Галлы и германцы по Юлию Цезарю

Кузьма Калабашкин
Характеристики галлов и германцев, в «Записках о галльской войне» Юлия Цезаря (58 – 50 гг. до н.э.)

ГАЛЛЫ

Во всей Галлии существуют вообще только два класса людей, которые пользуются известным значением и почетом, ибо простой народ там держат на положении рабов: сам по себе народ ни на что не решается и не допускается ни на какие собрания.

Большинство, страдая от долгов, больших податей и обид со стороны сильных, добровольно отдается в рабство знатным, которые имеют над ними все права господ над рабами.
Вышеупомянутые два класса – это друиды и всадники.

ДРУИДЫ принимают деятельное участие в делах богопочитания, наблюдают за правильностью общественных жертвоприношений, истолковывают все вопросы, относящиеся к религии.
К ним же поступает много молодежи для обучения наукам, и вообще они пользуются у галлов большим почетом.

Именно они ставят приговоры почти по всем спорным делам, общественным и частным; совершено ли преступление или убийство, идет ли тяжба о наследстве или о границах – решают друиды.
Они же назначают награды и наказания, и если кто (будет ли это частный человек или даже целый народ) не подчинится их определению, то они отлучают виновных от жертвоприношений.
Это у них самое тяжелое наказание.

Кто отлучен таким образом, тот считается безбожником и преступником, все его сторонятся, избегают с ним встреч и разговоров, чтобы не нажить беды, точно от заразного.
Как бы он того ни домогался, для него не производится суд, нет у него и права на какую бы то ни было должность.

Во главе всех этих друидов стоит один, который пользуется среди них величайшим авторитетом. По его смерти ему наследует самый достойный, а если таковых несколько, то друиды решают дело голосованием, а иногда спор о первенстве разрешается даже оружием.

В определенное время года друиды собираются на заседания в священное место в стране карнутов, которая считается центром всей Галлии.
Отовсюду сходятся сюда все тяжущиеся и подчиняются их определениям и приговорам.
Наука друидов, как думают, возникла в Британии и оттуда перенесена в Галлию; и до сих пор, чтобы основательнее с нею познакомиться, отправляются для ее изучения в Британию.

Друиды обыкновенно не принимают участия в войне и не платят податей наравне с другими (они вообще свободны от военной службы и от всех других повинностей).
Вследствие таких преимуществ многие отчасти сами поступают к ним в науку, отчасти их посылают родители и родственники.
Там, говорят, они учат наизусть множество стихов, и поэтому некоторые остаются в школе друидов по двадцати лет. Они считают грехом записывать эти стихи, между тем как почти во всех других случаях, именно в общественных и частных записях, они пользуются греческим алфавитом.

Мне кажется, такой порядок у них заведен по двум причинам: друиды не желают, чтобы их учение делалось общедоступным и чтобы их воспитанники, слишком полагаясь на записи, обращали меньше внимания на укрепление памяти.
Действительно, со многими людьми бывает, что они, находя себе опору в записях, с меньшей старательностью учат наизусть и запоминают прочитанное.

Больше всего стараются друиды укрепить убеждение в бессмертии души: душа, по их учению, переходит по смерти одного тела в другое; они считают, что такая вера устраняет страх смерти и тем возбуждает храбрость.
Кроме того, они много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величине мира и земли, о природе и о могуществе и власти бессмертных богов.

Другой класс у галлов – это ВСАДНИКИ.
Они выступают в поход, когда это необходимо и когда наступает война (а до прихода Цезаря им приходилось почти ежегодно вести или наступательные, или оборонительные войны).
При этом, чем кто знатнее и богаче, тем больше он держит при себе слуг и клиентов. В этом одном они видят свое влияние и могущество.

Все галлы чрезвычайно набожны. Поэтому люди, пораженные тяжкими болезнями, а также проводящие жизнь в войне и в других опасностях, приносят или дают обет принести человеческие жертвы. Этим у них заведуют друиды.

Галлы думают, что бессмертных богов можно умилостивить не иначе, как принесением в жертву за человеческую жизнь также человеческой жизни. У них заведены даже общественные жертвоприношения этого рода.
Некоторые племена употребляют для этой цели огромные чучела, сделанные из прутьев, которых они наполняют живыми людьми. Они поджигают их снизу, и люди сгорают в пламени.

Еще угоднее бессмертным богам, по их мнению, принесение в жертву попавшихся в воровстве, грабеже или другом тяжелом преступлении, а когда таких людей не хватает, тогда они прибегают к принесению в жертву даже невиновных.

Из богов они больше всего почитают Меркурия. Он имеет больше, чем все другие боги, изображений. Его считают изобретателем всех искусств, он же признается указывателем дорог и проводником в путешествиях.
Думают также, что он очень содействует наживе денег и торговым делам.

Вслед за ним они почитают Аполлона, Марса, Юпитера и Минерву.
Об этих божествах они имеют приблизительно такие же представления, как остальные народы: Аполлон прогоняет болезни, Минерва учит начаткам ремесел и искусств, Юпитер имеет верховную власть над небожителями.

Марс руководит войной.
Перед решительным сражением галлы обыкновенно посвящают ему будущую военную добычу, а после победы приносят в жертву все захваченное живым, остальную же добычу сносят в одно место.
Во многих общинах можно видеть целые кучи подобных предметов в освященных местах, и очень редко случается, чтобы кто-либо из неуважения к этому религиозному обычаю осмелился скрыть у себя что-нибудь из добычи или унести из кучи: за это определена очень мучительная казнь.

Галлы все считают себя потомками Дита и говорят, что таково учение друидов.
По этой причине они исчисляют и определяют время не по дням, а по ночам: день рождения, начало месяца и года они исчисляют так, что сперва идет ночь, за ней день.
В остальных своих обычаях они отличаются от прочих народов главным образом тем, что позволяют своим детям подходить к себе при народе не раньше достижения ими совершеннолетия и воинского возраста и считают неприличным, чтобы сын в детском возрасте появлялся на публике при отце.

К деньгам, которые муж получает в приданое за женой, он прибавляет такую же сумму из своего имущества на основании произведенной оценки. Этому соединенному капиталу ведется общий счет, и доходы с него откладываются.
Кто из супругов переживет другого, к тому переходят обе половины капитала вместе с наросшими за все время процентами.

Мужья имеют над женами, как и над детьми, право жизни и смерти, и когда умирает знатный человек – глава семейства, то собираются его родственники и в случае, если его смерть возбуждает какие-либо подозрения, пытают жен, как рабов, и уличенных казнят после всевозможных пыток, между прочим, сожжением.

Похороны у галлов сравнительно с их образом жизни великолепны и связаны с большими расходами. Все, что, по их мнению, было мило покойнику при жизни, они бросают в огонь, даже и животных; и еще незадолго до нашего времени по соблюдении всех похоронных обрядов сжигались вместе с покойником его рабы и клиенты, если он их действительно любил.

В общинах, наиболее благоустроенных, существует строгий закон, чтобы всякий, кто узнает от соседей (даже если это будет просто болтовня) нечто, касающееся интересов общины, доносил властям и не сообщал никому другому. Ведь опыт показывает, что ложные слухи часто пугают безрассудных и неопытных людей, толкают их на необдуманные действия и заставляют принимать ответственные решения по важнейшим делам.

Власти скрывают то, что найдут нужным скрыть, а то, что найдут полезным, объявляют народу.
Но вообще о государственных делах позволяется говорить только в народном собрании.

ГЕРМАНЦЫ

Нравы германцев во многом отличаются от галльских нравов: у них нет друидов для заведования богослужением, и они мало придают значения жертвоприношениям.
Они веруют только в таких богов, которых они видят и которые им явно помогают, именно – в солнце, Вулкана и луну. Об остальных богах они не знают и по слуху.

Вся жизнь их проходит в охоте и в военных занятиях: они с детства приучаются к труду и к суровой жизни. Чем дольше молодые люди сохраняют целомудрие, тем больше им славы у соплеменников: по их мнению, целомудрие увеличивает рост и укрепляет мускульную силу.
Узнать до двадцатилетнего возраста, что такое женщина, они считают величайшим позором. Однако это и не скрывается, так как оба пола вместе купаются в реках и одеваются в шкуры или небольшие меха, которые оставляют значительную часть тела голой.

Земледелием они занимаются мало - их пища состоит главным образом из молока, сыра и мяса.
Ни у кого из них нет определенных земельных участков и вообще земельной собственности.
Но власти и князья каждый год наделяют землей роды и объединившиеся союзы родственников, насколько и где найдут нужным. А через год заставляют их переходить на другое место.

Этот порядок они объясняют разными соображениями, а именно:
чтобы в увлечении оседлой жизнью люди не променяли интереса к войне на занятия земледелием,
чтобы они не стремились к приобретению обширных имений и люди сильные не выгоняли бы слабых из их владений,
чтобы люди не слишком основательно строились из боязни холодов и жары,
чтобы не нарождалась у них жадность к деньгам, благодаря которой возникают партии и раздоры,
наконец, - это лучшее средство управлять народом путем укрепления в нем довольства, раз каждый видит, что в имущественном отношении он не уступает людям самым сильным.

Чем более какая-либо община опустошает соседние земли и чем обширнее окружающие ее пустыни, - тем больше для нее почета.
Истинная доблесть в глазах германцев в том и состоит, чтобы соседи, изгнанные из своих земель, уходили дальше и чтобы никто не осмеливался селиться поблизости от них.
Вместе с тем они полагают, что будут находиться в большей безопасности, если устранят возможность неожиданных набегов.

Когда община ведет оборонительную или наступательную войну, она выбирает для руководства ею особых вождей с правом жизни и смерти.
В мирное же время у них нет общей для всего племени власти, но старейшины областей и селений  творят суд среди своих родичей и улаживают их споры.

Разбои вне пределов собственной страны у них не считаются позорными, и они даже хвалят их как лучшее средство для упражнения молодежи и для устранения праздности.
И когда какой-нибудь князь предлагает себя в народном собрании в вожди и вызывает желающих за ним последовать, тогда поднимаются все, кто сочувствует предприятию и личности вождя, и при одобрениях народной массы обещают ему свою помощь.
Но те из них, кто на самом деле не пойдет, считаются дезертирами и изменниками, и после этого им ни в чем не верят.

Оскорбить гостя германцы считают грехом и, кто бы и по какому бы делу к ним ни пришел, ограждают его от обид, признают его неприкосновенным.
Для него открыты все дома, и с ним все делятся пищей.