ОСНОВНАЯ СТАТЬЯ
http://proza.ru/2023/08/11/544
1) ДИАЛЕКТИКА КОНЕЧНОГО И БЕСКОНЕЧНОГО У ГЕГЕЛЯ
Пожалуй, никто так глубоко не продумал диалектику конечного и бесконечного как Гегель. Он рассматривается эту сладкую парочку под разными углами. Приведу лишь три аспекта этой диалектики
1. Бесконечное есть потустороннее конечного: последнее -- это наш обжитый, обитаемый мир, а бесконечное -- неизведанное за его пределами. Таковы представления о мире у жителей замкнутых пространств, чаще всего деревень. Они живут своим маленьким мирком, где всё знакомо, близко, понятно. А за привычными с детства пашней, лугами, рощами начинается безграничный, неизведанный, враждебный мир.
2. Бесконечное над или под конечным: конечное -- это наличное бытие, реальная жизнь, бесконечное же признается абсолютным, недостижимым, вечным -- царство идеального, божественного к примеру. В обиходе под конечным понимают бренное, преходящее, под бесконечным жизнь вечную, неизменную.
3. Бесконечное и конечное неразрывно связаны, они лишь моменты одного и того же и чередуются, как чередуются причина и следствие.
Конечное не только изменяется как нечто вообще, оно стремится выйти за свои пределы и потому преходит. Час его рождения -- есть часть его смерти. Растение, семья, культура (античная, средневековая) зарождаются, развиваются, достигают зрелости и умирают. Конечное возникает из бесконечного и в бесконечном оно же и исчезает, растворяется, распадается. Но также и переходит в иное.
В этом смысле конечное и бесконечное это одно и то же, но его разные моменты. Одно переходит в другое и так они взаимно чередуются.
Примерный аналог семья и человечество. Семья живёт в себе и для себя. Ей нет дела до всеобщего, до государства, до человечества. Она как бы олицетворяет конечное. Точно так же всеобщее, например, государство существует само по себе, и ему нет дела до семьи. Отдельные семьи -- это всего лишь единицы, все похожие друг на друга и отличающиеся лишь порядковым номером.
Но это на первый взгляд. Государство и семья тесно взаимосвязаны: переходят одно в другое. Государство вторгается в семью самым грубым образом, допустим всеобщей мобилизацией во время войны, и вынимая из семьи кормильца, разрушает семью. Но и сама семья постоянно выходит за свои пределы в бесконечное, в государство в нашем примере: какие-нибудь олигархи подчиняют своим частным интересам общественное достояние
2) О НАУКЕ
1. Базовые понятия науки вытекают не из самой науки, а берутся со стороны.
2. Напротив по Гегелю базовые понятия рождаются в ходе самого логического исследования.
3. Это старый спор, что первично: факты или идеи. На практике они движутся параллельными курсами
4. Однако в суде сначала версия, а потом факты, что позволяет факты подогнать под версию
5. Так же устроена и современная наука, сначала положения, а потом примеры
6. Но если в суде факты и версии напрямую соотносятся с действительностью, то в науке путь от обыденных наблюдений до основоположений долог, запутан и неочевиден
3) ГЕГЕЛЬ И ЗАКОН ПЕРЕХОДА КАЧЕСТВА В КОЛИЧЕСТВО
Очередной автор попытались попытался взять на абордаж такую сложную проблему, как переход качества в количество. И постановка проблемы важна. Но дальше постановки в попсовом варианте дело не идёт. Редкий автор пытается что-то там вякнуть. И думает, что самое лучшее здесь писать сложно и путано. Как прочем, писал и сам Гегель. А Гегеля нужно не понимать, не "разбираться" в нем, а попытаться почувствовать. Для меня, например, проблема перехода качества в количество очевидна. Вот вам живопись 20 века. Тот же "Черный квадрат" Малевича. Эта картина является финалом целой серии полотен. Вначале идут совершенно реалистические изображения, потом в поисках исконных форм художник переходит к линиям, геометрическим формам. И так по нарастающей доходит до пресловутого черного квадрата.
Можно бы сказать, что художник фордыбачит, но именно таким путем идёт все человеческое знание: так всё цветовое многообразие мира сводится к 4-и цветам, всё разнообразие форм к кубам и шарам, всё многообразие веществ к нескольким элементам. Так происходит переход качества в количество.
4) Автор взялся за трудную задачу: разъяснить молодому поколению, что такое диалектический материализм. А заодно и и Гегеля представить.
Все же следует указать, что к диалектике Гегеля, то что написал автор, имеет весьма отдаленное отношение. Автор, как и большинство сетевых философов, независимо от того критикуют они представляемых авторов или апологетируют их, особым знакомством их не блещут. Не особым также. Автор просто изложил, не перелопатив, содержание соответствующих разделов из учебников марксистско-ленинской философии для вузов или пособий для системы политучебы. Самого Маркса он, скорее всего не одолел. С "Анти-Дюрингом", похоже, все же несколько знаком. Хотя "Анти-Дюринг" это все же философская попса (чего сам Энгельс и не скрывал).
Правда, переписав школьное изложение гегелевской философии, автор дополнил его своими рассуждениями, путаными и многословными, о социализме, этике и др. Чего делать ни в коем случае не следовало. Возможно, что-то интересного и поучительного в них и есть. Просто читателю, если он хочет познакомиться с Гегелем и Марксом, стоит учесть, что данный опус это не тот источник, к которому следует припадать для этого.
Извиняет автора лишь то, что писано всё это не для высказывания своих взглядов, а с чисто дидактической целью. Я работал 26 лет редактором, в т. ч. и в университете. И знаю, какие вещи, как и для чего пишутся. Но я просмотрел еще раз ваши заметки и не увидел цели вами написанного. И все же преподаватели, которые любят свой предмет, умудряются -- пусть в комментариях, в нюансах, но дать о предмете детали, выходящие за жесткие рамки академических требований.
5) Написано много, Гегель вписан в глубокий философский контекст, но о самом Гегеле и его философии так по существу ничего и не сказано. И прежде всего, в чем его диалектический метод.
Не вдаваясь в глубины его философии, можно сказать, что ядро диалектики -- это учение о противоречии. Вы пропели противоречию осанну, но, похоже, так и не догнали, в чем суть. А суть а том, что Гегель ввел противоречие в понятие. Вещь есть и одновременно ее нет. Вещь единична и одновременно всеобща. Бытие есть всё, но одновременно оно ничто.
С этого, кстати, и начинается изложение его диалектики. Бытие вообще, как и Ничто вообще лишены определений, поэтому они одно и то же, но они одновременно и противостоят друг друг.
Гегель подробно, зачастую путано, разъясняет эту кажущуюся абракадабру и проблему видит как раз в том, что любое понятие в человеческом языке есть подведение чего-то (субъекта) подо что-то (предикат) -- "это есть то". А понятие должно быть шире: "это есть то и не то". В жизни таких противоречивых понятий навалом, а вот философия и наука их до Гегеля сознательно стремились устранить. Не поняв этого, не стоит и пыжится говорить о Гегеле.
6) ГЕГЕЛЬ И ЗАКОН ПЕРЕХОДА КАЧЕСТВА В КОЛИЧЕСТВО
Вы попытались разобраться с такой сложной проблемой, как переход качества в количество. И постановка проблемы важна. Но не разобрались. Написали слишком много и путано. Впрочем, как и сам Гегель. А Гегеля нужно не понимать, не "разбираться" в нем, а попытаться почувствовать. Для меня, например, проблема перехода качества в количество очевидна. Вот вам живопись 20 века. Тот же "Черный квадрат" Малевича. Эта картина является финалом целой серии полотен. Вначале идут совершенно реалистические изображения, потом в поисках исконных форм художник переходит к линиям, геометрическим формам. И так по нарастающей доходит до пресловутого черного квадрата.
Можно бы сказать, что художник фордыбачит, но именно таким путем идёт все человеческое знание, Все цветовое многообразие мира сводится к 4-и цветам, все разнообразие форм к кубам и шарам, все многообразие веществ к нескольким элементам. Так происходит переход качества в количество.