Историки, мудрствуя лукаво, вот уже не один век, придумывают этому племени разные виды этнической или племенной идентификации.
Источник: Яндекс-картинки.
Принято считать, что племя голядь имеет литовское происхождение. Это связано с отождествлением названия племени с прусской Галиндией, которую относят к месту проживания литовских племен. С этим нельзя согласиться в полном объеме, хотя бы по тому, что пруссы относились к западным балтам в ославяненом варианте (в равной степени и ятвяги), а нынешние литовцы относятся к восточным балтам. Если даже предположить действительно балтское происхождение голяди, то следует отметить следующее. В 4-3-м веках до нашей эры уже сложились отличия между балтами западными (пруссы, курши, галинды, мазуры, ятвяги, голядь,) и восточными (земгалы, селы, латгалы, жемайты, Литва). Голядь не относится к литовцам.
Голядь географически примерно располагалась между кривичами, радимичами и вятичами, занимая места по рекам Угра и Протва. Согласно русских летописей о ней есть упоминание дважды. В 1058 году, когда "Победи Изяслав Голяди" и под 1146-и годом, отражающее проживание голяди в пределах Смоленского княжества.
Одно фонетическое сходство наименования племени с Галиндией, этимология которой выводится из балтского gal (лит. galas, латыш. gals) «конец, край», не является достаточным для стопроцентного утверждения о том, что голядь является литовским племенем.
Слово gal вполне может быть связано с латинским словом gallus, galli «галл, кельт».
Латинское слово "gal" и балтийское слово "gal" являются омонимами, то есть словами одинаково звучащими, но разными по значению и происхождению. Это пример народной этимологии.
Этноним галинды в древнерусском языке согласуется со словом голядь. Впервые слово "галинды" замечено у Птолемея ;;;;;;;;.
В славянском языке слова: гал, гало, гала означают большие кочковые болота в Полесье, заросшие растительностью и кустами ив, располагающиеся на большей возвышенности, нежели Пинские болота.
В Белоруссии гал - поляна в лесу, на Украине: гало, гала - лесная поляна, а в Псковской области России: гало - лесное озеро, а галя - чистое моховое болото в лесу.
Впрочем, академик Трубачев О.Н. считает, что не следует связывать слово "...гало (галое болото) ни с галами (кельтами) ни с галкой - птицей."- герб Галиции.
По данным дощечек Велесовой книги племена карпени являются славянами.
Согласно данным археологии как в Карпатах, так и на Волыни имелось присутствие культур, которые в большинстве являются славянскими, либо смешанными, но с преобладанием славянских признаков.
Считается, что название Карпаты произошло от праиндоевропейских слов sker или ker – «горная каменистая местность, скалы».
В "Книге Велеса" сказано:
«...За 1500 лет до Дира прадеды наши дошли до Карпатской горы, и там они осели и жили спокойно, потому что роды управлялись отцами родичей и старейшиной рода был Щеко из ариев... русичи шли с вендами, а те хотели унести богов своих к морю".
Праславяне-арии в 7-м веке до нашей эры отступили перед нашествием скифов в Карпаты. Там, они прожив 500 лет, ушли на Днепр - (150 год до нашей эры). Причина была в военных неурядицах и "трудной жизни". Но потом, через 500 лет, уже уходя от нашествия гунов, они снова возвращаются в Карпаты (370 год нашей эры).
Отмечу, что еще в 60-х годах до нашей эры, примерно за 300 лет до возвращения в Карпаты праславян-ариев почти все кельтские поселения в Закарпатье (верховья реки Тисы) были уничтожены даками-фракийцами.
Следовательно, придя в конце 4-го века нашей эры в Карпаты праславяне-арии не встретили здесь особого контингента кельтов. Но идем дальше.
Галаты считаются одним из родов боев происходивших с Карпат. Они когда то ушли в Малую Азию и основали там Галатию. Общепринято их считать либо кельтами, либо фракийцами.
Но в Велесовой книге и в Бояновом гимне имя галатов упоминается как карпатская голядь или голяды. "...голядь родня родови русов". Голядь под названием боев встречается как в Карпатах, так и в Пруссии, и на Руси - в Подмосковье.
В древние времена бойи жили на пространстве от Карпат до Северной Италии - на землях этрусков, которые частью исследователей считаются праславянами.
Известен бойский город Будорис (окончание "ис" латинизирует истинное название города), который располагался вблизи нынешней Праги.
Велесова книга называет славянского вождя Буса именем Будор, что сходно с названием города боев. Имя означает "будитель", "пробужденный" не является кельтским.
Если даже предположить что Велесова книга является фальшивкой, то в таком случае, следует обратить внимание на русскую летопись.
Не буду рассуждать о ее подлинности, либо фальшивости или поддельности отдельных ее частей или страниц. Итак, племя голядь было дважды зафиксировано в летописи. Возникает вопрос. Где в летописи сказано, что это племя следует считать литовским, либо каким-то отличным от славян?
Этого не сказано. Лишь выдумки отдельных историков о сопоставимости с чем-либо. Летописец не придает голяди какой-либо этнический или племенной окрас. А ведь мы знаем, что при описании племен входивших в Русь подробно расписывалось, кто есть кто. Более того, летописец про вятичей и радимичей даже как будто специально сделал уточнение, что они от ляхов (с чем я конечно же не согласен). При упоминании же голяди нет ничего и близкого.
Все это говорит о том, что летописец писал о знакомом ему племени, и не мог не написать, что оно не является славянским, но он этого не сделал. Если учесть что ПВЛ писалась в 11-м - 12-м веках, то летописец был прекрасно знаком с голядью.
И в заключение хотелось бы обратить внимание читателя на очень интересное изречение польского историка Мачея Стрыйковского, сделанное им в своей Хронике Польской, Литовской, Жмудской и всей Руси ( Том 1, по изданию 1582 года, Варшава, 1846).
"Литовцы и Ятвяги происходят от Печенегов и Половцев".
Также он рассказывает в этой Хронике, что первая битва с половцами произошла не в 1061 году, а в 1058-м году. Ну мы то знаем, что это был за год.
Если исходить из буквального толкования текста польского историка, а также из принятого в академических кругах мнения о том, что племя голядь было литовским, то напрашивается следующий вывод:
В 1058-м году Изяслав пошел на голядь, а в это время происходит первая битва русских с половцами, которую проигрывает брат Изяслава - Всеволод. Голядь будучи литовским племенем, а значит и половецким, проиграла Изяславу на землях нынешнего Подмосковья, но те же половцы, которые суть литовцы, а значит и голядь выиграли на юге у Всеволода в один и тот же год?
Возникает вопрос. В 1058-м году упоминаются впервые как голядь, так и половцы, не подмена ли здесь событий? Может одно и тоже событие разделили на два, придав одному вид победы, а другому вид поражения?