Опера, по которой скучаешь Бал-маскарад, опера Вер

Мари Козлова
 Опера, по которой скучаешь

"Бал-маскарад", опера Верди, новая сцена Мариинского театра, 26 октября 2023 года.

Дирижер – Кристиан Кнапп.
Ричард – Мигран Агаджанян.
Амелия – Татьяна Сержан.
Ренато – Ариунбаатар  Ганбаатар.
Ульрика – Анна Кикнадзе.
Оскар – Кристина Гонца.
Самуэль – Глеб Перязев.
Том – Владимир Феляуэр.

Музыка этой оперы завладевает сердцем постепенно, но прочно. Поэтому по этой музыке, порой, скучаешь, как по близкому человеку, время от времени душа желает ее услышать и пережить всю гамму чувств, заложенную в нее композитором. И сюжет в опере волнуюший - роковая платоническая любовь главных героев, породившая жгучую ревность, закончившуюся убийством. Для него создана чарующая музыка, кульминацией которой для меня всегда становится тихий изящный "менуэт смерти", под звуки которого в финале Амелия предупреждает Ричарда о готовящемся на него покушении на бале-маскараде. Я всегда жду это место с особым чувством, этот затаенно печальный мотив неизменно волнует неминуемой несправедливостью грядущей развязки. Хотя в любовных треугольниках в романтических операх иначе и не бывает.
Замечательные исполнители только усиливали ощущение радостной печали от встречи с любимой оперой.
И оперной звездой первой величины в прекрасном созвездии певцов была Татьяна Сержан (Амелия). Яркий выразительный голос певицы придавал взволнованность всему действу, подчеркивал эмоциональный накал всей истории и радовал красотой звучания. Сопрано Татьяны Сержан неизменно вызывает восхищение - это голос настоящей примадонны, которым певица может выразить любые, самые мощные и самые тонкие нюансы музыки, любые движения души своей героини и ее психологические состояния! У Татьяны Сержан все вокальные и драматические элементы роли волнуют и захватывают. Ее Амалия женственна, обаятельна, беззащитна, но одновременно сильна духом, честна и прямодушна. Настоящим шедевром прозвучала в ее исполнении трагическая ария-мольба "Умру, но умоляю" в четвертом действии, обращенная к Ренато. Она задает тон драматичности всего действия. И это удачно продолжает достойный партнер примадонны - Ариунбаатар  Ганбаатар (Ренато), обладатель мощного и интересного баритона. В этой роли я слышала его впервые. Он яростно исполняет свою гневную арию "Ты разбил сердце мне", а потом энергично договаривается о мести Ричарду с заговорщиками Самуэлем (Глеб Перязев) и Томом (Владимир Феляуэр). Тоже впечатляющая парочка!
Мигран Агаджанян достойно представил благородного Ричарда, графа Варвика, губернатора Бостона. Меня больше всего тронуло его исполнение лирического ариозо "Вновь предо мной блеснет она" в первом действии.
Анна Кикнадзе впечатляюще исполнила роль колдуньи Ульрики, порадовав сочным звучанием своего меццо-сопрано, особенно красивыми низкими нотами. Ведь партия написана для особого низкого женского голоса - контральто.
В этот раз прекрасным был и Оскар (Кристина Гонца), что случается далеко не всегда. Шаловливый паж, озорник, словно не замечающий никаких проблем, окружающих людей, которым он служит, оживлял происходящее и оттенял своими веселыми песнями и балладами ужасающий трагизм ситуации.
Удивил своим звучным и интересным басом матрос Сильвано, в роли которого дебютировал Максим Даминов.
Каждый раз, слушая эту оперу, восхищаюсь обилием в ней захватывающих мелодий, ярких ритмов и музыкальной динамики. Правда, временами не могу отделаться от впечатления, что похожие мелодии мне доводилось слышать когда-то в советских опереттах.
Оркестр под управлением Кристиана Кнаппа и хор были явно в ударе. В итоге оперный вечер получился ярким и запоминающимся и подарил прекрасную встречу с любимой музыкой.
Радует и классическая постановка оперы, которая дает возможность насладиться именно творением великих авторов, без перевертывания смыслов, без режиссерской отсебятины, без ненужных постмодернистских заходов! Спасибо!