Гуркин. Сибирский дедушка

Владимир Дмитриевич Соколов
ОСНОВНАЯ СТАТЬЯ
http://proza.ru/2023/10/30/827

Исключительна роль Потанина в сибирской и не только культуре и в судьбе многих её деятелей: Ядринцева, Шишкова, Гребенщикова, Анохина, Никулина, Чокана Валиханова... да всех и не перечислишь. В том числе и Гуркина. Когда художник, потерпев не столько художественное, сколько финансовое фиаско в С.-Петербурге, вернулся в Анос и приступил к жизни рядового обывателя, кто бы узнал об имевшемся внутри того живописном таланте? Именно Потанин его «переоткрыл» вслед за Шишкиным и ввёл в круг сибирской культуры.

И в дальнейшем принимал горячее участие в его судьбе. Творческое влияние тоже имело место быть, но весьма в минимальных размерах. Гораздо более важным было человеческое участие мастодонта томского образованного бомонда на затерянного в горах художника. Гуркин отличался, как и многие представители художественного мира, весьма импульсивным характером: легко воодушевлялся, ещё легче впадал в уныние. Его часто уводило куда-то в сторону, то в любовь, то в политику. За ним нужен был постоянный глаз да глаз. И Потанин деятельно, но деликатно осуществлял за Гуркиным надзор, без какового бы тот, скорее всего, не состоялся. Да и материальную поддержку в виде поиска заказчиков и подыскания работы Потанин оказывал немалую. В частности именно через Потанина Гуркин начал работу для Российского географического общества.