Распространение христианства в XI и XII в

Новосельцев Григорий Петрович
 Распространение христианства в XI и XII в.
Нестор говорит о времени Ярослава Великого: «нача вера христианская плодитися и разширятися». Это означало, что при Ярославе, чистая, святая вера глубже стала проникать в сердца недавних язычников, и область ее расширялась по обширной России. Но сердце человеческое нескоро расстается со своими привычками и страстями. Нужны были подвиги, иногда даже кровавые, для того, чтобы осталась полная победа за верой святой, и особенно там, где мало еще трудились для св. веры.

К концу XI века было на юге России 7 епископий (в Киеве, Чернигове, Белгороде, Юрьеве, Переяславле, Владимире Волынском и Тмуторокани), и 4 на северо-западе (в Турове, Полоцке, Новгороде, Ростове). Такое положение епархий само собой показывает, где к концу XI века много успело христианство, и где много еще надлежало бороться с язычеством. На юге России уже и по деревням стояли тогда храмы христианские. Но восток России еще мало знаком был с христианством, а северо-восточные леса и болота посвящались еще язычеству. По местам глухим язычество жило еще между русскими в начале XII века. Ревность искренних ревнителей веры преследовала обличениями остававшееся расположение к язычеству. Всех же более смиренные иноки принимали на себя подвиг просвещать светом истины грубых суеверов диких мест, хотя история немногое сохранила для нас об их трудах.

В Ростове христианство возросло не иначе как орошенное кровью искреннего проповедника своего. Феодор и Иларион, первые епископы Ростова, принуждены были бежать из Ростова от ярости язычников, и первый имел некоторый успех только около Суздаля. Св. Леонтий, один из учеников пр. Антония Киево-Печерского, прибыв в Ростов, нашел сильное сопротивление в закоренелых язычниках. Они выгнали его из города, и ему надобно было вооружиться апостольским терпением для веры; оставшись за гордом, он ласками привлекал к себе сперва детей и стал учить их; старые язычники опять взволновались, окружили Леонтия, дыша яростью: но кроткое слово веры на сей раз столько имело успеха, что многие крестились. Однако и после того язычники не раз вооружались на святителя, и, наконец, умертвили его. Ростовская летопись так говорит о плодах подвигов св. Леонтия: «Леонтий убо святый просвети крещением град Ростов». Св. Симон, говоря, что многие из Печерского монастыря взошли на кафедры епископские, пишет: «первый ростовский Леонтий священномученик, его же Бог прослави нетлением, и се бысть первопрестольник, его же невернии, много мучивше, убиша; и се третий гражданин небесный бысть русскаго мира с онема варягома (убитыми при Владимире), венчався от Христа». Мученическая кончина св. Леонтия и вместе с тем насаждение христианства в Ростове последовали около 1070 г. Преемнику Леонтия, св. Исаии надлежало еще много трудиться, чтобы распространить христианство в ростовской области. И сей подвижник печерский путешествовал по разным местам ее с проповедью о Христе; плодом трудов его было обращение многих идолопоклонников. Подвиг его окончился в 1089 году. Известен и еще ростовский проповедник веры, пр. Аврамий. Житие его говорит, что при нем в чудском конце Ростова стоял идол Велеса, и что Аврамий сокрушил идола тростью, данной в видении Иоанном Богословом. Трудно определить время, когда это было: но сан архимандрита, которым облечен был Аврамий, и князь Владимира суздальского, с которым имел он сношение, показывают, что это было не прежде Владимира Мономаха (1113–1125 г.), и, следовательно, при Мономахе еще так крепко стояли за Велеса, что для сокрушения его нужна была чудесная помощь апостола Иоанна.

Пр. Нестор, описав языческие обыкновения древних славян русских, прибавляет: «се же творят вятичи ныне», то есть в конце XI и в начале XII века. Курск был христианским городом еще в юные годы пр. Феодосия. Но близкие к Курску поселения вятичей, – Мценск, Брянск, Козельск, оставались языческими, пока не явился к вятичам пр. Кукша. Одушевляемый св. ревностью к вере, он с учеником своим оставил тихую Печерскую обитель, чтобы проповедовать истину неба грубым язычникам; проповедь сопровождалась чудесами, и чудеса утверждали веру в сердцах простых; большая часть крестилась; но упорные в суеверии замучили св. проповедника. «Вси сведают, – писал Симон о пр. Кукше, – како бесы прогна и вятичи крести, дождь сведе и озеро изсуши, и много чудес сотвори, и по многих муках, усечен бысть со своим учеником Никоном».

Не скоро одержало победу христианство в Муроме. Св. Глеб, недолго быв князем Муромским, не видел этой победы. После его кончины, богатые жители Муромской области остались без близкого княжеского надзора, и, находясь в соседстве с магометанами Болгарами, а по временам и под их властью, они упорно держались язычества, а частью, как вероятно, и магометанства, «А в граде сем, якоже поведаху нам, живяху человецы погании, мнози и различнии языци». Так говорит биограф благоверного Константина Святославича. Сей князь, по тому же известию, выпросив себе в удел Муромскую область, решился очистить ее от заблуждений. Он отправил сына своего Михаила в Муром убеждать народ к св. вере и покорности гражданской. Но Михаил был убит. Константин, вооруженной рукой взял Муром, и, долго старался любовью и убеждениями склонить народ к христианству; успеха не было. Друзья старины составили заговор и поклялись убить или выгнать князя. Константин, узнав о том, вышел к заговорщикам с иконой Богоматери, и они сробели, переменили мысли, и сами просили крещения. Обрадованный князь прославил Бога, и народ крещен на реке. В 1092 году видим по летописям Муромский Спасский монастырь. К этому времени, по всей вероятности, относится и подвиг благоверного Константина, тем более что с того же времени начинается ряд отдельных Муромских князей, отрасли черниговских.

В 1147 году, подвижник киевский пр. Герасим оставил киевскую Глушевскую обитель, чтобы поселиться в самой глухой тогда стране на реке Вологде; он избрал для себя место «в великом лесу, близ торгового местечка Вологды»; не без труда основал монастырь и храм во имя св. Троицы, и 30 лет проповедовал имя Христово для дикой страны.

Источник. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)
Сокращенная история Русской Церкви