Д. И. Менделеев. Таможенный тариф

Владимир Дмитриевич Соколов
Полное название этой работы "Толковый тариф, или исследование о развитии промышленности России в связи с ее таможенным тарифом 1891 года". На склоне лет, перечисляя свои достижения Менделеев именно эту работу ставил на самое высокое место среди других своих работ, то есть на второе, отдавая пальму первенства, естественно, Периодическому закону химических элементов. Хотя за свою жизнь Менделеев успел отметиться, и весьма успешно во многих областях. "Что там 'Основы химии'" -- писал он (а это был учебник, по которому тогда училась вся химическая Россия), -- "вот 'Толковый тариф' другое дело".

ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ "ТАРИФА"

а) пошел туда, а пришел в другое место

Характерной особенностью творческого метода ученого было то, что он ничем не занимался планомерно. Кроме, Периодического закона, который был делом его жизни, к которому он долго готовился и долго шел, несмотря на внешние и внутренние препятствия. Все же остальные его работы возникали спонтанно, из потребностей дня. Пошел в одно место, а пришел в другое: так можно охарактеризовать отправную точку работы ученого. Вышел хорошим сентябрьским вечерком прогуляться по бульвару, заскочил на минутку к приятелю... и завертелось колесо дел на многие в совершенно неожиданном для самого ученого поле.

"В сентябре 1889 г заехал по-товарищески к И. А. Вышнеградскому... чтобы поговорить по нефтяным делам, а он предложил мне заняться таможенным тарифом по химическим продуктам и сделал меня членом Совета торговли и мануфактур. Живо я принялся за дело, овладел им и напечатал этот доклад к рождеству," -- так начало работы над тарифом вспоминал сам ученый.

Но если начал он случайно, то начав, если уж тема его увлекала, Менделеев продолжал работать над ней и после того, как первоначальная цель была вроде бы достигнута. В случае с тарифами ученый, составив доклад, убедился, что невозможно ограничиться рассмотрением только тарифов на химические продукты. Нужно полностью понять тарифную систему, и ученый влез в совершенно ему незнакомую экономическую сферу целиком и полностью, так что даже ушей на поверхности невозможно было заметить.

б) начинание с нуля

Другой особенностью ученого, самого крупного авторитета в своей сфере, было не доверять никаким авторитетам. Тогда авторитетным считалось мнение, что внешние тарифы не нужны (внутренние в России были уже отменены), они только сдерживают торговлю. "Посмотрите на англичан," -- говорили специалисты, -- "вот у них нет тарифов, и каких успехов они достигли".

Менделеев начал не с чтения экономистов и изучения специальной литературы, а с самой живой и непосредственной действительности. По его просьбе работники архивов Министерства финансов подняли документы о тарифной политике в России начиная с И. Грозного и кончая царствовавшим тогда Александром II.

Любопытно, что Менделеев даже и не вздумал читать Адами Смита, которым ему все тыкали носом. Не думал читать на ранней стадии: позже он основательно познакомился с главным трудом отца западной экономической мысли и небезуспешно полемизировал с его адептами

в) систематичность подхода

Ученый установил, что тарифы то помогали, то препятствовали развитию экономики. Когда помогали, а когда препятствовали? Для прояснения себе этого вопроса, Дмитрий Иванович пошел наработанным путем. Понаписал громадное количество карточек. На эти карточки были занесены тарифные мероприятия всех правительств. Потом он составил другие карточки, на которые занес экономические показатели развития страны: состояние внешней торговли (цифры импорта-экспорта и по основным товарам), развитие промышленности и ремесел и сельского хозяйства (как бы мы сказали экономические показатели).

Поразительно, что всего за год он составил себе полную картину экономической истории страны. Конечно, ему помогали чиновники Министерства финансов: не только предоставляли ему все нужные документы, но и делали сводные выписки по развитию той или иной отрасли, по нормативным актам и т. д. И все равно объем проделанной работы поражает. А главное, и удивительное, что владея всей этой цифирью, его предшественники и коллеги до хрипоты спорили, нужны тарифы или нет, и даже не удосужились внимательно изучить и систематизировать материалы, которые у них постоянно были под рукой.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ "ТОЛКОВОГО ТАРИФА"

Менделеев бы не был Менделеевым, если бы собрав и проанализировав громадный фактический материал, он бы не сделал выводов. А выводы были просты и до безобразия очевидны.

Существуют два прямо противоположных взгляда на тарифную политику. Один из них фритредерство, утверждающее, что экономика развивается тем шибчшее, чем ниже таможенные тарифы. А лучше всего, если их вообще не будет, а будет полная свобода торговли. Все от этого только выиграют. Такой взгляд, впервые последовательно проведенный в Адамом Смитом в его "Богатстве народов" стал альфой и омегой англосаксонской экономической доктриной, а в XX веке и доминирующим в и полностью возобладал в практике межгосударственных экономических отношениях.

Второй взгляд: протекционизм. Считается, что тарифы должны быть минимальными, когда ввозятся не товары, а передовые технологии и продукты интеллектуального труда. Наоборот промышленные и сельхозпродукты, если аналогичные производятся в собственной стране, должны облагаться тарифом, иначе свободный ввоз подорвет отечественную индустрию.

Менделеев, исходя прежде всего из анализа российской экономики, занял бескомпромиссную вторую позицию. Он пришел к убеждению, что свободная торговля всегда выгодна развитым, и особенно в промышленном отношении, странах и никогда не выгодна ни развивающимся странам, ни развитым с преимущественно сельскохозяйственным уклоном:

"Если… представить себе, что ныне же все страны мира сразу согласились бы держаться 'свободной торговли', то произошло бы, в конце концов, полное рабство земледельческих народов, т. е. порабощение их промышленными… Развить же у себя свою промышленность земледельческие страны не имели бы никакой возможности при полной свободе торговли, потому что иностранные промышленные их конкуренты сознательно губили бы всякие зачатки таких предприятий".

Позиция бескомпромиссная, но не догматически упертая. Менделеев ратовал за ослабление пошлин до их полной отмены на товары производственного назначения: станки, оборудование, новейшие технологии. И напротив, был яростным сторонником пошлин на готовую продукцию.

Также будучи сторонником протекционизма, Менделеев указывал, что одними протекционистскими мерами экономику не разовьешь. "Промышленно-торговую политику страны нельзя правильно понимать, если разуметь под нею только одни таможенные пошлины. Протекционизм подразумевает не их только, а всю совокупность мероприятий государства, благоприятствующих промыслам и торговле и к ним приноравливаемых от школ до внешней политики, от дороги до банков, от законоположений до всемирных выставок, от бороньбы земли до скорости перевозки... [Только тогда] дорогое, да свое, начатое с корня, может стать дешевым, а чужое… может из дешевого стать дорогим".

Не будучи подкованными по этой части, чтобы решать прав Менделеев или его противники, отметим только, что принцип свободной торговли чаще провозглашается, чем реализуется. Развитые страны, охотно продавая по дешевке товары промышленного производства и покупая сельскохозяйственные, вовсе не спешат делиться ни товарами промышленного назначения, а уж технологиями и продуктами интеллектуального труда тем более. Интернет в наше время допроник до самых глухих углов, вот только учиться там нечему: сплошная помойка -- и это не свойство Интернета, как технического изобретения, а сознательная политика экономически развитых стран.

ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ "ТАРИФА"

г) недоведение дела до конца

За многое бравшись, Менделеев многое же не доводил до конца. Да практически, кроме Периодического закона, он ничего так и не довел до конца. Это же касается и "Толкового тарифа".

Причина в данном случае очевидна. Дмитрий Иванович отнюдь не относился к типу кабинетных ученых, для которых главное высказать идеи, застолбить приоритет, а там трава не расти. Он всегда нацеливал свои исследования на практический результат. А практического результата от "Толкового тарифа" ожидать не приходилось: слишком многим в России, причем преимущественно людям из высших эшелонов власти, развитие отечественной экономики было не по нутру. Сегодня мы таких людей называем компрадорами. Отлично понимал ситуацию тогдашней, да и теперешней России Менделеев:

"Говорят, и говорят громко, противу протекционизма люди, живущие на определенные средства и не хотящие участвовать в промышленности. У них доходов не прибудет от роста промышленности, а от протекционизма им страшно понести лишние расходы, особенно если все их вкусы и аппетиты направлены к чужеземному. Помилуйте, говорят они, вы налагаете пошлины на шляпки и зеркала, а они мне надобны, и я не вижу никакого резона в ваших протекционистских началах; для меня протекционизм тождествен с воровством... Не в одних темных углах гостиных толкуют так. Литературы полны такою недодумкою".

Столкнувшись с бешеным сопротивлением своим идеям, Менделеев плюнул на это дело и завязал с их продвижением в практику: он отлично понимал, что когда завязаны шкурные интересы, ученому, какими бы неопровержимыми и рациональными ни были его доводы, делать нечего. Хотя чисто внешне ученый одержал как бы и победу. Его записка стала основополагающей в принятом в 1891 году Таможенном тарифе Российской империи, который современники даже называли "менделеевским". Да и сам Менделеев по просьбе высших должностных лиц, в т. ч. преемника Вышеградского на посту министра финансов Витте, вносил коррективы в свою записку. А толку?

ДРУГИЕ МИНИАЮТЮРЫ О ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЯХ
http://proza.ru/2023/11/20/215