Онтология определенности 2. Качество и Количество

Шестьдесят Седьмой
Сразу оговоримся, что речь пойдет об абстрактном, так как в реальности качество неотделимо от количества, но для начала требуется хорошо понимать азы.

Качество - это уникальность без обособленности, по причине того, что качеству не от чего обособляться, весь смысл качества в нем самом и каждое качество подобно бытию - оно одно! Качество - это Единица, Что. В этом смысле каждый человек (его Я), скажем, в первую очередь есть качество. Он абсолютно уникален. Каждое конкретное "Я" вечно и бесконечно. Качество "в переводе" на язык онтологии определенности есть объединение, Целое, причем целое именно как одно. И Целому не нужны "соседи", оно самодостаточно. Качество - это сущность. Платон называет этот принцип "природой тождественного". Качество активно и разнообразно содержательно. Качество наполняет, прибавляет, увеличивает, стремится к максимуму.

Количество - это обособленность без уникальности, количество ничего, праматерия. Обособленность есть, а вот от чего именно обособленность сказать нельзя, по причине того, что ничего нет! В этом смысле количество есть Ничто и Небытие. Количество - это, естественно, Многое, Нечто. Для примера количественный атом не есть Что, а есть Нечто, он не может быть в единственном числе. Атомов всегда много. Обособления друг от друга есть, но нет смысла. Атом "в переводе" на язык онтологии определенности есть всего лишь отделение друг от друга, множественность, часть. А часть не может быть одна. Платон называет этот принцип "природой иного". Количество пассивно и не имеет другого содержания, кроме индивидуации. Количество опустошает, делит, измельчает, стремится к минимуму.

Если вы ищете Качество - не ищите его в Пространстве (ибо Пространство есть Многое), ищите его во Времени (ибо Время Одно). Поэтому "Я" отсутствует в Пространстве, "Я" присутствует только во Времени. Здесь можно вспомнить о хайдеггеровском "Присутствии" и его непосредственной связи с Бытием. Аналогично происходит и с любым Качеством.

А вот тело человека в Пространстве можно и клонировать, но попробуйте клонировать "Я" - увы - ничего не выйдет... Качество (или сущность) "яблоко" - одно, а вот материальных яблок (количество) - много.

PS

Лейбниц называл свойством праматерии "непроницаемость" - как можно заметить - это аналогия "обособленности". А также считал праматерию принципом индивидуации, что опять же "посылает мяч в те же ворота" - обособленности.

Все сущее, по Декарту, принадлежит к одной из двух несовместимых субстанций: мыслящей (res cogitans) или протяженной (res extensa). Здесь также достаточно очевидно, что есть что: качество - мыслящая (вспоминаем Парменида), количество - протяженная - тут всё и так понятно. Вторая субстанция по Декарту и есть материя, сущность которой Декарт сводит к трехмерному протяжению. Субстанция, для тех, кто не знает, это штука, существующая сама по себе (substantia — под-лежащее, лежащее в основе).

По Канту материя обладает силой отталкивания (читай - обособленности, хотя отталкивание имеет свой нюанс). Именно в следствии ее деятельности и получается протяженность. А мы добавим - и разреженность, то есть пустая пустота. Качество же проявляет обратное направление, стремясь свести все в одно - заполнить. Онтология определенности в отличии от Канта не относит силу притяжения к материи.

Качество же является практически "движущей" силой, как "пневма" у стоиков, именно качество, соединившись с материей, и придает самому движению целостность. Впрочем не только движению. Качество придает целостность всему, чего коснется. Небытие пассивно, бытие - активно.

Новая философская энциклопедия: "Единство, неделимость, т. е. простота, — главное определение субстанций у Лейбница, именно поэтому названных монадами. По Лейбницу, монады не воздействуют друг на друга («не имеют окон») именно в силу их единства, ибо единое, включенное в систему отношений, становится многим". Нетрудно заметить, что отсутствие "окон" у монад, есть прямое указание на "уникальность без обособления". Даже находясь в плотной атмосфере общего бытия качества не имеют никакой возможности "общения" между собой, так как они представляют собой уникальность в кристально чистом виде.