Когда жажда мести сильнее благородства Сила судьбы

Мари Козлова
 Когда жажда мести сильнее благородства
"Сила судьбы", опера Верди, историческая сцена Мариинского театра, 1 ноября 2023 года

Дирижер – Кристиан Кнапп.
Донна Леонора – Татьяна Сержан.
Дон Альваро – Денис Закиров.
Дон Карлос – Роман Бурденко.
Прециозилла – Дарья Рябоконь.
Падре Гуардиано – Юрий Воробьёв.
Фра Мелитоне – Андрей Спехов.

В этом спектакле для меня было несколько притягательных моментов - несравненная Татьяна Сержан в роли Леоноры, дебют любимого тенора Дениса Закирова в роли дона Альваро и первое выступление многообещающей меццо-сопрано Дарьи Рябоконь в роли цыганки Прециозиллы. И еще - впечатляющий Юрий Воробьев в роли падре Гуардиано и Роман Бурденко в роли дона Карлоса ди Варгаса, которого я еще не слышала в этой партии. Участие этих певцов в представлении особой петербургской оперы Верди, а также Кристиан Кнапп за дирижерским пультом обещало и подарило интересный театральный вечер. Но меня влекло и к самой "Силе судьбы" еще какое-то сильное чувство - непреодолимое желание услышать эту завораживающую музыку, погрузиться в водоворот мелодий и страстей и насладиться звучанием голосов и оркестра. Не зря, видимо, я когда-то пошутила, что мой организм работает на музыке. Она у меня, похоже, почти буквально вошла в плоть и кровь.
И мое ожидание от спектакля оправдалось. Музыка с первых тактов увертюры властно завладела всем моим существом и унесла вместе с героями в далекую Испанию, где стечение обстоятельств привело к случайной смерти маркиза ди Калатравы и началась вендетта в благородном семействе: жестокий рок разлучил влюбленных, но неутомимо жаждущий их крови наследник титула дон Карлос их нашел и мстительно лишил жизни. Не помогли ни их благородные поступки, ни смелость и раскаяние, ни мольбы и слезы, ни два тяжелых ранения на дуэли. Сила судьбы оказалась поистине фатальной: не зря "Fatalita!" рефреном звучит в трагической арии Леоноры. От судьбы никто не ушёл!
Феноменальная Татьяна Сержан в роли Леоноры и восхищает, и умиляет, и радует. Такая мощь вокала, такие выразительные модуляции голоса, такая эмоциональная наполненность пения! Ее героиня, поначалу нежная и трепетная, становится испуганной и отчаянно изобретательной после внезапной гибели отца.
Интересным оказался и дебют Дениса Закирова в роли дона Альваро. Певец сумел высветить красоту этой партии незаурядным звучанием своего голоса, подчеркнуть ее лирические мелодии, которые были отчетливо слышны в его исполнении. Многообещающий дона Альваро появился в Мариинском театре!
Достойно выступила в роли Прециозиллы и Дарья Рябоконь! Ее сочное меццо-сопрано уверенно и выразительно звучало и в темпераментных песнях, прославляющих войну и военную жизнь, и в энергичном "Ратаплане". И это стало настоящим подарком - хорошую Прециозиллу не часто удается услышать в Мариинке. А теперь такая замечательная исполнительница этой роли с красивым ярким голосом есть!
"Сила судьбы" - опера глубокая и многогранная. На каждом очередном спектакле в ней открывается для слушателя что-то новое. И я полюбила эту оперу не сразу, проникалась ею постепенно - сначала, благодаря Владиславу Сулимскому, исполнявшему роль дона Карлоса ди Варгаса, захватила сцена в таверне с бравурной прославляющей войну песней Прециозиллы и балладой дона Карлоса "Я студент из Саламанки", потом покорила энергия жизни в военном лагере, с зажигательной тарантеллой, кокетливыми куплетами той же Прециозиллы, комичной обличительной проповедью фра Мелитоне и феерическим "Ратапланом" - грандиозным патриотическим хором с Прециозиллой в качестве вдохновенного запевалы. Лишь после этого мне открылась красота арии Леоноры "Мира, покоя, дай мне, о Боже", начинающей финальную картину. А теперь, на прошедшем спектакле, я расслышала, благодаря Денису Закирову, и чарующие мелодии партии дона Альваро. Полагаю, что и следующий спектакль подарит мне что-то новое в этом мощном творении Верди.