Законы Англии - законы всего мира? Лакме, опера Де

Мари Козлова
 "Законы Англии - законы всего мира"?

"Лакме", опера Делиба, новая сцена Мариинского театра, 16 ноября 2023 года

Премьера новой постановки оперы Делиба "Лакме", созданной совместно с Красноярским государственным театром оперы и балета имени Д.Хворостовского, оказалась очень удачной. Здесь всё сошлось для этого: отличные солисты, вдохновенный дирижер и оркестр, режиссер, имеющий чувство стиля и меры, которому есть что сказать зрителю. И пели артисты прекрасно - в премьере участвовали первоклассные певцы, которые и раньше исполняли эти роли в прежней, полусценической постановке оперы Мариинского театра: Лакме – Айгуль Хисматуллина,
Джеральд – Борис Степанов,
Фредрик – Егор Чубаков,
Нилаканта – Магеррам  Гусейнов. И оркестр под управление Кристиана Кнаппа звучал замечательно, и режиссер Сергей Новиков бережно подошел к воплощению оперы, хоть и не удержался от ее "путешествия во времени", но обогатил затронутую в ней проблематику отсылкой к ужасающей картине знаменитого русского художника Верещагина "Дьявольский ветер", эскиз к которой "Казнь из пушек в Британской Индии" постоянно присутствовал и в видеопроекциях, и в декорациях (режиссер – Сергей Новиков, художник по декорациям и костюмам – Мария Высотская, художник по свету – Руслан Майоров, художник по видео – Дмитрий Иванченко).
В этот раз и оркестр звучал как-то особенно выразительно. Струящаяся, словно переливающаяся и искрящаяся музыка оперы, завораживала. Одна театральная знакомая очень точно назвала ее медитативной. И вправду она проникала и в душу, и в сознание, подчиняя их своим гармониям, ритмам и светлой энергии. Легкий восточный индийский колорит в ней красноречиво соседствует с военной британской музыкальной символикой, властно напоминая нам о неизгладимом историческом прошлом - Британия была крупнейшим мировым завоевателем, она владела множеством колоний, в том числе и Индией, где чувствовала себя полноправной хозяйкой. Беспардонной хозяйкой - беру все, что хочу! "Законы Англии - законы всего мира" - эта излюбленная фраза британских аристократов и раньше приходила мне на ум в первом действии оперы, когда компания молодых англичан нагло хозяйничает в тайном святилище богини Дурги, хватая все, что им заблагорассудится, нисколько не считаясь с индийскими религиозными традициями и нормами. В новой премьерной постановке действие развивается в большом городе, в современном индийском культурном центре, где тоже есть индуистский священный сад, куда по-хозяйски и вламываются молодые британцы, не отягощенные уважением к чужим правилам. Впрочем, и городские власти, где расположен индийский центр, не страдают излишком уважения к иной культуре и религии: в угоду своим интересам они сносят этот центр, разрушая тем самым духовные ценности большого сообщества. "Интересы Англии (или британского капитала) - интересы всего мира"? Так теперь звучит прежний постулат? Крепка колониальная психология европейцев!
На этом фоне особенно трагично смотрится история жертвенной любви Лакме к британскому офицеру Джеральду (Борис Степанов), хотя перенесенная режиссером в крупный европейский мегаполис, она все-таки теряет свой масштаб и свою сакральную обреченность, оставляя на виду лишь мировоззренческие противоречия менталитета представителей двух несхожих культур.
Трогательная и наивная Лакме, свято верящая в возможность идиллической жизни в рамках индуистской традиции с влюбленным в нее британским военным, в исполнении Айгуль Хисматуллиной восхищала хрустальным голосом, в котором словно звенят колокольчики, как в центральной арии с колокольчиками заглавной героини этой оперы. Певица блеснула своим красивым голосом в сложнейшей колоратурной партии и в "арии с колокольчиками", и в очаровательном "цветочном дуете" с Малликой (Екатерина Крапивина)! Хотя лишившись, по воле режиссера, своей сакральной исключительности и значимости, Лакме превращается просто в мечтательную экзальтированную девушку, совершенно оторванную от реальной жизни и готовую пойти на самоубийство из-за не сложившейся по ее представлениям любви. И это снижает накал страстей. Но это становится очевидным только, если глубоко вдумываться в предлагаемую Сергеем Новиковым версию оперы. Но не в музыке и пении. В этом убеждают и хор, и солисты. А сознание упорно воспроизводит знакомую по либретто историю, происходившую в колониальной Британской Индии, где колонизаторы запрещали индусам отправлять свои религиозные культы. Незыблемо стоит на страже индуистских религиозных начал жрец Нилаканта, суровый отец Лакме. В исполнении Магеррама Гусейнова он грозен и решителен в своем решении мстить наглому британцу, осмелившемуся не только проникнуть в запретное для чужаков святилище, но и рискнувшему искать благосклонности его дочери. Как это всегда бывает у Магеррама Гусейнова, он предлагает зрителям вокально очень выразительного брахмана Нилаканту. Его арии полны эмоций - тут и гнев, и возмущение, и жажда мести, и тревога о дочери.
Порадовали отличным пением и исполнители "британских" персонажей - Борис Степанов (Джеральд), Егор Чубаков (Фредрик), Кира Логинова (Элен), Ирина Матаева (Роуз), Лидия Бобохина (мисс Бентсон).
Постановка, несмотря на некоторые вольности трактовки оперы, получилась удачной.
Визуальный ряд премьерного спектакля не заслонял изначальный замысел создателей оперы - столкновение культур в колониальной стране. Более того - в постановке Сергея Новикова это многократно усиливается демонстрацией в декорациях и на занавесе в начале и финале первого действия копии эскиза картины Верещагина "Казнь из пушек в Британской Индии". Саму картину "Дьявольский ветер" в свое время уничтожили британцы, выкупив ее на аукционе. Слишком красноречивым было обвинение в бесчеловечности, творимой английскими колонизаторами в Индии, когда человека, привязыванного к жерлу пушки, казнили, разрывая на куски, выстрелом из нее. Сильный режиссерский ход!
Спектакль понравился публике и вызвал у нее бурный восторг, вылившийся в продолжительную овацию. А картина Верещагина и сам отраженный на ней факт не отпускает и заставляет размышлять о пределах человеческой жестокости и военной изобретательности.