Обращение некоторых татар к христианству

Новосельцев Григорий Петрович
 Обращение некоторых татар к христианству
От равнодушия монгола к вере, от гордой уверенности его в предоставленной мечу его власти над миром, нельзя было ожидать великих побед для веры христианской: святая вера не потворствует страстям; исламизм был принят монголом вместо язычества оттого, что он пища для чувственности и страсти к войне. Тем не менее, вера христианская, вера, чтимая Россией, одерживала частные победы над татарами.

В 1265 году митрополит Кирилл открыл епархию сарайскую, посвятив Митрофана в епископа сей татарской епархии. Некоторые памятники ясно показывают, что пастырь сей епархии жил в самом стане орды. Сарайский архипастырь, кроме того, что предохранял ослабевавших христиан, живших в орде, и утешал князей, являвшихся к хану, и тем служил светильником и для татар. Сарайский епископ Феогност в 1301 году уже предлагал патриарху вопрос относительно крещения татар, и прямо говорил, что из них некоторые изъявляют желание креститься. Несколько диких отраслей, привитых в лозе Христовой, известны и истории. Таков, прежде прочих, св. Петр царевич – ясный пример тому, что пребывание христианских пастырей в орде не оставалось без влияния на татар. Ростовский епископ Кирилл прибыл в орду по нуждам своей церкви, и ласково принятый Бергаем, по его желанию, говорил о просвещении России св. верой, о том, как подвизался св. Леонтий в обращении ростовских язычников, как при гробе его совершаются чудеса во славу имени Христова и силой Христовой. Красноречивый рассказ так тронул племянника Бергаева, впоследствии Петра, что он стал размышлять о пустоте монгольской религии. Когда же Кирилл в следующем году опять прибыл в орду, то царевич тайно от матери и дяди отправился вместе с ним в Ростов, принял крещение, построил обитель при св. Игнатии ростовском, вступил в супружество и, овдовев, скончался преподобным иноком.

В то же время баскак Бога принял св. крещение по страху: озлобленный народ устюжский хотел (1262 г.) убить его: но Бога-Иоанн умер также праведником. Князь Феодор ярославский женился в орде на дочери хана Менгу-Темира, принявшей св. крещение с именем Анны и впоследствии отличавшейся высоким благочестием. После того видим нескольких князей, женившихся в орде. Сын князя Бахмета, прибывшего из орды в Мещеру в 1298 г. крестился сам с именем Михаила и крестил с собой многих татар. При вел. князе Иоанне Калите, от тревог в орде выехал в Россию с несколькими мурзами мурза Четь, и крещен с именем Захарии; это родоначальник Годуновых и других бояр.