246-й истребительный авиационный полк 2-го формиро

Владимир Савончик
246-й истребительный авиационный полк (2-го формирования)

(вч пп 26208)

(краткая историческая справка)

27 октября 1941 года по устному приказу начальника Учебно-Тренировочного Центра Военно-Воздушных Сил Южного Фронта полковника Комлева 295-й истребительный авиационный полк (1-го формирования) обменялся номером, печатью и штампами с 246-м истребительным авиационным полком (1-го формирования) и стал называться 246-м истребительным авиационным полком (2-го формирования)

Нахождение в строю:

С 27 октября 1941 года по 6 октября 1944 года.

В составе действующей армии:

С 27 октября 1941 года по 1 июня 1942 года (218 дней). Перечень №12. Боевых действий не вёл.
С 5 октября 1942 года по 17 декабря 1942 года (74 дня). Перечень №12.
С 26 июня 1944 года по 19 сентября 1944 года (86 дней). Перечень №12. Боевых действий не вёл.

В составе Видов Вооружённых Сил

С 27 октября 1941 года по 6 октября 1944 года – в составе Военно-Воздушных Сил.

В составе объединений:

С 27 октября 1941 года по 1 июня 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил Южного Фронта.
С 16 июня 1942 года по 1 октября 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил Закавказского Фронта.
С 5 октября 1942 года по 17 декабря 1942 года – в составе 5-й Воздушной Армии Черноморской Группы Войск Закавказского Фронта.
С 20 декабря 1942 года по 9 июня 1944 года – в составе Военно-Воздушных Сил Закавказского Фронта.
С 26 июня 1944 года по 10 августа 1944 года – в составе 16-й Воздушной Армии 1-го Белорусского Фронта.
С 10 августа 1944 года по 19 сентября 1944 года – в составе 4-й Воздушной Армии 2-го Белорусского Фронта.

В составе корпусов.

С 26 июня 1944 года по 19 сентября 1944 года – в составе 8-го Истребительного Авиационного Корпуса.

В составе дивизии:

С 5 октября 1942 года по 17 декабря 1942 года – в составе 236-й истребительной авиационной дивизии.
С 26 июня 1944 года по 10 августа 1944 года – в составе 215-й истребительной авиационной дивизии.
С 10 августа 1944 года по 19 сентября 1944 года – в составе 323-й истребительной авиационной дивизии.

Командир полка:

Герой Советского Союза майор Жердев Николай Прокофьевич – с 27 октября 1941 года по 15 мая 1942 года.
Майор Гнедич Дмитрий Борисович – с 8 июня 1942 года по сентябрь 1942 года.
Майор Кочетков Тимофей Иванович – с 23 сентября 1942 года по 30 декабря 1943 года.
Майор Попрыкин Александр Иванович – с 4 января 1944 года по 19 сентября 1944 года.

Участие в операциях и битвах:

Переформирование по штату 015/174 и переучивание на истребитель ЛаГГ-3 при 25-м запасном авиационном полку на аэродроме Аджи-Кабул – с 16 июня 1942 года по 1 октября 1942 года.
Туапсинская операция – с 5 октября 1942 года по 17 декабря 1942 года.
Переформирование по штату 015/284 при 25-м запасном авиационном полку на аэродроме Аджи-Кабул – с 20 декабря 1942 года по 15 апреля 1943 года.
Переучивание на истребители P-39 Aircobra и P-40 Kittyhawk при 26-м запасном авиационном полку на аэродроме Сандары – с 15 апреля 1943 года по 6 октября 1943 года.
Переучивание и перевооружение на истребители Hurricane при 25-м запасном авиационном полку на аэродроме Аджи-Кабул – с 6 октября 1943 года по 9 июня 1944 года.
Переучивание на истребитель Як-1 – с 10 августа 1944 года по 19 сентября 1944 года.

Потери:

? апреля 1942 года. Маслов Василий Григорьевич. Техник-лейтенант. Авиационный механик 246-го истребительного авиационного полка. Пропал без вести. Жив.

7 октября 1942 года. Стародубцев Василий Макарович. Младший лейтенант. Командир звена 246-го истребительного авиационного полка. Погиб в воздушном бою на самолете ЛаГГ-3 в районе Навагинской (район Туапсе).
7 октября 1942 года. Дагаев Алексей Иосифович. Младший лейтенант. Командир звена 246-го истребительного авиационного полка (1 личная победа). В воздушном бою в районе с. Шаумян на самолёте ЛаГГ-3 был подбит и с резким снижением ушел в сторону моря. В часть не вернулся.

9 октября 1942 года. Пантелеев Василий Григорьевич. Сержант. Лётчик 246-го истребительного авиационного полка (1 групповая победа). Сбит на самолёте ЛаГГ-3 в воздушном бою. Похоронен 5 км юго-вост. Туапсе.

11 октября 1942 года. Фёдоров Пётр Демидович. Капитан. Командир эскадрильи 246-го истребительного авиационного полка (65 боевых вылетов, 6 личных побед). Сбит на самолёте ЛаГГ-3 в воздушном бою. Похоронен в с. Лазаревское. Похоронен Краснодарский край, Шапсугский р-н, Лазаревский с/с, с. Лазаревское. 19 декабря 1942 года награждён орденом Отечественной Войны I степени.
11 октября 1942 года. Калмыков Спиридон Павлович. Старший сержант. Лётчик 246-го истребительного авиационного полка (1 личная и 1 групповая победа). Сбит на самолёте ЛаГГ-3 в воздушном бою. Похоронен в с. Лазаревское. Похоронен Краснодарский край, Шапсугский р-н, Лазаревский с/с, с. Лазаревское.

30 октября 1942 года. Алексеев Иван Иванович. Старший сержант. Лётчик 246-го истребительного авиационного полка (1 личная и 4 групповые победы). Не вернулся с боевого задания на самолёте ЛаГГ-3.

15 ноября 1942 года. Поздняков Константин Константинович. Старший сержант. Лётчик 246-го истребительного авиационного полка. Погиб на самолёте ЛаГГ-3 в воздушном бою над аэродромом Лазаревское.

14 декабря 1942 года. Тоичкин Афанасий Никитович. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи 246-го истребительного авиационного полка (6 личных и 1 групповая победа). Не вернулся с боевого задания на самолёте ЛаГГ-3.
14 декабря 1942 года. Кобелянский Виктор Яковлевич. Старший сержант. Лётчик 246-го истребительного авиационного полка (2 личные и 1 групповая победа). Не вернулся с боевого задания на самолёте ЛаГГ-3.

Воздушные победы:

5 октября 1942 года. Селезнёв Алексей Петрович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил Bf.109 в районе Шаумян(3)
6 октября 1942 года. Тоичкин Афанасий Никитович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил Bf.110 в районе Гунайка(1)
6 октября 1942 года. Фёдоров Пётр Демидович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил Bf.109 в районе Гунайка(1)
7 октября 1942 года. Гридюшко Валентин Михайлович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил Bf.109 в районе Навагинская(1)
7 октября 1942 года. Камозин Павел Михайлович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил Bf.109 восточнее Шаумян(1)
7 октября 1942 года. Камозин Павел Михайлович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил Bf.109 восточнее Шаумян(2)
7 октября 1942 года. Камозин Павел Михайлович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил Bf.109 восточнее Шаумян(3)
7 октября 1942 года. Пантелеев и Селезнёв. На истребителях ЛаГГ-3 сбили в паре Bf.110 в районе Гунайка.
7 октября 1942 года. Селезнёв Алексей Петрович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил Bf.110 в районе в районе Гунайка(4)
7 октября 1942 года. Тоичкин Афанасий Никитович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил Bf.110 в районе Гунайка(2)
7 октября 1942 года. Тоичкин Афанасий Никитович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил Bf.109 восточнее Шаумян(3)
7 октября 1942 года. Тоичкин Афанасий Никитович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил Bf.109 восточнее Шаумян(4)
7 октября 1942 года. Фёдоров Пётр Демидович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил Bf.109 в районе Навагинская(2)
11 октября 1942 года. Тоичкин Афанасий Никитович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил Bf.109 в районе Шаумян(5)
11 октября 1942 года. Фёдоров Пётр Демидович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил Bf.109 восточнее Шаумян(3)
11 октября 1942 года. Фёдоров Пётр Демидович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил Bf.109 восточнее Шаумян(4)
11 октября 1942 года. Фёдоров Пётр Демидович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил Bf.109 в районе Гойтх(5)
11 октября 1942 года. Фёдоров Пётр Демидович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил Bf.109 в районе Гойтх(6)
16 октября 1942 года. Камозин Павел Михайлович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил FW.189 северо-восточнее Гойтх(4)
25 октября 1942 года. Гридюшко Валентин Михайлович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил Bf.109 в районе Индюк(2)
25 октября 1942 года. Гридюшко Валентин Михайлович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил в группе FW.189 в районе Навагинская.
28 октября 1942 года. Кобелянский Виктор Яковлевич. На истребителе ЛаГГ-3 сбил Bf.109(1)
28 октября 1942 года. Кобелянский Виктор Яковлевич. На истребителе ЛаГГ-3 сбил Bf.109(2)
29 октября 1942 года. Алексеев Иван Иванович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил Bf.109.
29 октября 1942 года. Алексеев Иван Иванович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил в группе Ju.87.
29 октября 1942 года. Алексеев Иван Иванович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил в группе Ju.87.
29 октября 1942 года. Алексеев Иван Иванович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил в группе Ju.87.
29 октября 1942 года. Алексеев Иван Иванович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил в группе Ju.87.
30 октября 1942 года. Гридюшко Валентин Михайлович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил в группе Bf.109 в районе Перевальный.
10 ноября 1942 года. Тоичкин Афанасий Никитович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил Bf.109 в районе Рождественка(6)
14 декабря 1942 года. Кобелянский и Тоичкин. На истребителях ЛаГГ-3 сбили в паре Ju.52 над излучиной реки Гунайка.

СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ.

Награждены орденами СССР:

Приказ Командующего Закавказским Фронтом №051/н от 24 ноября 1942 года.

Селезнёв Алексей Петрович. Старший лейтенант. Командир эскадрильи. Орден Красного Знамени(2)

Приказ Командующего 5-й Воздушной Армией Закавказского Фронта №04/н от 19 декабря 1942 года.

Камозин Павел Михайлович. Младший лейтенант. Командир звена. Орден Отечественной Войны I степени.
Фёдоров Пётр Демидович. Капитан. Командир эскадрильи. Орден Отечественной Войны I степени.

Приказ командира 236-й истребительной авиационной дивизии №03/н от 22 декабря 1942 года. Кудряшов.

Конищев Василий Фёдорович. Старший техник-лейтенант. Старший техник эскадрильи. Орден Красной Звезды.
Перминов Анатолий Ефимович. Старший сержант. Командир звена. Орден Красной Звезды.

Наградные приказы полка.

01/н от 15 декабря 1942 года. Кочетков.

Вооружение:

ЛаГГ-3
Hurricane

Дислокация:

Аджи-Кабул – с 16 июня 1942 года по 1 октября 1942 года.
Аджи-Кабул – с 20 декабря 1942 года по 15 апреля 1943 года.
Сандары – с 15 апреля 1943 года по 6 октября 1943 года.
Аджи-Кабул – с 6 октября 1943 года по 9 июня 1944 года.

6 октября 1944 года 246-й истребительный авиационный полк (2-го формирования) переформирован в 10-й Польский истребительный авиационный полк.

Дополнительная информация:

Дважды Герои Советского Союза проходившие службу в полку:

Камозин Павел Михайлович – с сентября 1942 года по декабрь 1942 года.

Герои Советского Союза проходившие службу в полку:

Жердев Николай Прокофьевич – с 27 октября 1941 года по 15 мая 1942 года.

Лётчики-асы проходившие службу в полку:

Гридюшко Валентин Михайлович – с сентября 1942 года по 17 декабря 1942 года.
Долгалев Сергей Семёнович – с 27 октября 1941 года по июнь 1942 года. Побед в составе полка нет.
Жердев Николай Прокофьевич – с 27 октября 1941 года по 15 мая 1942 года. Побед в составе полка нет.
Камозин Павел Михайлович – с сентября 1942 года по декабрь 1942 года. 4 личные победы в составе полка.
Селезнёв Алексей Петрович – с сентября 1942 года по декабрь 1942 года. 2 личные и 1 групповая победа в составе полка.
Тоичкин Афанасий Никитович – с 20 июля 1942 года по 14 декабря 1942 года. 6 личных и 1 групповая победа. Погиб.
Фёдоров Пётр Демидович – с сентября 1942 года по 11 октября 1942 года. 6 личных побед в составе полка. Погиб.

Версия от 6 ноября 2023 года.

Долгалев Сергей Семёнович

Родился 1 мая 1923 года в городе Одессе (Одесская область Украины). Окончил 10 классов средней школы. В 1940 году добровольно вступил в ряды Красной Армии. 16 апреля 1941 года окончил Серпуховскую объединённую военную школу авиационных техников. Служил младшим авиационным специалистом в 246-м ИАП (Одесский военный округ).
С 22 июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. По октябрь 1941 года служил в составе того же 246-го ИАП (с августа 1941 года полк входил в состав 66-й ИАД ВВС Южного фронта, но боевой работы не вёл; с сентября 1941 года в Учебно-тренировочном центре ВВС Южного фронта занимался обучением и тренировкой молодых пилотов на И-16 для частей ВВС фронта). Летом 1942 года направлен на курсы лётчиков при 1-м Особом учебно-тренировочном полку 1-й Воздушной Армии. С января 1943 года служил лётчиком при Учебном центре 234-й и 303-й ИАД. С апреля 1943 года младший лейтенант С. С. Долгалев воевал в составе 20-го ИАП (14 апреля 1944 года преобразован в 139-й Гвардейский ИАП). Прошёл путь от рядового лётчика до командира звена. Летал на Як-1, Як-7 и Як-9. Имел лёгкое ранение в ногу.
16 января 1945 года командир звена 139-го Гвардейского истребительного авиационного полка (303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) Гвардии лейтенант С. С. Долгалев в воздушном бою восточнее Маллвишкен сбил самолёт ФВ-190, а другой уничтожил таранным ударом. Сам благополучно приземлился на своём аэродроме.
18 февраля 1945 года при штурмовке немецких войск в районе залива Фриш Гаф был сбит зенитным огнём и совершил вынужденную посадку на территории противника. Наши лётчики прикрыли его огнём, не давая немецким солдатам подобраться к нему. Тем временем, Гвардии младший лейтенант В. Г. Михеев на самолёте По-2 приземлился у подбитого Як-9У и доставил лётчика на свой аэродром.
К 9 мая 1945 года Гвардии старший лейтенант С. С. Долгалев совершил 194 боевых вылета, провёл около 30 воздушных боёв, сбил лично 7 и в составе пары 1 самолёт противника. Участник Советско-Японской войны в августе 1945 года (воздушных побед не имел).
После окончания войны продолжал служить в ВВС. С декабря 1945 года - заместитель командира эскадрильи 139-го Гвардейского ИАП, спустя год - на той же должности в 85-м Гвардейском ИАП. С июля 1949 года учился в Военно-Воздушной академии, через год оставил учёбу и был назначен командиром звена 672-го ИАП. С мая 1951 года - заместитель командира эскадрильи того же полка. С июля 1955 года - старший инструктор-лётчик оперативно-разведывательного отдела 104-й ИАД. С 29 декабря 1956 года - заместитель командира 729-го ИАП. С 28 декабря 1957 года - заместитель командира 148-го Гвардейского ИАП. С 5 июня 1958 года - заместитель командира 665-го ИАП. С 25 марта 1961 года - в распоряжении командующего 8-й Отдельной армии ПВО. С 23 июня 1961 года Гвардии подполковник С. С. Долгалев - в запасе. Работал авиадиспетчером в Одесском аэропорту. Умер 2 февраля 1995 года.
Награждён орденами: Красного Знамени (19.02.1944, 06.11.1944, 24.01.1945, 04.06.1955), Отечественной войны 1-й степени (29.04.1945), Отечественной войны 2-й степени (06.10.1943, 11.03.1985), Красной Звезды (30.12.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (15.11.1950).

Гнедич Дмитрий Борисович

Родился в 1908 году в с. Карбовка Доброведичковского района Одесской губернии, Украина. В РККА с 1928 года. В 1931 году окончил Борисоглебскую ВШЛ. Член ВКП(б) с 1940 года. Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 года в должности заместителя командира 277-го бомбардировочного авиационного полка. Затем был назначен командиром 246 авиационного истребительного полка (08.06.1942 – _.09.1942). В учебно-тренировочном центре ВВС Южного фронта занимался обучением и тренировкой молодых пилотов на И-16 для частей ВВС фронта. Далее назначен командиром 270-го авиационного истребительного полка (16.07.1942 – 06.07.1943). В мае 1944 года был откомандирован в 4-й гвардейский авиационный Гомельский корпус дальнего действия, где в короткий срок переучен на самолёт Б-25 и в качестве командира корабля Б-25 совершил два боевых вылета ночью. 20-го июня назначен командиром вновь формируемого 341-го отдельного дневного авиационного полка дальнего действия (начальник штаба гвардии подполковник Нестеренко Ефим Максимович). Подполковник. Награждён орденам Красного Знамени (05.11.1944), Красной Звезды (03.11.1944), Суворова III степени (04.06.1945), медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945). Послевоенная судьба не известна.

Жердев Николай Прокофьевич

Родился 5 мая 1911 года на руднике Рутченково (ныне в черте города Донецка, Украина). Окончил 7 классов в городе Донецке и механико-металлургический техникум в городе Мариуполе. Работал слесарем на Мариупольском металлургическом заводе, а с января 1932 года - механиком-конструктором в проектном отделе на заводе "Азовсталь", одновременно учился в аэроклубе. С 21 августа 1934 года в рядах Красной Армии. По комсомольской путёвке был направлен в Луганскую военную авиационную школу пилотов. С декабря 1936 года служил лётчиком в 56-й ИАЭ (142-я ИАБР) ВВС Белорусского военного округа. С сентября 1937 года - командир звена. В феврале 1938 года переведён командиром звена в 57-ю ИАЭ.
Участник гражданской войны в Испании с 26 марта по 3 сентября 1938 года в должности лётчика, а затем и командира звена. Летал на И-15 и И-16. Выполнил около 70 боевых вылетов (боевой налёт 106 часов), провёл 15 воздушных боёв, сбил лично 3 самолёта противника (в том числе 1 - тараном). По возращению в СССР назначен помощником командира эскадрильи 10-го ИАП (Белорусский военный округ).
С 29 мая по 16 сентября 1939 года капитан Н. П. Жердёв принимал участие в Советско-Японском военном конфликте на реке Халхин-Гол в должности командира эскадрильи 70-го истребительного авиационного полка (1-я Армейская группа), летал на И-16. Выполнил 105 боевых вылетов, провёл 17 воздушных боёв, в которых сбил лично 5 и в составе группы 2 самолёта противника [согласно Представления к званию ГСС от сентября 1939 года "в воздушных боях сбил 11 И-97"].  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1939 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 169).
Затем продолжал службу в должности помощника командира 42-го истребительного авиационного полка. В мае 1940 года при вылете в Белосток потерял ориентировку и сел на аэродроме в оккупированной немецкими войсками Польше. Через 3 суток лётчик и самолёт были возвращены в СССР, но для Н. П. Жердёва этот факт повлёк служебные неприятности. С августа 1940 года служил в должности инспектор по технике пилотирования 38-й ИАБР. С 10 октября 1940 года - на такой же должности в 44-й ИАД. С 24 мая 1941 года - лётчик-инспектор по технике пилотирования 63-й ИАД.
С 22 июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны в составе Управлений 63-й истребительной авиационной дивизии), 246-го ИАП и 821-го ИАП. Сражался на Юго-Западном, Южном и Северо-Кавказском фронтах. Летал на И-16, Як-1 и ЛаГГ-3.
15 ноября 1942 года штурман 821-го истребительного авиационного полка (4-я Воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) майор Н. П. Жердёв погиб в авиационной катастрофе на самолёте УТИ-4. Похоронен в ауле Батаюрт (Хасавюртовский район Дагестанской АССР). На могиле установлен памятник. В городе Донецке имя Героя носит школа № 93, в которой он учился, на ней установлена мемориальная доска.
Награждён орденами: Ленина (22.02.1939, 17.11.1939), Красного Знамени (29.08.1939); медалью "ХХ лет РККА", монгольским орденом Боевого Красного Знамени (10.08.1939).

Камозин Павел Михайлович

Родился 3 (16) июля 1917 года в городе Бежице (в настоящее время находится в черте Бежицкого района города Брянска). В 1932 году окончил 6 классов, в 1934 году - школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Работал слесарем на паровозостроительном заводе "Красный Профинтерн". В 1936 году окончил Бежицкий аэроклуб и был оставлен в нём лётчиком-инструктором. С 12 февраля 1938 года в рядах Красной Армии. В октябре 1938 года окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Служил в должности лётчика 2-го ИАП (ВВС Киевского Особого военного округа; город Васильков). Летал на И-15бис и И-16. Участник похода советских войск в Западную Украину в сентябре 1939 года. С апреля по август 1940 года служил оперативным дежурным штаба 38-й АБР, с августа 1940 года - оперативным дежурным штаба 44-й ИАД (в Киевском Особом военном округе; город Умань).
С 22 июня 1941 года младший лейтенант П. М. Камозин на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в оборонительных боях на Украине. Вскоре добился направления для переучивания на новые типы истребителей. В 25-м ЗИАП ВВС Закавказского военного округа (город Кюрдамир, Азербайджан) переучился на ЛаГГ-3 и был оставлен в нём лётчиком-инструктором, обучил около 40 молодых пилотов.
С октября по декабрь 1942 года служил командиром звена 246-го ИАП (236-я ИАД, 5-я Воздушная армия, Закавказский фронт), летал на ЛаГГ-3. В декабре 1942 года был переведён заместителем командира эскадрильи в 269-й ИАП, где продолжал летать на ЛаГГ-3. Успешно воевал до мая 1943 года в составе Черноморской группы войск Закавказского фронта и на Северо-Кавказском фронте. Участвовал в Туапсинской, Новороссийско-Майкопской и Краснодарской операциях.
К 18 марта 1943 года заместитель командира эскадрильи 269-го истребительного авиационного полка (236-я истребительная авиационная дивизия, 5-я Воздушная Армия, Черноморская группа войск Закавказского фронта) младший лейтенант П. М. Камозин совершил 82 боевых вылета, в 23 воздушных боях лично сбил 12 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1148).
Летом 1943 года, находясь в 25-м ЗИАП, лейтенант П. М. Камозин осваивает американский истребитель "Аэрокобра", после чего получает назначение в 66-й ИАП (329-я ИАД, 4-я Воздушная армия), где вскоре назначается заместителем командиром эскадрильи. Вскоре был назначен командиром эскадрильи. Воевал на Северо-Кавказском фронте и в составе ВВС Отдельной Приморской Армии. Участвовал в Керченско-Эльтигенской и Крымской операциях.
16 ноября 1943 года, в одном первых боевых вылетов в новом полку, его самолёт был серьёзно повреждён огнём зенитной артиллерии, и лётчик приземлил его на нейтральной полосе, прямо у окопов своего боевого охранения. 5 декабря 1943 года, в тяжёлом воздушном бою над Керчью, его "Аэрокобра" была подбита истребителями противника. Камозин сумел совершить вынужденную посадку у берега косы Тузла. При посадке самолёт был разбит, но сам лётчик не пострадал и на следующий день вернулся в полк.
31 декабря 1943 года, во время боевого вылета в Крыму, он заметил транспортный самолёт Ю-52, шедший в окружении 6 Ме-109. Маскируясь в лучах солнца, П. М. Камозин набрал высоту и, приказав ведомому младшему лейтенанту А. В. Владыкину открыть огонь, разогнал истребитель до предельной скорости. Сблизившись с целью, длинной очередью поразил "Юнкерс", после чего, форсируя моторы, вместе с ведомым ушёл на свою территорию.
К 1 февраля 1944 года командир эскадрильи 66-го истребительного авиационного полка (329-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная Армия, ВВС Отдельной Приморской Армии) капитан П. М. Камозин совершил 131 боевой вылет, провёл 56 воздушных боёв, сбил 33 самолёта противника лично и 4 в составе пары. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года был награждён второй медалью "Золотая Звезда" (№ 23/II).
После полного освобождения Крыма 66-й ИАП был выведен в тыл. С июля по ноябрь 1944 года лётчики полка выполняли задачи по прикрытию Полтавского аэроузла, используемого авиацией союзников для "челночных" налётов на Германию и Румынию.
В декабре 1944 года капитан П. М. Камозин был переведён в состав 101-го Гвардейского ИАП (той же 329-й ИАД) на должность командира эскадрильи. Воевал на 2-м Белорусском фронте. Участвовал в Млавско-Эльбингской и Восточно-Померанской операциях.
5 марта 1945 года во главе 5 "Аэрокобр" Гвардии капитан П. М. Камозин сопровождал 8 бомбардировщиков "Бостон" в район города Берент (ныне Косцежина, Польша). При отходе от цели группа была атакована 12 ФВ-190. В момент атаки на самолёте П. М. Камозина заклинило мотор. С высоты 3500 метров он спланировал на свою территорию и произвёл вынужденную посадку с убранными шасси. При посадке самолёт был разбит, а лётчик получил тяжёлые травмы. День Победы он встретил в госпитале. Всего за годы войны совершил 186 боевых вылетов, провёл 90 воздушных боёв, сбил лично 34 и в составе пары 4 самолёта противника (в его лётной книжке указывается на 35 личных и 13 групповых побед).
После войны продолжал командовать эскадрильей 101-го Гвардейского ИАП (в Северной группе войск, город Быдгощ, Польша; с января 1946 - города Абсдорф и Айзенштадт, Австрия). Летал на Р-39 "Аэрокобра" и Р-63 "Кингкобра". С 4 сентября 1946 года Гвардии капитан П. М. Камозин - в запасе. Жил в городе Брянске, работал в Гражданской авиации. С декабря 1946 года - пилот, а в 1947-1952 гг. - заместитель командира 204-го авиаотряда спецприменения по лётной службе (город Брянск). В 1952-1955 гг. - заместитель командира авиаэскадрильи по лётной службе в 170-м авиаотряде спецприменения (город Брянск). Участвовал в проведении сельхозработ и аэрофотосъёмки на самолёте По-2. В 1955-1957 гг. - заместитель командира 189-го авиаотряда по лётной части (город Брянск). Летал на самолётах По-2 и Як-12. В марте 1957 года был отстранён от лётной работы. Налетал к этому времени более 5000 часов.
После ухода с лётной работы трудился диспетчером службы движения в 189-м авиаотряде и диспетчером отдела перевозок Брянского аэропорта. В 1970-1979 гг. - инструктор тренажёра в Брянском объединённом авиаотряде. Умер 24 ноября 1983 года. Похоронен на Центральном кладбище Советского района (Аллея Славы) в Брянске.
Бронзовый бюст П. М. Камозина установлен в Брянске (открыт в 1950 году). Его именем названы улицы в Брянске и селе Отрадное Брянского района, переулок в городе Сочи (Краснодарский край). В Брянске на здании аэропорта и Бежицкого авиаспортивного клуба ДОСААФ установлены мемориальные доски. Имя П. М. Камозина носят Брянский авиационно-спортивный клуб и средняя школа № 11 в Брянске. Почётный гражданин Брянска (с 1966 года).
Награждён орденами: Ленина (01.05.1943), Красного Знамени (23.03.1943, 21.11.1943), Александра Невского (31.01.1944), Отечественной войны 1-й степени (19.12.1942); медалями.

Селезнёв Алексей Петрович

Родился в 1914 году в Поныровском районе Курской области. С 1934 года в рядах Красной Армии. В ноябре 1936 года окончил Качинское военное авиационное училище лётчиков, служил в ВВС Ленинградского военного округа.
Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг. в составе 7-го ИАП, летал на И-16. В воздушных боях лейтенант А. П. Селезнёв сбил в паре 1 самолёт противника.
С июня 1941 года старший лейтенант А. П. Селезнёв на фронтах Великой Отечественной войны в должности старшего адъютанта 131-го ИАП (ВВС Южного фронта), летал на И-16 и ЛаГГ-3. 13 августа 1941 года в воздушном бою ранен в ногу. С сентября 1942 года - командир эскадрильи в 246-м ИАП (236-я ИАД, 5-я Воздушная армия, Закавказский фронт), летал на ЛаГГ-3. С декабря 1942 года по июнь 1943 года воевал в составе неустановленного авиационного полка, где сбил (по наградным документам) 3 самолёта противника лично и 1- в группе. С июня 1943 года - штурман 863-го ИАП (230-я ШАКД, 4-я Воздушная армия), с декабря 1943 года - командир полка, летал на ЛаГГ-3 и Ла-5. С декабря 1944 года - в составе 609-го ИАП, летал на Ла-5.
К маю 1945 года майор А. П. Селезнёв выполнил около 200 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 8 и в составе группы 3 самолёта противника (в материалах последнего наградного листа говорится о 10 личных и 1 групповой победах).
Награждён орденами: Красного Знамени (05.11.1941, 24.11.1942), Отечественной войны 1-й степени (29.04.1944).