верфь

Сергей Чуприн
  Красногорская судоверфь одно из первых предприятий города. Уже в начале 1950-х на крошечном полуостровке практически в центре города, на месте убитого японского лесопильного завода решили организовать сахалинское кораблестроение.
 Естественно, начиналось с малого - шлюпки-кунгасы-баркасы. Благо лес рядом, станки японцы с собой прихватить не удосужились (да и кто бы им позволил), кое-что осталось от фирмы, что через реку на устье собирала и ремонтировала те же рыболовецкие шхуны и кунгасы.
 Места на полу-островке было мало и как бы само-собой пришло  решение увеличить территорию, засыпав правобережное мелководье реки Красногорки песком, который взяли тут же, сравняв небольшую сопочку вместе с расположенным на ней синтоистским храмом.
 На этой рукотворной площадке и появился "шлюпочный цех", благополучно просуществовавший почти тридцать лет, пока у флота была нужда в привычных нам шлюпках, на смену которым к концу века пришли полимерные материалы, окончательно и бесповоротно поставив жирный крест на деревянном судостроении.
  А что же на полуострове? А здесь всё нормально. Административный центр с клубом, кинотеатром, бухгалтерией и общепитом. Чистенько, наглядно-красиво. Но вдруг в 1963 году Красногорский портпункт, до сих пор просто сосед-смежник,  приобретает новый статус и имя - Красногорский Морской Торговый Порт. И волею судьбы (или фортуны) судоверфь переходит в его структурное подчинение. Отныне она называется не так красиво, но зато очень длинно - "Судоремонтные мастерские Красногорского морского..." ну и так далее.
Короче - СРМ.
  Если спрос на шлюпки и пр. дерево девятнадцатого века неуклонно стремился к нулю, то на профилактику, ремонт и обслуживание даже собственных металлических плавсредств заказ мог запросто обеспечить круглогодичную загрузку.
 Особенно зимой, когда навигация замирала, а у причальной стенки собиралась очередь не только местных посудин, но даже из соседних регионов.
 И тут нельзя не отметить, что кому-то из "принимающих решение" пришла грандиозная идея - "...а не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира"(с)... Пардон, - "...а почему бы не попробовать строить суда самим?" С нуля? И попробовали. И получилось. И пошли в серию удивительные красавцы - самоходные рейдовые/прибрежные плашкоуты (СРП,СПП) с красивым названием "Красногорск". За неполные тридцать лет их было построено более 20 штук.
 В суровые девяностые многие из них побывали в Японии и даже Корее. Возили всё, что можно было погрузить от стройматериалов до автомобилей, хотя, конечно же предусмотрены были для иных целей и задач.
А что же "шлюпочный"?
 Некоторое время пытались продержаться на плаву, что-то строили, чтоб совсем не потеряться, переселили туда начальство, подсобку, стройгруппы,  "Гидрострой". Из полезного - сообразили таки котельную, но нагрянувшую "перестройку" с последующими событиями пережить так и не смогли, распавшись на молекулы. Впрочем, как и СРМ в частности, как и вся страна в целом.
Зато там замечательная рыбалка )
...
здесь с картинками:
https://ok.ru/chinnai/topic/155845958804285