Старинная музыка собрала полный зал и вызвала бурн

Мари Козлова
 Старинная музыка собрала полный зал и вызвала бурную овацию

Музыка барокко: Вивальди, Гендель, Рамо, концертный зал Мариинского театра, 4 ноября 2023 года.

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Антонина Весенина,
Дарья Росицкая,
Клим Тихонов,
Павел Стасенко.
Оркестр Мариинского театра.
Дирижер – Михаил Шехтман (Антоненко).
Ответственный концертмейстер – Юрий  Кокко.

Музыка Вивальди, Генделя и Рамо, композиторов эпохи барокко, звучала в концертном зале Мариинского театра почти при полном аншлаге и вызвала у слушателей неподдельный интерес и искреннее восхищение. В зале было много молодежи и людей среднего возраста, что явно опровергало утверждение некоторых театральных деятелей, что для привлечения в театр этой категории зрителей нужны особые меры по осовремениванию исполнения классической музыки и сближения ее с массовой культурой. В предложенном концерте, к счастью, ничего подобного не было. А было талантливое, высокопрофессиональное, потрясающее исполнение барочной музыки в том самом старинном стиле, характерном для звучания этих антикварных произведений, созданных в 17-18 веках. В программе были предсталены арии из опер, кантат и ораторий Антонио Вивальди, Георга Фридриха Генделя и Жан-Филиппа Рамо.
Эти сложнейшие музыкальные шедевры исполнили молодые певцы и музыканты, демонтрируя свои недюжинные возможности, высочайший профессионализм и исполнительскую культуру, а также тонкое понимание барочного стиля в музыке.
Они потрясающе пели, поражая своей умопомрачительной вокальной техникой, легкостью и подвижностью голоса, легким дыханием и точностью интонаций, способностью к быстрым модуляциям и четкой динамичной дикцией.
Особенно удивтла своим пением Дарья Росицкая. Я всегда восхищалась тембральным богатством ее голоса и красотой звучания. Но в этом концерте она раскрылась и как потрясающая исполнительца музыки барокко! Певица в совершенстве владеет и техническими приемами барочного пения и стилистическими тонкостями исполнения таких произведений. Прекрасна была и Антонина Весенина, обладательница легкого динамичного сопрано, показавшая себя умелым интерпретатором старинных арий из опер Вивальди, Генделя и Рамо.
Интересно звучали произведения этих композиторов и у Клима Тихонова, особенно трагическая ария ослепленного Самсона из одноименной оратории Генделя.
Прекрасен был оркестр под управлением Михаила Шехтмана. Восхищение вызвали и солировавшие в оркестре музыканты, прежде всего Юрий Кокко (клавесин) и Константин Щеников-Архаров (лютня).
Конечно, в успехе концерта огромна заслуга ответственного концертмейстера Юрия Кокко и дирижера Михаила Шехтмана. Именно концертмейстеры обычно работают с певцами, оттачивая стилистические особенности исполнения. И поскольку дирижер Михаил Шехтман известен как многолетний исполнитель и интерпретатор музыки барокко, он придал блеск и совершенство окончательным вокальным трактовкам прозвучавших произведений.
Хотя высокий уровень технической подготовки, являющийся главным условием успешного исполнения вокальной орнаментики в вокальных сочинениях эпохи барокко, это, безусловно, заслуга самих певцов.
Ведь, как пишут специалисты, "в эпоху барокко исполнитель был соавтором сочинения, вдыхая в нотный текст жизнь при помощи импровизации". Поэтому исполнение барочной музыки сегодня требует от певцов долгой и вдумчивой подготовки, учитывающей существующие особенности ее звучания. Это и чисто техническое совершенство пения - эластичность и гибкость голоса, правильное дыхание, умелые модуляции голоса, владение техникой атаки звука, а также раскрытия его тембральных возможностей.
Есть еще одна особенность барочной вокальной традиции: "место и роль композитора, в отличие от более поздних музыкальных стилей, достаточно ограничено и регламентировано. Напротив, роль исполнителя, от искусства которого зависит художественная ценность произведения, чрезвычайно велика, но также регламентирована системой принципов и правил" (Ищенко, Е. В. Художественные принципы вокальной музыки барокко и современные исполнительские проблемы // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 240-242. — URL: https://moluch.ru/archive/457/100651/ (дата обращения: 06.11.2023)).
Все эти непростые задачи и были блестяще решены замечательными участниками концерта барочной музыки! Ждем продолжения!
Финальный зажигательный квартет из оперы Рамо "Галантные Индии", в котором помимо уже названных певцов участвовал Павел Стасенко, настолько понравился публике, что был повторен на бис. Овация после концерта была долгая и бурная.