Вместо заключения

Новосельцев Григорий Петрович
 В царствование Иоанна Грозного параллельно существовали такие виды казачества: служилые как часть войска и пограничная стража; находившиеся на службе царю, но бывшие в союзнических отношениях; наемники или частные военные компании на охране торговых путей, охране караванов и на службе купцов и бояр, пираты, "вольные казаки", казаки первопроходцы; в 16 веке появится массово еще одна группа "сходцы", те кто ушел на "великое поле". Этот период можно назвать рассветом всех форм казачества.  Вот такая пестрая картина.
Но время шло и все менялось, и само собой, в этой конкурентной борьбе выжили только служилые, которые стали одним из сословий. Можно конечно ностальгировать о той части истории, которая Вам больше нравится, но надо считаться и с реалиями современности. Из всех старых форм реально могут иметь перспективу только те виды которые не нарушают общественный порядок в государстве.
В чистом виде они не могут быть воспроизведены. Можно конечно играть в ролевые игры и реконструкции. Ваше право. Но с законами государства придется считаться.
И напоследок немного о ностальгии. Если взять за пример возрасты жизни человека, то самый привлекательный - это тот который условно можно назвать жизнь в "песочнице". Ни каких забот, делаешь все что хочешь, все тобой умиляются, любые капризы выполняются. Но проходит время появляются обязанности и ответственность а так же наказания за не благовидные поступки. Так и в истории любых социальных групп. История более чем тридцати лет "возрождения" казачества показала не радостную картину, "казаков" становится все меньше. Можно продолжать ностальгировать об удобной для Вас форме существования казачества, а можно быть реалистом и понимать в какой форме оно может существовать, а не вырождаться в современных условиях. Быть капризным ребенком мечтающем о невозможном или все же повзрослеть и взять на себя ответственность за семью, своих родных и близких и за страну.
 А для этого надо выбрать правильные ориентиры. Их правильность определяется верой православной. Лучшие ее представители канонизированы в лике святых либо совершили подвиги по защите и проповеди православной веры. Для этого и написана мной книга "казачий патерик". От правильности выбора этих ориентиров зависит будущее наших будущих поколений. На Украине мы видим к чему привел неправильный выбор тех на кого они хотят равняться. И результат мы видим: идет война, страна в разрухе, население уменьшилось вдвое.
Это только увеличивает актуальность этой книги.
Можно по разному относиться к этому явлению как "возрождение казачества" и его истории и ориентироваться на удобных для Вас формах.
История показала что именно потомки казаков до сих пор несут на себе православную традицию в нашем народе, правда не всегда это осознавая этот факт. При этом не имеет значение состоят ли они во множестве казачьих обществ, как федеральных так и региональных или же живут просто православной жизнью.
Заканчивая книгу я не ставлю точку. Так как надеюсь, что работа в этом направлении не закончится и найдутся другие примеры верности казаков православной вере.