Атаманщина на востоке России часть 4

Новосельцев Григорий Петрович
. Атаманщина как феномен гражданской войны на востоке России — часть   4
 (Автор: В. А. Шулдяков, канд. ист. наук) Атаманы вели борьбу на беспощадное истребление врага. Калмыкову приписывают такую фразу: «...перегрызай горло всякому большевику, а то он тебе перегрызет» (22). Колебавшимся, уклонявшимся от борьбы тоже доставалось, так как и атаманы исповедовали принцип «кто не с нами, тот против нас» (23).Подобно чекистам, семеновцы или анненковцы не утруждали себя поисками вины подозреваемого: хватало подозрения. Эффективность атаманского террора была также высока. Анненковская контрразведка настолько разгромила большевистское подполье в Павлодаре, Семипалатинске, Усть-Каменогорске, что после прихода Красной Армии нельзя было найти местных людей для организации ревкомов (24). Давать оценку внешней ориентации атаманов надо с учетом ментальности эпохи. Большевики преподносили свои действия как начало мировой революции, их движение было интернациональным. Российская контрреволюция тоже вышла за национальные рамки и искала союзников за рубежом. Большевики воспользовались помощью Германии и по Брестскому миру отдали ей огромные территории. Стоит ли упрекать за подобные мысли их противников? Ориентация на японцев - не только прагматизм. Показателен приговор сбора оренбургской станицы Урлядинской, обращавшегося к Колчаку: «Настоящая борьба - борьба добра и зла. Людей зла в России больше, чем людей добра, при безразличии общей массы. ...Нас, казаков, слишком мало, чтобы оздоровить всю страну. Господин Верховный правитель, мы подчинимся всему тому, что угодно будет Вам предпринять по привлечению иностранного содействия для борьбы с большевиками... ибо нельзя дожидаться, когда все дураки образумятся и вся сволочь засовестится. ...Мы заявляем, что готовы ценою подданства императору Японскому избавиться от подчинения российской сволочи, руководимой и разжигаемой в темноте и злобе своей жидами» (25) . Для части православных борьба приобрела религиозный смысл. Может, отсюда лозунг анненковцев «С нами Бог!» или аналой с Библией в тесной комнатке атамана Калмыкова (26). Может, отсюда и тотальный террор атаманщины. Один из ближайших сподвижников Семенова барон Р. Ф. Унгерн так объяснял необходимость истребления носителей социализма: «Зло, пришедшее на землю, чтобы уничтожить божественное начало в душе человеческой, должно быть вырвано с корнем» (27).