И знамя вольности кровавой Я подымаю на Петра Мазе

Мари Козлова
 "И знамя вольности кровавой Я подымаю на Петра"

"Мазепа", опера Чайковского, историческая сцена Мариинского театра, 23 ноября 2023 года

В этот вечер судьба подарила тот редкий спектакль, когда знакомую оперу, которую выучил почти наизусть, слушаешь и смотришь словно впервые, будто заново воспринимаешь музыку и переживаешь трагические события истории петровских времен, произошедшие более двух веков назад - и через полвека после Переяславской рады (1653), когда Украина, в лице гетмана Богдана Хмельницкого, умолила Россию принять ее в состав российского государства и добровольно перешла в подданство русского царя. Из-за этого России пришлось более десяти лет воевать с Польшей, с Речью Посполитой, после чего Левобережная Украина окончательно вошла в 1667 году в состав Российского государства. Героев оперы воспринимаешь, как старых знакомых, чья участь волнует и печалит, словно все происходит не на сцене, а в реальности, здесь и сейчас. Любовная коллизия Марии и Мазепы, семейная драма Кочубеев, закончившаяся казнью главы семейства, неразделенная любовь Андрея - все эти личные события жизни персонажей оперы, вплетаясь в канву политических интриг и военного противоборства, обретают исторический масштаб и пророческое звучание. Цельность и важность трагической истории, рассказанной в опере, сегодня воспринимается особенно остро, и похоже, не только сидящими в зрительном зале, но и артистами, музыкантами и дирижером.
Это было одно из лучших исполнений оперы Чайковского, которое мне довелось услышать в Мариинском театре. С первых аккордов увертюры музыка "заговорила", грозя и предупреждая, радуясь и тревожась, ликуя и наполняясь отчаянием, молясь и ужасаясь. Особенно пронзительными стали красноречивые контрасты дружбы и вражды, любви и жгучей ненависти, преданности и предательства, милой сердцу безбедной жизни и отягощенного жаждой мести противостояния. Не помню, чтобы раньше мне было жаль каждого героя оперы, чтобы ощущение трагизма происходящего было таким сильным, чтобы на глаза все время наворачивались слезы и ком стоял в горле. И дело не в ассоциациях, навеянных современностью, хотя и без размышлений о них не обошлось. Просто оперную историю пронзительно "рассказали", собравшись вместе, выдающиеся артисты и музыканты. Состав исполнителей оперы был лучшим из возможных.
Дирижер – Валерий Гергиев,
Мазепа – Владислав  Сулимский, Мария – Ирина  Чурилова, Андрей – Игорь  Морозов, Кочубей – Станислав Трофимов, Любовь – Анна Кикнадзе, Орлик –Михаил Колелишвили, Искра – Леонид Захожаев.
Каждый был прекрасен в своей роли и отдал частичку своей личности исполняемым персонажам, и вместе они сделали спектакль волнующим и незабываемым.
Владислав Сулимский - неподражаемый Мазепа, вокально выразительный, психологически выверенный, драматически безупречно сыгранный. У певца - баритон потрясающих возможностей и невероятного совершенства. Им Владислав Сулимский может выразить любые человеческие чувства: тут и мягкая задушевность, и яростный гнев, и нежная любовь, и мятущаяся страсть, и глубокое сомнение, раскаяние, страх, непоколебимая решимость. Красота и сила его голосе всегда подчинена заданным музыкой целям по созданию оперного образа. И персонажи у Владислава Сулимского получаются незабываемыми. И очень разными. Слушать такого гетмана Мазепу - уже большое счастье! А если еще и с Марией повезет, как в этот раз, то это вдвойне прекрасно. Ирина Чурилова подарила нам дивную Марию - мягкую, восторженную, без оглядки влюбленную и одновременно решительную, умеющую делать выбор и принимать решения. И здесь тоже сошлись вокальные и драматические таланты певицы. Красивые аккуратные пиано и энергичные форте, точная фразировка и мягкие модуляции - всё работало на впечатляющий образ, начиная с взволнованного выходного ариозо и заканчивая душераздирающей колыбельной.
Степенный Кочубей Станислава Трофимова вместе с Владиславом Сулимским и Ириной Чуриловой держал публику в напряжении с самой завязки сюжета и не давал расслабиться до своей гибели на плахе. Редко в театре можно услышать такую звенящую тишину, какая стояла в зале во время молитвы Кочубея перед казнью, а затем - в ходе финальной сцены, когда лишившаяся разума Мария баюкает умершего Андрея своей колыбельной.
Добавили волнующих красок в общее вокальное действо Анна Кикнадзе в роли Любови, жены Кочубея, Михаил Колелишвили в роли свирепого Орлика, и Леонид Захожаев в роли Искры.
Впечатляюще в спектакле звучали многочисленные хоры (не зря после двух из них поднимают занавес в конце первого и второго действия) и симфоническая картина "Полтавский бой", в балетной сюите зажигательно плясали гопак.
История личных отношений героев оперы, происходящая на фоне судьбоносных исторических событий - победа России над шведами в Полтавской битве (1709), предательство гетмана Мазепы, - всегда захватывает, но в этот раз она невольно порождала размышление об политической подоплеке происходящего.
Зачем гетман Богдан Хмельницкий пришел на поклон к русскому царю и попросился в подданство, если у правящих гетманов борьба за власть не утихала и Украйна хотела стать "независимой державой", как поет Мазепа? Была ли это просто уловка, чтобы переждать невзгоды под крылом сильного братского государства, окрепнуть и отплатить ему предательством за понимание и сострадание? Где предел политического вероломства и непорядочности? Как долго страны хранят исторические обиды?
В 17 веке (1654) Украйна объясняла свой добровольный выбор войти в состав России притеснением православной веры католической Речью Посполитой, Польшей.
Вот что гласит решение Земского собора от 1 октября 1653 года: "...запорожские черкасы милости просят со многим слезным челобитьем, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить в святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел гетмана Богдана Хмельнитцкого и все Войско Запорожское принять под свою государеву высокую руку".
И Россия вошла в положение, защитила православных собратьев, даже повоевала с Польшей за это, сформировала первую украинскую государственность, сохранив гетманскую власть и относительную самостоятельность запорожского Левобережья Украины (остальная территория Украины в 1667 году стала частью Польши). И назвала это "воссоединением Украины с Россией". А в ответ - вероломное предательство всего через полвека. Сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит? Мазепа, будучи доверенным наместником русского царя, точнее обладатель титула гетмана «Войска Запорожского обеих сторон Днепра гетман» (1704—1709) под протекторатом Русского царства, был готов примкнуть хоть к шведам, хоть к полякам, лишь бы еще большую власть получить. А ведь он управлял Левобережной Украиной и Киевом, но перешел на сторону Карла XII во время русско-шведской войны. Это его политическое предательство и вероломство.
А Кочубей показал нам, как близко у человека лежит коварство, когда личную обиду на близкого друга, крестного отца дочери, можно превратить в политическую месть, обставив ее как донос о государственной измене в расчете на мучительные пытки и казнь "в руках московских палачей", как поет Кочубей, и ему вторит хор единомышленников. Трудно сказать, что хуже. Но донос бумерангом вернулся к его подателю и привел к мучительным пыткам в застенках у Мазепы и позорной казни самого Кочубея. Не рой другому могилу...
В итоге опера потрясла, расстрогала, заставила размышлять и задаваться вопросами, искать ответы. Я убедилась, что "Мазепа" у меня самая любимая опера Чайковского, особенно в яркой классической постановке Мариинского театра. В ней меня волнует все - и музыка, и масштаб сюжетных событий, и вокальные номера персонажей, и хоры, и симфонические картины.
От спектакля осталось сильное впечатление!