Это великое слово МАМА

Тамара Костомарова
 
   Моя мама была высокой красивой женщиной, одевалась скромно, но со вкусом, немного располнела в пожилые годы. И где бы мы ни жили, я всегда была с ней рядом, а жили мы и на родине в Сибири, и в Казахском городе Джезказгане, и на земле Рязанской.

Мама окончила Новосибирское педагогическое училище, работала всю жизнь учительницей начальных классов, причём бывало так, что одна вела все четыре класса одновременно: первый и третий в первую смену, второй и четвёртый – во вторую. Она была мне и моему брату нашей первой учительницей, в школе мы называли её по имени-отчеству.
Её трудовая деятельность началась сначала в Кыштовском районе Новосибирской области, где мы жили тогда, продолжилась в средней школе № 4 города Джезказгана Казахской ССР, а с 1969 года – после переезда в Новомичуринск – она трудилась уже в общеобразовательных школах № 1 и № 2.

Из моих детских воспоминаний в памяти отложилось то, что мама была к нам с братом строга и требовательна, и более, как мне кажется, это относилось к моей персоне, а всё из-за того, что мы с братом, как я уже сказала, были её учениками, по этой причине она приучила нас называть её на «вы». Ещё мне всё время казалось, что мама занижала мои оценки, во всяком случае, когда я стала учиться в средней школе райцентра, они у меня все состояли почти из одних пятёрок.

В 1965 году, живя в Джезказгане, с группой учащихся средней школы № 4 мама была командирована в Алма-Ату, а точнее Заилийское Алатау, где в горах был разбит палаточный пионерский лагерь. По возвращении к моему двадцатилетию она подарила мне красивое чёрное платье со стеклярусом, – я его очень любила. Через некоторое время после их возвращения с гор сошёл мощный грязевой поток, который задел то место, где в палатках располагался лагерь. К счастью, там уже никого не было.

Был ещё один опасный момент, который маме удалось избежать, – в это время мы жили на рязанской земле. Случилось это, если не ошибаюсь, в начале восьмидесятых годов летом, – в это время она работала дневным воспитателем в пионерлагере «Прометей», что располагался в четырёх-пяти километрах от нашего городка. Обычно мама круглые сутки находилась в лагере, но иногда по вечерам уезжала на лагерном автобусе домой. И вот как-то вечером родители одного из её воспитанников, возвращаясь домой после посещения ребёнка в лагере, пригласили маму подвезти до города. Сначала она согласилась, но потом её отвлекли какие-то дела, и она вынуждена была остаться. Проезжая мост через реку Галину, машина вылетела за его пределы и упала в реку. Были ли тогда ограждения у этого моста, не помню, – наверное были, но видимо, очень хлипкие. К счастью, всё обошлось благополучно – муж и жена выбрались из машины и добрались до берега (река эта небольшая, но глубокая). Но что было бы с мамой, согласись она поехать с ними, – представить трудно, – плавать она не умела.

В июле 1970 года моя мама побывала в Болгарии по туристической путёвке, – это была её единственная поездка за границу, и я рада, что она состоялась.

За время своей трудовой деятельности мама не раз была награждена грамотами и благодарностями. К 45-летнему юбилею нашего города его администрацией была издана книга «России милый уголок», в которой опубликован мой очерк, посвящённый маме. К юбилею общеобразовательной школы № 1 администрацией учреждения была издана книга, в которой также есть мой рассказ о ней.

Жизнь моей мамы, хотя и не изобиловала выдающимися событиями, но безусловно соприкасалась с эпохальными событиями страны, и не только соприкасалась, но она, как и каждый из нас, была их участницей. Родилась она через шесть лет после Октябрьской революции, в семнадцать стала работать в начальной школе учительницей, через год началась Великая Отечественная война, на фронтах которой в 1943 году пропал без вести её отец (мой дедушка). Муж мамы и мой отец Владимир вернулся с фронта через месяц после призыва тяжело раненым. Во время его пребывания в госпиталях мама оставалась одна и, как могла, содержала семью, потому что раненый отец, будучи дома в перерывах между госпитализациями, был ей не помощник. В 1947 году умерла её мама (моя бабушка Василиса), и в этом же году родители расстались, на руках у мамы осталось двое маленьких детей, но несмотря ни на что, она выдержала.

Перечитывая воспоминания о родителях, ловлю себя на мысли, что до конца своих дней буду чувствовать вину перед ними, – близкими и дорогими мне людьми, – ибо неосторожным словом иногда обижала обоих, может, чаще чем хотелось бы. Теперь ничего не исправишь, – родителей нет, и от этого щемящая боль в сердце.

    Маме
   
    Обрывки поздних покаяний
    Услышь пожалуйста на миг,
    Приди ко мне сквозь расстоянья,
    Каким бы ни был путь велик.
   
    Приди, прости и посоветуй,
    Как дальше в этом мире быть,
    Как воспринять потоки света,
    Чтоб в них о близких не забыть.
   
    Слова не те… всё в них немило, 
    Закатом кажется рассвет,
    Душа с судьбою не смирилась, –
    Со мною мамы больше нет.

   Но жизнь продолжается. В душе живёт память о самых близких и дорогих людях, и в первую очередь о маме, потому что она подарила мне жизнь, и не только подарила, но и вырастила меня, преподав личный пример доброты, отзывчивости и стойкости в преодолении жизненных невзгод и перипетий. Память о ней живёт в сердце моей дочери (её внучки) и двух её правнуков, помнить её будут и представители следующих поколений нашего рода.

26 ноября 2023 г.