Вокальное десятиборье и россиниевские гонки Путеше

Мари Козлова
  "Вокальное десятиборье" и "россиниевские гонки"
"Путешествие в Реймс", опера Россини, концертный зал Мариинского театра, 30 октября 2023 года.

Дирижер – Владислав  Карклин.
Коринна – Мария Баянкина.
Маркиза Мелибея – Анна Кикнадзе.
Графиня де Фольвиль – Ольга Пудова.
Мадам Кортезе – Анастасия Калагина.
Кавалер Бельфьоре – Дмитрий Воропаев.
Граф Либенскоф – Александр Михайлов.
Лорд Сидней – Магеррам  Гусейнов.
Дон Профондо – Николай  Каменский.
Барон Тромбонок – Илья
 Банник.
Дон Альваро – Виктор  Коротич.

Интересная, но трудная для певцов опера, замечательный состав основных солистов, среди которых меня особенно привлекали дебютирующий в опере Магеррам Гусейнов, а также знакомые по прежним спектаклям проверенные первоклассные исполнители этой оперы - Ольга Пудова, Анаставия Калагина, Анна Кикнадзе и Дмитрий Воропаев - все это стало убедительным мотивом, чтобы вновь пойти послушать "Путешествие в Реймс". Не последнюю роль играла и концертная версия представления оперы в зале с наилучшей акустикой для певцов. Ведь эта опера, как иногда говорят, "ни о чем", без выраженного сюжета, скорее напоминает театрализованный концерт и особой режиссуры не требует. Сами музыкальные номера создают главную интригу.
Театр, берущийся исполнить "Путешествие в Реймс", всегда бросает вызов безумной сложности
необычной оперы Россини, написанной по заказу для официальной коронации короля Франции Карла Десятого (1825). В репертуаре Мариинки "Путешествие в Реймс" значится уже полтора десятка лет и исполняется как в сценическом варианте на исторической сцене, так и в концертном. Незамысловатый сюжет без особой интриги как раз этому способствует - гости съезжаются в гостиницу модного курорта, решают поехать в Реймс на коронацию короля Карла X, но не находят лошадей. А узнав, что король проведет еще празднества в Париже, куда всех приглашает графиня де Фольвиль, все гости отеля "Золотая лилия" решают устроить праздник, где и развлекаются, показывая свои вокальные возможности.
Сам композитор называл свою оперу сценической кантатой, а позже, уже в годы ее возрожения (1984) после полуторавекового забвения, ее сравнили с "вокальным десятиборьем" и назвали "россиниевскими гонками".
Действительно, в «Путешествии в Реймс, или Гостиница “Золотая лилия”» (таково полное название оперы), все персонажи словно соревнуются друг с другом в виртуозности пения, в сложности исполняемых номеров, красоте и витиеватости пассажей и фиоритур! И эта запредельная вокальная сложность партий большого количества солистов первого ряда чаще всего была причиной редкого исполнения этой оперы. В опере в главных ролях задействованы десять певцов, которые должны справиться с виртуознейшими белькантовыми партиями, ведь когда Россини писал свою оперу по заказу французского королевского двора к коронации Карла Десятого, в его распоряжении были любые лучшие певцы и музыканты Франции и Италии! И он не поскупился и создал для большинства персонажей партии и ансамбли умопомрачительной сложности, которые надо исполнять в головокружительном темпе с безупречной дикцией. Именно из-за этого в опере нередко сокращают некоторые арии, вырезают другие музыкальные номера. Но в этот раз Мариинский театр как раз раскрыл большую купюру, около 20 минут звучания, - Магеррам Гусейнов с его великолепной белькантовой техникой пения смог блестяще исполнить большую арию и арию с хором Лорда Сиднея. Раньше эта сцена в спектаклях Мариинки не звучала. Певца можно поздравить с отличным дебютом в этой роли и в этой опере! Его выход пришелся на начало второй части формально одноактной оперы и задал особую энергетику всему оставшемуся действию. Там и кавалеры маркизы Мелибея (Анна Кикнадзе) выясняли отношения, и сама маркиза вдохновенно кокетничала со своим возлюбленным. Голос Анны Кикнадзе красиво звучал в этой партии, написанной Россини для контральто, любимого типа женского голоса композитора, очень низкого и чувственного. И у Анны Кикнадзе хорошо были слышны эти контральтовые нюансы партии.
Финал оперы, где все персонажи по очереди поют свои национальные песни и даже гимны (британский "Боже, храни короля!" - лорд Сидней (Магеррам Гусейнов)), напоминает игру а фанты, где каждому гостю надо исполнить какой-то номер, по желанию ведущего, а им был барон Тромбонок (Илья Банник). Картину общего веселья дополняли испанец дон Альваро (Виктор  Коротич), Коринна, римская поэтесса (Мария Баянкина) и антиквар дон Профондо (Николай Каменский).
Ожидаемо виртуозна была Ольга Пудова. Она прекрасно спела россыпи колоратур и высоченных нот, щедро подаренных Россини ее графине де Фольвиль. Красиво звучал и голос Анастасии Калагиной в партии хозяйки гостиницы мадам Кортезе.
Правда, темпы в некоторых вокальных номерах временами все-таки не достигали знакомого по записям ураганного уровня, а многие арии - виртуозной легкости, тем не менее звучали очень впечатляюще!
Как и знаменитый ансамбль Gran pezzo concertato для 14 (ЧЕТЫРНАДЦАТИ) голосов. Этот номер требует от певцов высочайшей вокальной техники, виртуозного владения голосом и умения высвечивать смешные моменты в музыке. Как писал один автор, у певцов и музыкантов, исполняющих эту оперу, "в жилах должно было бы бурлить шампанское вместо крови". Не зря же Пушкин уподоблял музыку Россини брызгам золотого шампанского!
И оно в этот вечер явно искрилось в концертном зале Мариинского театра!