Святовид. Миф. Реконстр

Олег Данкир
     Святовид считается в русо-славянских Ведах божеством, кое в чём-то тождественно Дыю и Сварогу. Возможно, это только различные прозвания одного и того же высочайшего существа.
     Впрочем, другие легенды называют Святовида сыном Сварога и почитают как божество ясного дня, придавая ему полную власть над людьми.
     Больше всего Святовид почитался западными славянами, чем восточными.
     Святовид у русо-славян является божеством охранителем Дажьбога-Солнца, его проводводитель в небесном пути, он отворяет врата его дворца.
     Когда Святовид вместе с солнцем отбывает на покой, на небесном своде появляется его дочь Вечерница, богиня сумерек, а после неё воцаряется Ночена, супруга Святовида. На ней плащ, сотканный из лунных лучей, а вокруг плывут её дочери — звезды.
     Детьми Сваятовида считаются Утробог и Заря. Они всегда ведут бой с Мраком, желающим навсегда воцариться на небесах.
     Мракота, супруга Мрака, всегда завидовала красоте Ночены и всячески стремилась омрачить сияющую красоту ночи, обрывая её роскошный плащ. Тогда ночь делается сумеречная, страшная. Этого и добивается Мракота.
     Но добрая Лада своей сверкающей иглой надшивает плащ Ночены и заново наряжает свою подругу. А поутру, едва успев повстречаться с женой, Святовид вновь сопутствует Дажьбогу-Солнцу в его пути по небесам.
     По свидетельству древних, в богатом Арконском храме, разрушенном в 12-м веке, стоял огромный идол Святовида, выше роста человеческого, с четырьмя бородатыми головами на отдельных шеях, обращенными в четыре разные стороны; в правой руке держал он турий рог, наполненный вином.
     Тут же висели принадлежащие богу седло, мундштук и огромный меч. Из птиц Святовиду посвящался петух.
     Четыре головы Святовида, обозначали четыре стороны света и поставленные с ними в связи четыре времени года. Восток и юг означали царство дня, весны, лета. Запад и север означали царство ночи, осени и зимы. Борода Святовида считалась славянами эмблемой облаков, застилающих небо. Меч Святовида полагался молнией. Поездки Святовида на коне и битвы с вражьими силами означали не что иное, как картина бурно несущейся грозы.
     Святовид отдыхает в своем небесном чертоге, подобно всем прочим богам. Rак владыка небесных громов, после отдыха выезжает, чаще по ночам, во мраке ночеподобных туч, чтобы сражаться с демонами тьмы, коих разит он молниями и проливает на землю дождь.
     Святовид признавался также богом плодородия, к нему воссылались мольбы оратаев об изобилии плодов земных, по его рогу, наполненному вином, символом дожя, гадали о будущем урожае.
     Со Святовидом у славян, как и у прочих арийских народов, связывались представления ожесточенной борьбы с демонами и благодатного плодородия, разливаемого им по земле. Отчего время зимнего поворота солнца, предвещающее грядущее торжество Святовида над нечистою силою, получило название Святок, а весенний праздник пробуждения природы, появления молниеносных облаков и дождевых ливней, получил название Святой, Светлой недели.
     Храм Святовида был деревянный и возвышался на равнине. Стены храма были снаружи украшены всякими картинами, и одна только дверь служила к нему входом.
     Внутри Храма имелось два отделения. Одно окружалось пурпурною стеною, другое состояло из четырех столбов с прекрасными завесами, и здесь как раз и находился идол. В храме было много рогов от диких зверей.
     Святовид почитался у славян оракулом, пророком. Со всех сторон стекался к нему славянский народ. Все славяне посылали в Аркону дань свою.
     Иноземные купцы, приходившие в Аркону, должны были платить идолу часть своих товаров. Даже король датский Свен Отто подарил ему золотую чашу высокой работы.
     На сокровища Святовидова содержаны были триста всадников со стольким же числом лошадей. Когда у рюгенцов была война, то сии всадники отправлялись в поход, и вся добыча, полученная ими в сражении, принадлежала Святовиду.
     Кроме лошадей, был ещё белый конь, принадлежавший идолу, который, по словам жреца, ездил на нём иногда против неприятеля. Для того и показывал жрец в иное утро, как этот конь устал от дальней, тяжёлой езды.
     Белого коня употребляли также на то, чтобы узнать предстоящую судьбу при каком-либо предприятии. Когда думали начать войну, то втыкали в землю перед храмом три пары кольев крестообразно. Жрец подводил к ним коня, и, если он перешагивал через них правою ногою, это служило добрым предвещанием; в противном случае опасались какой-нибудь беды.
     Сам жрец кормил этого коня, и он только один имел право иногда на нем выезжать. Белый конь почитался столь святым, что не дерзали трогать у него ни одного волоса ни в гриве, ни в хвосте.
     В честь Святовида учреждаемы были весьма пышные и великолепные праздники. Главное торжество происходило ежегодно после жатвы; тогда стекалось обыкновенно великое множество народа, который приносил идолу первенцы собранных плодов.
     За день до того жрец должен был сам выместь храм, не переводя, однако, дыхания; и каждый раз, когда ему надлежало перевести дух, он должен был выйти из храма, дабы великое божество не осквернилось дыханием смертного.
     На другой день начиналось торжество. Священник осматривал сперва рог, бывший в руке Святовида, и ежели он ещё был наполнен вином, то предсказывал он благословенную жатву на будущий год.
     По окончании сего первого торжественного действия выливал он старое вино, наполнял рог снова и давал отведывать идолу; а затем опять вкладывал рог идолу в руку. Потом являлась новая процессия: каждый год приносили в жертву Святовиду огромный пирог.
     Жрец становился за ним, и если пирог оказывался так велик, что за ним жреца не видно было, то думали, что это приятно для божества; в противном случае жрец увещевал народ приносить в будущий праздник гораздо больший пирог, и все богослужение оканчивалось новым увещеванием пребыть навсегда верными служению Святовиду.
     Тут начинали пировать и почитали за грех, если кто не хотел много пить.
     По сему видно, что предки наши ещё издревле были добрые хлебосолы.