Отношения к западным христианам

Новосельцев Григорий Петрович
 Отношения к западным христианам
Церковь и в первые свои времена, как в последующие, отличалась терпимостью к иноверцам; князья русские терпели в своих владениях и жидов. Тем более терпели христиан латинян. Были ли последние подданными России или иностранцы купцы, они имели свои храмы около Киева и в Киеве, в Новгороде и Ладоге. Второй митрополит русский Лев, уже обличал римлян. Но обличения его кротки. Он не употребляет ни одного выражения резкого, или отзыва укоризненного, но спокойным размышлением вводит римлян в сознание несправедливости произвола их. Пространно рассуждает об опресноках, потом показывает неприличие субботнего поста, совершения полной литургии во весь великий пост, безженства священников, употребления удавленины в пищу, и, наконец, несправедливость учения об исхождении Св. Духа и от Сына. Митрополит Иоанн (1080–1089), не дозволяя совершать богослужения вместе с совершающими службу на опресноках, писал: «но есть с ними при нужде, ради любви Христовой, нимало не возбранно. Если кто хочет избегать того под видом чистоты или немощи: пусть уклонится. Остерегайтесь только того, чтобы не вышел из того соблазн, не родилась вражда великая и злопомнение; надобно для избежания большего зла (каковы соблазн и вражда) избирать меньшее». Правило превосходное, апостольское! Тот же дух апостольской кротости, и даже в большем свете, видим в послании его к папе Клименту. «Не знаю, писал смиренный пастырь православия, как произошли соблазны и преткновения на божественном пути, и от чего они не исправляются? Не могу довольно надивиться, какой злой дух, столь злобный и ненавистный враг истины и противник единодушия, отчуждает братскую любовь вашу от целого христианского стада, внушая, что мы не христиане. Но мы сначала всегда почитали вас христианами по Божией благодати, хотя вы и не во всей чистоте сохраняете христианскую веру и во многом от нас отличаетесь». Следствием таких отношений православия к иноверию было то, что христиане римские, без всяких вынуждений, сознавали действие Духа Божия в Церкви русской и присоединялись к православию. Так варяжский князь Шимон, с 3000 своей дружины, со священниками и семейством, оставив «латинскую буесть» (глупость), присоединился к церкви русской, «чудес ради бывающих от Антония и Феодосия».

Не так хотели действовать папы на Церковь русскую. С начала IX века они стали открыто считать себя главой всей Церкви. С того времени гнев Божий видимо отяготел над Римом. Со времени великого Фотия на кафедре римской стали восседать люди, которым трудно дать настоящее название; тьма невежества, суеверий и обрядов нелепых начала более и более сгущаться над западом. Но люди не вразумляются и гневом Божиим. Толпы миссионеров под разными названиями стремились на север покорять все папе; один Господь спас Церковь и отечество русских от наводнения западного.

Еще при благоверной Ольге немецкий император делал опыт вовлечь Россию в круг власти папской. После бесполезного покушения обратить язычника Владимира к латинству, миссионеры папские пытались действовать и на христианина Владимира; они успели в то же самое время ввести в Богемии на место греческого служение римское, при помощи оружия Болеслава польского. Оттон облек Болеслава властью (которой и сам не имел) над всеми славянами: сюда включили и Россию. Болеслав, выдав дочь свою за Святополка, Владимирова сына, послал в Киев кольбергского бискупа Рейнберга, а папа с своей стороны – посла к Владимиру. Немец начал с того, что восстановлял Святополка против Владимира, и, наконец, склонил его к латинизму. Владимир послал Рейнберга в тюрьму, где он и умер. Святополк с женой также заключен был в темницу, и хотя, по настоянию Болеслава, Владимир освободил его из темницы, но оставил без всякого владения. Болеслав приходил с новым бискупом жечь Киев. Погибель Святополка Окаянного положила конец замыслам Болеслава на Киев.

Галицкая область, к концу сего периода, испытала на себе, что значит быть в зависимости от римской власти. В конце XII века находилась она в руках венгров, и венгры позволяли себе делать все оскорбления православию. Мужественный и умный князь Роман освободил ее от власти иноземной. Папа Иннокентий IV, зная Романа, решился воспользоваться его самолюбием. В 1207 году, в письме ко всем архиепископам и епископам России, Иннокентий приглашал всех соединиться с Римом. Не могши скрыть, что Россия дотоле не думала знать папы, он писал: «Греческая империя и Церковь покорились апостольскому седалищу: не безрассудно ли, если часть не будет согласоваться с целым?» А легат папы уверял Романа, что папа мечом св. Петра покорит князю народы и сделает его королем. «Такой ли меч у папы? – отвечал Роман, указывая на свой. Пока мой меч при мне, он даст мне земли; не имею нужды в другом». Но скоро Роман умер. Юные сыновья его еще не были в силах твердо держать наследие славного отца; 10 лет волновалась область смутами, потом досталась венгерскому королевичу Коломану, а римское духовенство не опустило своих мер. Коломан был коронован латинским архиепископом; православный епископ и священники были выгнаны, церкви стали превращать в костелы, народ принуждали к латинству. Мстислав Храбрый выгнал венгров и латинян из Галича. Тем кончились и здесь усилия папы покорить себе русских.
святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)
Сокращенная история Русской Церкви
Источник