Неизящный сюжет

Хельга Вепс
Путного писателя из меня, увы, никогда  не выйдет: не хватит фантазии.

Я не умею придумывать сюжеты и никогда не начинаю свои  истории  со слов  "больной котёнок лежал в мусорном баке и умирал от  голода".

Напишу такое - и  придется, следуя  закону жанра сочинять  историю про  одинокую девушку с разбитым сердцем.   Далее вы,  конечно, знаете: угасающий свет в глазах, отчаянный писк - предсмертный, но при этом полный надежды на спасение; она  красива, несчастна и только что брошена  жестоким любимым; появляется скромный, интеллигентный и  обеспеченный защитник обездоленных, лучше всего - ветеринарный врач. Котенка бережно кладут на сиденье  иномарки и везут в собственную клинику юноши. Хэппи энд: трое здоровых детей, обожающих  постаревшего кота.

Или так: она любит глупого мачо и не замечает простого доброго парня с тремя высшими. Красавчик швыряет с балкона приблудного котенка, хороший парень ловит его на лету. У девушки открываются глаза, далее по предыдущей схеме.

Я  пока не умею так изящно закручивать сюжет, поэтому молча завидую. Записываю лишь то, что реально видела своими глазами и пережила, но  - как жаль! - в жизни красивые финалы редки.

Были,  конечно, и в моей жизни времена, когда я собирала по окрестным помойкам и самозабвенно выхаживала  страдальцев. Бедная моя мама, как ты все это терпела?

Иногда я оглядываюсь назад и думаю: когда же все пошло не так,  в результате какого  перелома в судьбе я нынче   долблю по черно-белым клавишам трезвучия, веля  ученику открывать рот строго  по вертикали и тянуть:  "Ааааа- аааа-яяяя-аааа-аааа"? Я же должна, наверное, накладывать гипс на лапу собаке, выбежавшей за мячиком на оживленное шоссе?

Впрочем, разве те времена прошли? Я и сейчас  готова безропотно нырнуть с головой в помои, едва  услышу  чей-то слабый  жалобный писк. Материнский инстинкт во мне, к сожалению, неистребим.

А теперь, наконец-то, история про несчастного умирающего котенка, но счастливой развязки, прошу, не ждите.

Тем летом лечащий врач моего сына-подростка сказала, что мы должны подготовиться:  с сентября по май  предстоит шесть полостных операций.  Нужно вывезти летом ребенка на море - это  без вариантов. Как хотите, так и решайте вопрос.

Денег на южный отдых не было, но, как всегда, проблемы мои быстро  решаются при помощи благодарных студентов. Едва  я грамотно сформулировала в голове  запрос, на урок явилась ученица  и сказала:

- А вы, Ольга Сергеевна, не хотите летом поехать  поваром  в археологическую экспедицию? Крым, лагерь на берегу моря, фрукты осыпаются с деревьев прямо под ноги, классный отдых! Детей можно взять с собой, им будет интересно.

Я, конечно, согласилась. Меня честно предупредили, что работа поваром - это ад, но мне в те  времена море было по колено. Я - да не справлюсь? Ха! Кашу из топора варить умеем, не пропадем.

Жизнь в палатке нам с сыновьями  до той поры была не знакома - какие походы, мне лишь  бы за своим забором сидеть.

Ныне я вспоминаю наши прекрасные приключения с ужасом. Как интроверту, шарахающемуся даже от дружеского рукопожатия, выжить в  палаточном лагере на сто пятьдесят человек? Да не только выжить - три раза в день в походно-полевых условиях готовить на всю ораву огромные котлы с варевом!  Утром каша и бутерброды, днем суп и салат, вечером салат и что-нибудь, похожее на плов. Вкус не важен, главное - уложиться в ежедневный бюджет и отравить по возможности не очень большое количество работников раскопа. Художников, делавших зарисовки с найденных черепков и мойщиков  керамики морить мне было разрешено.

Мы - коренные  северяне -  летнюю жару любим только до четырнадцати градусов. Не знаю, как выживали мои сыновья  в полдень на раскопе, но я у своих котлов уже  с восьми утра начинала по капле испаряться.

Тенистых уголков  на территории лагеря практически не было, а на море, до которого, действительно, было метров тридцать, я ходить не успевала: готовить приходилось непрерывно с пяти утра до семи вечера.

Несколько дней я  жалась по углам и проклинала свое необдуманное решение, потом немного привыкла и втянулась.

В магазин мы с дежурными по лагерю ходили по два раза в день. Шли коротким путем через жилые  кварталы Керчи; чем ближе подходили к  магазину, тем больше бездомных собак и кошек попадалось на пути. Ближайший к гастроному газон по утрам бывал устлан живым кошачьим  ковром: десятки, нет, наверное, сотни разномастных и разновозрастных животных. Все худые, грязные и  длиннолапые - говорят, это признак кошки-крысолова.

Вероятно, кошки ждали, когда с моря придут рыболовецкие суденышки и продавцы начнут торговлю своим скоропортящимся товаром, но я никогда не видела, чтобы бродяг кто-нибудь подкармливал.  К нашему вечернему походу за провизией все звери куда-то исчезали.

На территории лагеря тоже постоянно околачивались ничейные бедняги. Я отдавала им остатки ужина - если, конечно, хоть что-то оставалось. Голодные студенты-археологи и сами были не прочь попросить добавки - привезенные с собой деньги у всех закончились в первую же неделю, а сил на раскопе уходило немало.

На полпути к магазину в многоэтажном  доме располагалась небольшая ветеринарная клиника. Как-то раз мы с дежурными ползли мимо нее с покупками, едва волоча ноги на адском пекле и - да, вот он, тот самый ключевой момент! - услышали в кустах слабый сдавленный хрип.

Я остановилась и  к моим ногам на дорожку выползло нечто. Полосатый серый страдалец, длиной с мой музыкальный  мизинец и весом с горошину. Блоха на блохе блохой погоняет.

Я  взвыла от ужаса, побросала свои многокилограммовые пакеты и подхватила доходягу на руки - и взвыла ещё громче, увидев его  заплывшие гноем глаза, в которых извивались белые личинки.

До крыльца ветпункта был один шаг. Я отправила дежурных с продуктами в лагерь, а сама нажала на кнопку звонка. Котенка обработали, сделали уколы, но ничего утешительного  не сообщили. Живых животных в таком состоянии не бывает, мягко  сказали врачи.

Я - делать нечего -  приволокла задохлика в лагерь, чем, естественно, вызвала сильное недовольство  руководства. Бедолага выглядел как ходячая,  вернее, лежачая инфекция, а кишечных болезней  в наших антисанитарных условиях  нам,  как говорится, только и не хватало.

Но повар - фигура в археологической экспедиции ценная, его нежную психику приходится беречь, поэтому начальник пожал плечами и отошел от коробки с полумертвым созданием, вокруг которой  с причитаниями столпились все девушки лагеря.

Мы  с археологами возились с полосатым малышом изо всех сил: кормили с ложечки купленным в ветеринарной аптеке заменителем кошачьего молока, носили в клинику на уколы и капельницы, боролись с паразитами и грибками. Зверь  начал немного оживать и даже слегка привставал.

 Я не знаю, мог ли котёнок хоть что-то видеть своими изъеденными червями глазенками, но - ребенок есть ребенок -  пробовал играть, цапал мой палец  дрожащей лапкой с крошечными коготками. Я строила планы, как повезу найденыша домой в поезде и уже собралась на последние копейки покупать сумку-переноску.

На ночь мы оставляли  коробку с котенком на кухне, накрывая ее легким  платком  для защиты от злобных южных комаров. Но  опасность пришла с другой стороны.

 Местные муравьи решили, что наш детеныш  - неплохой источник протеина. Платок их, увы, не смутил и не остановил.

 Я вставала в лагере раньше всех -   в четыре утра  - и брела в предрассветном тумане ставить на газовую плитку  котлы для чая и каши. Картина, открывшаяся в то утро  моим глазам, была столь ужасна, что я, много чего повидавшая в жизни женщина, зашаталась и зажмурилась.

 Вероятно, все же, я не испытала шока  маркесовского героя, обнаружившего останки своего заживо съеденного муравьями младенца, но полагаю, что  была близка, очень близка к его состоянию.

Нет, дочиста обглодать малыша мерзкие твари  не успели - я застала их в разгаре пира. Что было дальше - я помню смутно, так как резко развернулась, выбежала из кухни и ринулась допивать  алкоголь, оставшийся на столах после ежевечерней археологической пьянки. Думаю, что котенка кто-то тихо похоронил. Я же - человек долга:  умри, но приготовь завтрак на сто пятьдесят человек.

Сидя после заката у обрыва над спокойным морем, я вволю поплакала. Из травы вышел любопытный ежик, походил кругами, ткнулся в мою пахнущую вкусной едой руку, ничего не получил и снова утопал в заросли ковыля.

 Я уже не думала о котенке. Неумело  молилась неизвестно кому о благополучном исходе мишиной операции, переживала за маму,  сообщившую мне накануне  по телефону о своем предполагаемом диагнозе.

В начале  сентября мы вернулись домой. Миша благополучно перенес лечение и  полностью выздоровел. Мама умерла той же осенью и оставила нам щедрое наследство -  серую кошку Тучу.


01.11.2023