Благочестивые обычаи

Новосельцев Григорий Петрович
Благочестивые обычаи
Опытами живого благочестия, обнимавшего все состояния общества в первые времена русской Церкви, служат народные благочестивые обычаи.

а) Великий князь Владимир Мономах, столько славный победами и подвигами за отчизну, писал в завещании князьям – детям своим: «принимайте с любовью благословение духовных... Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце и думайте: мы тленны, ныне живы, а завтра в гробе... В пути на коне, не имея дела, вместо суетных мыслей, читайте наизусть молитвы, или повторяйте хотя краткую, но лучшую молитву: Господи, помилуй. Не засыпайте никогда без земного поклона; а когда чувствуете себя нездоровыми, то поклонитесь в землю три раза. Да не застанет вас солнце на ложе. Идите рано в церковь воздать Богу хвалу утреннюю: так делал отец мой; так делали все добрые люди. Когда озаряло их солнце, они славили Господа радостью». Если же так жили князья, обязанные заботами не о себе только, но о тысячах подданных: то, без сомнения, так жили люди низших, сословий, не столь развлекаемые жизнью. Отсюда-то происходила та теплая любовь, которая строила и украшала храмы Божии с изумительной щедростью, при всей скудости тогдашних средств к избытку.

б) Брань с врагами креста Христова князья и войско начинали и оканчивали не иначе, как теплой молитвой к Богу; вообще же, отправляясь на войну, приготовлялись исповедью и св. причастием. В 1103 г., вступая в битву с полчищами половцев, князья и воины в молитвах дали обет, одни совершить поминовение по усопшим, другие – раздать милостыню бедным и монастырям. И славная победа окончилась благодарной хвалой Богу.

В 1111 г., в новой войне с половцами, «священники предшествовали войску и пели тропари и кондаки креста честного и канон пресв. Богородицы. «Вступая в самую брань, воины целовали друг друга, возведши очи свои на небо, призывали Бога вышняго». И опять надежда христианская была прославлена: «Бог вышний воззре на иноплеменники с гневом, падаху пред христьяны». Сами пленники говорили русским: «како можем битися с вами? а другие ездяху верху вас в оружьи светле и страшни, иже помогаху вам». Русские воздали сердечную хвалу Богу. Мстислав Изяславич в 1152 г. в день именин своих, дал всем пленным свободу. Святитель Иоанн новгородский полагал правило, что если бы кто находился и под епитимией, но идет на войну, разрешать его и сподоблять св. тайн. И по летописям видим, что кн. Андрей Боголюбский не прежде отправился на войну, с болгарами, как приготовив себя и все войско животворящей тайной.

в) Христианская любовь к бедным, в том числе к инокам и служителям храма, была господствующей добродетелью первых русских христиан. Доброе русское сердце, освященное благодатью христианства, свободно отверзалось для сострадания, и тем, чем только могло, делилось с неимущими. В летописи очень часто встречается отзыв о князьях того времени: «милостив бяше паче меры, тем и не щадяше имения своего, раздавая требующим»; или: «любовь имеяше ко всем, паче же милостыни прилежание паче всего дивную любя и славную милостыню». Особенно пред смертью князья считали за правило раздавать имение свое слугам своим, бедным, больным, храмам и монастырям. Так, летопись говорит о кн. Ярославе Остромысле: «Пред смертью находясь в тяжкой болезни, он собрал мужей своих и всю галичскую землю, созвал все соборы, монастыри, нищих, здоровых и больных, и так говорил со слезами: отцы, братия и дети, согрешил я больше всех, как никто другой: отцы и братья! простите и отпустите! – И приказал раздать имение свое монастырям и нищим. И раздавал три дня по всему Галичу».

г) Естественно, что по введении христианства в Россию взоры всех обратились на восток, откуда озарил Россию свет веры. Отсюда естественно было желание путешествовать на восток. Первым благочестивым путешественником в Афон был пр. Антоний. Преподобный Варлаам, около 1060 г., путешествовал в Иерусалим на поклонение святым местам его; это был, насколько известно, первый русский поклонник гроба Господня, и он же, по возвращении из Палестины, путешествовал в Царьград. В самом конце того же столетия игумен Даниил говорил: «поставих аз кандило на св. гробе и поклонихся честному гробу, и облобызах с любовию и со слезами место святое, идеже лежаше тело пречистое Господа нашего Иисуса Христа». Там он молился за свою отчизну, за ее князей, друзей и знакомых. Там он нашел и других поклонников русских. В 1175 г. посещала святые места знаменитая путешественница, игуменья княжна полоцкая, пр. Евфросиния. В половине XII столетия столько явилось желающих идти на восток, что пастырям Церкви надлежало иных останавливать. Хотя и не было у нас того, что в то же время было на западе – не шли толпы праздных людей с мечом в руках для защиты памятников вечной любви: но и игумен Даниил замечал: «многи, ходивше святых тех мест и видевше град Иерусалим и вознесшеся умом, яко нечто доброе сотворше, погубляют мзду свою». Нифонт, новгородский епископ, не дозволяя каждому идти на восток, говорил: «иные идут с тем, чтобы там и здесь скитаясь, есть и пить, – это худо, надобно запрещать». А св. Иоанн на вопрос Кирика: что делать с теми, которые связали себя обетом – идти в Иерусалим, отвечал: «налагать епитимию, ибо эти обеты губят землю». Сии запрещения, как очевидно, не уничижают, а возвышают достоинство путешествий, какие дозволяла русская Церковь.