Становление характера Глава 7

Маргарита Маликова-Белая
Я всегда с большой долей недоверия относилась к рассказам о том, как мальчиков, в раннем возрасте отрывали от семьи и отправляли в кадеты-курсанты. Был даже момент, когда я категорически выступала против подобного "изуверства".
Но расскажу о ситуации, в которой, волей судьбы, оказалась сама. Сразу оговорюсь, что повторять подобный форс-мажор никого не призываю. Просто делюсь.
Младшего сына я никогда далеко от себя не отпускала, но при этом возле "своей юбки" тоже не держала. Просто по характеру он был очень "домашним" ребёнком и даже, когда мы возили его к бабушке, он требовал вечером забрать его домой.
В отличие от первенца, мой второй сын был спокойным и вполне самодостаточным. Он всегда находил себе заделье –  любил развивающие игры и много читал. При этом у него было довольно много друзей, опять-таки в отличие от первого сына. Он много знал, имел по любому вопросу своё эксклюзивное мнение, а ещё он был остер на язык, что всегда ценится в мужской компании.
Признаюсь, в то время я, как и многие из вас,  была "ненормальной" матерью, которой везде чудились злодеи. Младший сынишка казался мне слишком доверчивым и слабым, не способным защитить себя.  Это теперь я понимаю, что мальчика нельзя чрезмерно опекать. Ему нужно давать определённую свободу, ведь он – будущий мужчина. Он должен учиться сам принимать решения, а порой даже... драться, отстаивая свои принципы и завоёвывая авторитет среди сверстников.
Естественно,  всё должно быть в разумных пределах. Правда, пределы этой разумности, определить не просто. Особенно в современном мире. Здесь мать должна включить интуицию. А ещё мать ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть в курсе того, с кем встречаются и общаются её дети! Для этого не обязательно становиться Шерлоком Холмсом.  Надо просто находить время для общения с ребёнком. Но при этом не нужно требовать от него отчётов, не надо давить авторитетом, не стоит выспрашивать, где и с кем он был. Нужно просто быть искренней и доброжелательной, и тогда (может не сразу), но ребёнок станет делиться с вами, приоткрывая завесу своих  секретов.
Поймите, это очень важно!!!
 Всегда нужно стремиться к установлению доверительных, дружеских  отношений со своим ребенком.  Если у вас это получится, то в сложных ситуациях, он станет рассказывать вам о своих проблемах, спрашивать совета.
Вы не должны отмахиваться от него, ссылаясь на усталость и занятость! Вы всегда должны "быть на связи"!
РЕБЁНОК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ГЛАВНОЕ – В ЛЮБОЙ СЛОЖНОЙ ИЛИ НЕПОНЯТНОЙ СИТУАЦИИ МАМА ПРИДЁТ НА ПОМОЩЬ! Отставив в сторону свои даже самые архиважные дела, вы должны найти время, чтобы выслушать  ребёнка и обсудить с ним, даже совершенно глупую на ваш взгляд (но, вероятно, важную для него) проблему.
Только в этом случае, вы сможете рассчитывать на то, что в будущем, когда вам самим понадобиться помощь (а она понадобится – не сомневайтесь!), он тоже найдет для вас время и поможет.
СЧИТАЮ, ЧТО ДОСТИЧЬ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ –  ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ!
В своё время я не дала старшему сыну проявить свою самостоятельность в том возрасте, когда мальчику это необходимо. Я сама решала его проблемы, наивно полагая, что всё делаю правильно. Это,  конечно же, не могло не отразиться на его характере.
Наделав кучу ошибок в воспитании своего первенца, я очень старалась  не повторить их со вторым. Возможно именно поэтому,  со своим вторым ребёнком я поступила, если можно так выразиться, несколько жестоко. Сразу оговорюсь – сделала я это не преднамеренно. Так сложились обстоятельства.
Сынишке тогда исполнилось одиннадцать. Ещё раз повторю – он был очень домашним ребёнком! Нет, он не был ни хилым, ни слабым. Активный, разносторонне развитый, общительный, спокойный, но при этом с острым, как сейчас принято говорить – креативным мышлением.
В то время я работала в вузе. Профком выделил для моего сына бесплатную путёвку на Чёрное море, в город Анапу.  Конечно, мы все очень обрадовались!  Тогда мы  жили в Сибири и бесплатная поездка к Чёрному морю, да ещё в разгар лета – была настоящей роскошью. Путешествие на поезде из Красноярска в Анапу, через пол страны, занимало целых пять дней! Почувствуйте широту и бескрайность российских просторов!
 Жили мы в то время, мягко говоря, не богато и для того, чтобы снарядить ребёнка в столь  дальний путь, пришлось поднапрячься. Одно дело, когда ребёнок проводит лето в своём дворе или у бабушки в деревне, другое – в другом городе, среди новых людей.  Сыну были куплены новые футболки-шорты и, главное, – новые кроссовки.
Группа, в составе которой он отправлялся в путешествие, была разновозрастной – от девяти до четырнадцати лет. Исключение составляли двое подростков – пятнадцати и шестнадцати лет. Причём эти переростки имели очень "влиятельных" пап.
Но на тот момент никто даже и подумать не мог, во что всё это может вылиться.
Да, и ещё, небольшая предыстория: младший сын хоть и был общительным малым, но особым участием и состраданием к близким (видимо в силу возраста) он не отличался. То есть, мама-папа-брат у него как бы были, но душевных затрат и помощи мы получали от него по минимуму. В принципе он делал то, что от него требовалось – помогал, когда его просили, но без энтузиазма. То есть, он рос таким же, как и большинство его сверстников.
И вот так случилось, что отправила я своё любимое чадо в не близкий путь, да ещё с незнакомыми людьми.
К чести сына, по возвращении он ни словом не обмолвился о том, что произошло в поездке. А на мой вопрос, где его кроссовки, ответил – украли.
Узнала обо всём я совершенно случайно, от мамы одной из девочек.
Признаюсь, вначале был ужас, обычный, материнский! Потом – посыпание головы пеплом – как же я могла отправить родное дитя..!!
А потом вдруг пришло  осознание того, что... не зря раньше "отрывали" мальчиков от матерей и отправляли в кадеты. Это была школа мужества. Она либо превращала мальчика в мужчину, либо в безвольное мягкотелое существо.
Но хватит патетики. Расскажу  по существу, о том, что произошло в дороге.
Мой одиннадцатилетний сын и ещё один мальчик чуть постарше, оказались в одном купе с переростками.  И те, возомнив себя воспитателями – по аналогии  с армией – "дедами", стали издеваться над теми, кто слабее. Мне никогда не узнать, что пережил мой сын. Но он с честью справился с выпавшими на его долю испытаниями и изменился внутренне. Появились сострадание и искренняя любовь к близким.
Из поездки он привез каждому из нас подарок, а оставшиеся деньги потратил на фрукты для всей семьи. Поверьте, это стоит дорогого!
Даже сейчас, когда я пишу эти строки, мои глаза влажнеют от избытка чувств, и я ощущаю гордость за сына! В свои одиннадцать он стал настоящим мужчиной!
А вы... Делайте выводы. И обязательно давайте своим подрастающим сыновьям возможность совершать мужские поступки. Потому что только тогда они вырастут настоящими мужчинами!