автобус

Сергей Чуприн
- а пойдём на автобусе покатаемся?
- у меня денег нет...
- сегодня баба Феня кондуктором - возьмём билет за две копейки, она добрая, не выгонит.
 Вот такой аттракцион был у красногорских пацанов в шестидесятых.
Современники не поймут, но - это сущая правда. И про две копейки - тоже. Фокус в том, что купив билет за две копейки, пассажир имел право проезда на одну остановку. Добрая "баба Феня" закрывала глаза на мальчишек и на конечной она отрывала билетик за две коп. на обратный путь. А путь был неблизкий - аж тринадцать(!) остановок и почти час удовольствий )))
***
 Городской автобус в Красногорске появился уже в 1950-х годах. Маршрут был один - от ул. Чехова "на Восьмом" (позже его продлили до нового кладбища) и до ул. Рабочей на юге. Как правило, на маршруте работало два автобуса навстречу друг другу. Иногда, при необходимости (в определённые часы) добавляли третий и даже четвёртый.
 Причём, собственного автобусного парка в городе не было. Но была "автоколонна" Углегорского АТП, которая легко справлялась с поставленными задачами и не только по городским перевозкам, но и на "межгороде". Два раза в сутки в Ильинск к приходу поезда и мотрисы, и  один прямой - на Томари. Причём в Томари, как впрочем и в большинстве городов Сахалина, своего городского автобуса не было никогда.
   Автобус был очень популярен. Личного автотранспорта было категорически мало, как и в целом по стране, и потому заявки на транспорт в диспетчерской автоколонны лежали отдельным прессом в толстой красной папке и, как правило, исполнялись. А поводов "покататься" было более, чем много - спортсмены, агитбригады, артисты, по ягоду-грибы и даже просто вывезти детский садик на озеро позагорать, не говоря уже о многочисленных школьных мероприятиях и выездов "на силос-картошку".
 В начале шестидесятых в порядке эксперимента в город пригнали пару новеньких городских "ЛиАЗ"-ов. Но на нашем "жидком асфальте" они очень скоро превратились в старенькие и через полгода их вернули взад, заменив неубиваемыми вечными "ПАЗ"иками.
  В кризисные девяностые Красногорский автобус перенёс первый инфаркт, но таки был скорее жив, чем мёртв. И плечо здесь неожиданно подставил частный извоз, за что мы с благодарностью вспоминаем Морозова Сергея (не путать с Павликом) - пионера междугородних - до Южно Сахалинска - перевозок, на два десятилетия закрывший эту брешь в безумном  государственном провале.
 Сегодня всё устаканивается на довольно приличном уровне. Аккуратные остановки с "карманами" не испортили улицы города (назвать Красногорск селом у меня язык не повернётся никогда - оставим это для командированных начальников), а Красногорский автобус шестидесятых, на мой взгляд, достоин быть на гранитном пьедестале, пусть не в центре города, но как минимум напротив Автоколонны у озерца.
Заслужил.