что наша школа, находящаяся на берегу городского пруда, ближе всего расположена к ядерному предприятию, где случилась авария, даже Сороковка дальше. И только благодаря направлению ветра на северо-северо-восток, ни один крупный населённый пункт не пострадал, и радиоактивное облако ушло далеко на север.
Вернёмся к Царь-бомбе. Почему она так названа? В России много так называемых царских слов, они называют факт, явление или качество превосходства. На территории Московского Кремля стоят Царь-пушка и Царь-колокол, то есть самые большие для того времени. На мой взгляд, эта русская традиция передалась и другим народам. Много городов, посёлков, складов на берегах судоходных рек названо с использованием  корня цар (сар, кар): Царицын, Саранск, Саратов, Сарепта, Сарагоса,  Сараево, Сарапул, Саарбрюкен, Сардиния и другие. А есть ещё такие слова, как саркома, карамель, карусель, карнавал, саркофаг, сарацины… И наконец, самый большой, самый великий город прошлого, историю которого переписали и исказили до неузнаваемости, Царьград. И то, что сегодня происходит на Ближнем Востоке, - начало величайшей, возможно,  Царь-борьбы за восстановление правды, истины и справедливости.

АН602 (она же «Царь-бомба») — термоядерная авиационная бомба, разработанная в СССР в 1956—1961 годах группой физиков-ядерщиков под руководством академика Академии наук СССР И. В. Курчатова.

Испытания АН602 состоялись 30 октября 1961 года. Бомба была сброшена   с самолёта Ту-95В на ядерном полигоне «Сухой Нос» (остров Новая Земля). Измеренная мощность взрыва составила 58,6 мегатонны в тротиловом эквиваленте или около 2,4х10 Дж, что соответствует дефекту массы 2,65 кг.

Испытания АН602 наглядно продемонстрировали мощь  Советского Союза, который обладает  неограниченным по мощности оружием массового поражения. Научным результатом стала экспериментальная проверка принципов расчёта и конструирования термоядерных зарядов многоступенчатого типа.

 «Царь-бомба» является самым мощным изготовленным взрывным устройством за всю историю человечества. Бомба внесена в книгу рекордов Гиннесса как самое мощное термоядерное устройство, прошедшее испытание.

В середине 1950-х годов США имели превосходство над СССР по ядерным вооружениям. Хотя в СССР к этому времени уже были созданы термоядерные заряды, но не было необходимого их разнообразия. Также в 1950-е годы не было эффективных средств доставки ядерных зарядов до территории США. Реальной возможности ответного ядерного удара по США у СССР не было.

Помимо внешнеполитического и пропагандистского соображений — ответить на ядерный шантаж США — создание «Царь-бомбы» укладывалось в концепцию ядерного сдерживания, принятую в период руководства страной Г. М. Маленковым и Н. С. Хрущёвым, которая сводилась к ядерному блефу, чтобы создать видимость ядерного равновесия.

23 июня 1960 года вышло Постановление Совета Министров СССР о создании сверхтяжёлой баллистической ракеты Н-1 (индекс ГРАУ — 11А52) с боевой частью массой 75 тонн (для сравнительной оценки — масса боевой части испытанной в 1964 году МБР УР-500 составляла 14 тонн).

Отработка новых конструкций ядерных и термоядерных боеприпасов требует проведения испытаний, в которых подтверждается работоспособность  устройства, его безопасность в аварийных ситуациях и расчётное выделение  энергии при взрыве.

Неофициальные названия — «Царь-бомба» и «Кузькина мать» - подчёркивают, что это самое мощное оружие в истории.

Название «Кузькина мать» появилось под впечатлением высказывания Н. С. Хрущева вице-президенту США Ричарду Никсону: «В нашем распоряжении имеются средства, которые будут иметь для вас тяжелые последствия. Мы вам покажем кузькину мать!»

Для доставки бомбы коллективом под руководством Александра Надашкевича в 1955 году  был разработан модифицированный вариант бомбардировщика Ту-95 — Ту-95В, другое название — Ту-95-202. Этот самолёт был изготовлен в единственном экземпляре.

Первые проработки по этой теме начались сразу после переговоров И. В. Курчатова осенью 1954 года с А. Н. Туполевым, который назначил руководителем темы своего заместителя по системам вооружения  А. В. Надашкевича.

Анализ показал, что подвеска такой большой бомбы потребует серьёзных изменений в самолёте. В первой половине 1955 года были согласованы габариты, вес и размещение АН202 в самолёте. Как и предполагалось, масса бомбы составляла 15 процентов  взлётной массы носителя, но из-за её размеров самолёт остался без подвесных топливных баков.

Для подвески АН202 был разработан новый балочный держатель на основе БД-206. Он имел три бомбардировочных замка грузоподъёмностью 9 тонн каждый. Три замка создали проблему безопасного сброса бомбы и она была решена — электроавтоматика обеспечила синхронное открытие всех трёх замков.

17 марта 1956 года вышло постановление Совета Министров СССР № 357—228сс, согласно которому ОКБ-156 должно было приступить к переоборудованию Ту-95 в носитель ядерных бомб большой мощности. Эти работы велись в ЛИИ МАП (Жуковский) с мая по сентябрь 1956-го. Затем Ту-95В был принят заказчиком и передан для проведения лётных испытаний, которые велись (включая сброс макета «супербомбы») под руководством полковника С. М. Куликова до 1959 года и прошли без особых замечаний.

Носитель «супербомбы» был создан, но его реальные испытания отложили по политическим соображениям: Хрущёв собирался в США, и в «холодной войне» наступила пауза. Ту-95В перегнали на аэродром в Узин, где он использовался как учебный самолёт и уже не числился как боевая машина.  Самолёт был также покрыт специальной светоотражающей краской белого цвета.

Осенью 1961 года самолёт был доработан для испытаний АН602 на Куйбышевском авиазаводе.

Испытания бомбы состоялись 30 октября 1961 года на Государственном испытательном полигоне № 6 Министерства обороны СССР, расположенном на Новой Земле.

О предстоящих испытаниях 50-мегатонной бомбы объявил лично Хрущёв в своём докладе 17 октября 1961 года на XXII съезде КПСС. До официального объявления в неформальной беседе он рассказал о бомбе одному из американских политиков, и эту информацию 8 сентября 1961 года опубликовала «Нью-Йорк Таймс». По материалам Википедии и других открытых источников